В статье исследуются современные проблемы уровня защиты прав граждан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанные с актуальной повесткой современной обстановки. Определяются возможные пути решений имеющихся проблем.
Ключевые слова: информационно-телекоммуникационная сеть, интернет, виртуальный мир, цифровые права, конституционные права.
Цифровизация социальной жизни привела к появлению ранее неизвестных так называемых цифровых прав. Под цифровыми правами понимаются права людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, на доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности к сети интернет.
Количество интернет-пользователей постоянно увеличивается, появляются новые технологии, интернет-ресурсы, в которых информация распространяется с высокой долей вероятности затронуть каждого пользователя. По состоянию на январь 2020 год количество участников сети «Интернет» составляет 4,54 миллиарда человек.
Актуальность темы исследования обусловлена появлением новых видов информационного взаимодействия, напряженной геополитической обстановкой, усилением цензуры интернет-пространства в Российской Федерации со стороны государственных органах в целях соблюдения прав и свобод граждан.
Президент Российской Федерации В. В. Путин не раз заявлял, что интернет может разрушить общество изнутри, если не будет подчинен «моральным» законам.
По словам Президента РФ, глобальная сеть несет серьезные угрозы обществу — распространение детской порнографии, склонение к суицидам, вовлечение несовершеннолетних в незаконные акции протеста [3].
Президент Российской Федерации утвердил Стратегию развития информационного общества с 2017 по 2030 годы. В качестве приоритетов данной стратегии названы права граждан в сети «Интернет», а именно свобода выбора информации и знаний, способствование обеспечения свободы доступа к информации, обеспечение защиты государством интересов и прав граждан в информационной сфере.
Право на свободный доступ к информации закреплен в статье 29 Конституции Российской Федерации [1] (Далее — Конституция РФ) и является неотъемлемым правом человека и гражданина России, но вместе с тем существует ряд законных оснований для ограничения данного права, что обусловлено необходимостью защиты конституционного строя и правопорядка Российской Федерации.
Статья 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Далее — ФЗ «Об информации») гласит, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации [2].
Актуальные проблемы осуществления прав в виртуальном пространстве вызывают следующие факторы:
- Невозможность тотального контроля над интернет-ресурами, в которых информация распространяется для неопределенного круга лиц.
- Невозможность контроля за пользователями сети «Интернет», использование ими сервисов для создания «анонимности».
- Увеличение объема выгружаемой в сеть «интернет» информации, который невозможно отследить.
- Отсутствие высокотехнологической программы поиска информационных сообщений, комментариев, способных нарушить права неопределенного круга лиц.
- Отсутствие единообразной судебной практики блокировки интернет-ресурсов, целью которой является законная защита прав и свобод.
Не вызывает сомнений то юридическое обстоятельство, что ограничение доступа к распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и средствах массовой информации (далее — СМИ) информации, в первую очередь — необходимость защиты прав граждан на конституционном, юридически значимом уровне.
Уровень законодательного регулирования информационных прав граждан в Российской Федерации находится на недостаточном уровне в эпоху развития технологий.
Необходимо отметить низкий уровень закрепления понятийных элементов в законодательной системе Российской Федерации. В настоящее время определение понятий в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» определяется ст. 2 ФЗ «Об информации», которые не соответствуют тенденции развития цифровых технологий, не обновляются за счет появления новых тенденций в виртуальном мире.
Анализируя вышесказанное, представляется необходимым внести изменения в ФЗ «Об информации», дополнив понятийный аппарат в соответствии с новыми реалиями, стоящими перед Российской Федерацией.
Текущая геополитическая обстановка в мире вынуждает государственные органы, граждан подчиняться реалиям угроз в виртуальном мире. В связи с этим перед государством стоит первоочередная задача — национальная безопасность, защита прав граждан от DDOS-атак, хакерства, мошеннических действия со стороны зарубежных стран.
Например, Министерство науки и высшего образования РФ сообщает, что на сайты российских вузов ведутся DDOS атаки из стран Европы, Северной Америки и Западной Украины [4].
В этой связи предлагается создать новые подходы к стратегическому планированию информационной политики Российской Федерации.
Исходя из анализа законодательства, в Российской Федерации сформировался особенный подход к ограничению доступа к информации, который происходит на основании законодательства, в частности ФЗ “Об информации”, и применяется в основном к тем ресурсам, которые несут угрозу территориальной целостности России, жизни и здоровью граждан. За последнее время было внесено достаточно большое количество изменений в ФЗ “Об информации”, большая часть которых связана с изменениями, регулирующими перечень такой информации.
Таким образом, на законодательном уровне недостаточно проработан вопрос защиты прав граждан в информационной среде, отсутствуют единые требования к осуществлению конституционных прав в информационно-телекоммуникационной сети «интернет».
Литература:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон от 27 июля 2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2006. №31. Ст.3448
- Путин заявил об угрозе разрушения общества из-за интернета // URL: https://www.rbc.ru/politics/04/03/2021/6040c97c9a7947263f812b1c [Дата обращения: 03.07.2022]
- В Минобрнауки рассказали о DDOS-атаках на сайты вузов // URL: https://ria.ru/20220628/obrazovanie-1798619550.html [Дата обращения: 01.07.2022].