В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации в условиях влияния цифровых технологий и глобализации на жизнь общества, а также анализируется степень их урегулирования в правовой среде.
Ключевые слова: честь, достоинство, деловая репутация, цифровые технологии, Интернет, общество.
The article examined certain topical problems of protection of honor, dignity and business reputation in the conditions of the impact digital technologies and globalization on society and the degree of their settlement in the legal environment is analyzes.
Keyworlds: honor, dignity, business reputation, digital technologies, Internet, society.
На сегодняшний день можно говорить о цифровизации жизни общества в связи с глубоким внедрением в повседневность цифровых и информационных технологий, увеличением роли информации и скоростью её распространения с использованием технических средств, ускоряющимися процессами глобализации, а также формированием единого информационного пространства, чему во многом способствует сеть «Интернет».
При этом развитие технологий, переход к цифровой информации, а соответственно, использование сети «Интернет» во многих сферах жизни провоцирует возникновение общественных отношений в информационной среде, а значит и необходимость их регулирования. В том числе, это касается отношений по защите чести, достоинства и деловой репутации от порочащих их сведений.
Конституцией Российской Федерации в части первой статьи 21 провозглашается охрана государством достоинства личности. Также часть первая статьи 23 декларирует право на защиту чести и доброго имени. [1] Анализируя указанные статьи, можно судить о важности защиты для правового государства нематериальных благ, к которым также, в соответствии с пунктом 1 статьи 150 ГК РФ, относятся достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация. [2] Нематериальные блага неразрывно связаны с личностью их обладателя с момента рождения, что значит невозможность их отчуждения или иной передачи третьим лицам, а также ограничены определённым требованием, согласно которому: «Осуществление прав одним лицом не должно нарушать права другого лица», — о чём можно судить исходя из ст. 17 Конституции РФ. [3] Рассматриваемые нематериальные блага влияют на оценку и значимость индивида для общества.
Необходимо сказать, что понятия чести, достоинства и деловой репутации законодательно не закреплены, являются по большому счёту нравственно-философскими категориями, в связи с чем существует множество определений указанных понятий, даваемых различными юристами и правоведами.
Тем не менее, исходя из анализа совокупности различных точек зрения на определения понятия «честь», оптимально следует рассматривать указанное понятие как общественную оценку личности через моральные и социальные критерии.
Достоинство при этом следует отнести к более субъективной категории, так как под достоинством понимается внутренняя оценка субъектом самого себя путём осознания качеств своей личности, восприятия своего положения в обществе и ощущению соответствия социальным требованиям. [4]
Понятие деловой репутации может быть связано не только с личностью, но и с организациями. Так, в отношении личности под термином «деловая репутация» следует подразумевать представления общества об определённом уровне квалификации гражданина, его достижения в профессиональной сфере. В отношении юридических лиц под деловой репутацией подразумевается актив нематериального характера, с помощью которого юридическое лицо приобретает возможность оценивания осуществляемой им деятельности с учётом качественных критериев данной деятельности. [5]
Отсутствие правовых определений чести, достоинства и деловой репутации, а также иные неразрешённые пробелы регулирования правоотношений, связанных с рассматриваемыми категориями, не мешает обращаться гражданам и юридическим лицам в суд за их защитой. При анализе судебной статистики выявляется стабильность количества дел такого рода, которые регулярно рассматриваемых в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, разрешающих споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. [6] Но учитывая то, что в настоящее время сеть «Интернет» занимает значительное место в самых различных сферах социального взаимодействия, участилось количество споров, связанных с требованиями о защите чести, достоинства и деловой в связи с распространением сведений именно через глобальную сеть.
Основными проблемами в данном случае являются трудности выявления личности субъекта, распространившего порочащую информацию, способную повлиять на честь, достоинство и деловую репутацию иного лица, сбор и подтверждение доказательной базы для обращения за судебной защитой, а также пробельность законодательной базы, которая не всегда поспевает за развитием современных технологий и не полностью регулирует общественные отношения в сфере защиты рассматриваемых нематериальных благ. [7]
Рассматривая первую проблему, можно наблюдать интересный феномен. С одной стороны, появляются новые и совершенствуются уже имеющиеся способы по сбору информацию о пользователе, в числе которых, помимо IP-адреса, могут быть также персональные данные, пол, номер телефона и иные данные. Такие данные могут собираться посредством анализа Интернет-запросов в поисковых системах, а также анкетирования при регистрации на различных сайтах. С другой стороны, не отстают в своём развитии специализированные программы для поддержания анонимности личности. Именно с анонимностью личности может быть связана проблема установления лица, которое опорочило честь, достоинство и деловую репутацию, так как отсутствие установленного ответчика препятствует потенциальному истцу компенсировать моральных вред, нанесённый информацией, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию, частично может быть утеряна возможность опровержения. Субъектами, которые могут нанести вред чести достоинству и деловой репутации какого-либо лица могут быть как отдельные пользователи Интернет-ресурса, так и владельцы сайтов и хостингов. Существует точка зрения, согласно которой, если личность пользователя установить невозможно, то требования можно предъявить к владельцу сайта, на котором опубликована информация. При этом в данном случае, полагаю, нецелесообразно говорить о моральной компенсации, так как владелец сайта зачастую не может контролировать всю информацию, распространяемую на Интернет-ресурсе. Оптимальным способом в данном случае будет удаление материалов, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, причём существует вероятность, что необходимость обращения за судебной защитой в данном случае будет необязательна, если владелец сайта добровольно исполнит требование. В рассматриваемом случае для определения лица, с требованием к которому необходимо обратиться, можно определить с помощью сайтов www.nic.ru. Согласно «Правилам регистрации доменных имен в доменах.RU и.РФ», утверждённых решением Координационного центра национального домена сети «Интернет» от 05.10.2011 № 2011–18/81, сведения, предоставляемые службой Whois, являются размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных общедоступной информацией, поэтому в данном случае не требуется официального судебного запроса, а есть возможность самостоятельного получения информации. [8]Данный сервис даёт возможность оперативного поиска информации о моменте регистрации домена, а также контактных данных лица либо организации — владельцев домена, с которыми можно связаться в случае необходимости. [9]
Тем не менее, удаление, либо же о признание распространенных сведений не соответствующими действительности даже в судебном порядке, возможно, не смогут компенсировать нравственных страданий, которые испытало лицо, узнав о нарушении своих прав. В связи с чем одним из правовых вариантов решения проблемы является законодательное закрепление необходимости сбора персональных данных при регистрации на Интернет-сайтах. При этом можно ввести систему, благодаря которой личные данные будут переданы на хранение исключительно модератору сайта, у которого их сможет запросить суд в случае необходимости, а для остальных пользователей сайта лицо может оставаться анонимным. Тем не менее, такое решение весьма неоднозначно, так как, во-первых, ограничит людей в их пользовании Интернетом, а во-вторых, может поставить под угрозу защиту персональных данных, так как необязательно обрабатывающее их лицо будет добросовестным, а в сфере защиты персональных данных также существует множество пробелов. Из технических средств можно использовать процедуру модерации, то есть проверки информации перед её публикацией на Интернет-ресурсе, а также включение в пользовательское соглашение об использовании Интернет-ресурса положения о возможности передачи данных пользователя в случае запроса уполномоченных органов, что может повысить ответственность пользователей.
Что же касается сбора доказательств, то их должен предъявить истец в качестве обоснования своих требований, но иногда это несколько затруднительно в связи с динамичностью сети «Интернет» и возможностью удаления информации после нанесения ущерба представления в суд доказательств в подтверждение своих исковых требований. Чтобы предупредить возможное удаление информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию, а также иметь возможность самостоятельного выбора способа их защиты, необходимо с помощью протокола осмотра сайта и произведения скрин-шота нотариально заверить указанное доказательство, придав ему юридическую силу. При этом следует обратить внимание, что скрин-шот сайта и дальнейшую распечатку необходимо сделать в хорошем качестве, чтобы время и дата обращения, а также адрес были хорошо различимы.
Кроме того, необходимо сказать о возможности восстановления удалённой информации при помощи сервиса www.archive.org. Internet Archive — это сервис, предназначенный для сбора и последующей архивации копий веб-страниц, а также графических, аудио и видеоматериалов, размещенных на таких веб-страницах, предоставляющий доступ к своему архиву неограниченному кругу лиц на безвозмездной основе. [10] Данный сервис, однако, зачастую фиксирует не все сайты и не каждодневно, а скрин-шот с сайта также требует заверения, однако практика судов по использования сведений из сервисов Archive в целом складывается положительная.
Если рассматривать законодательную базу, регулирующую защиту чести, достоинства и деловой репутации в сети «Интернет», то можно увидеть, что её частично составляет законодательство, относящееся к возможности защиты рассматриваемых нематериальных благ в Средствах массовой информации (Далее — СМИ). Но зависит это от того, зарегистрирован ли «Интернет»-ресурс в качестве СМИ. Если указанное условие выполнено, то к такому «Интернет»-ресурсу вполне применим Закон РФ от 27.12.1991 № 2124–1 «О средствах массовой информации» и, соответственно, указанные в нём способы защиты чести, достоинства и деловой репутации. Согласно статье 2 Закона «О СМИ» под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети ««Интернет»», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом. Под средством массовой информации, согласно той же статье, понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). [11] Таким образом, определяющим критерием СМИ в сети «Интернет» является регистрация в качестве СМИ, однако она является добровольной, а значит не всегда владелец сайта может повести себя добросовестно и зарегистрировать сайт в качестве СМИ, если его деятельность соответствует критериям СМИ. В связи с этим, возможно, существует необходимость распространения критериев традиционных СМИ на сайты, не зарегистрированные в качестве СМИ в судебном порядке, то есть признание Интернет-платформ аналогичным Интернет-СМИ или же законодательных положений, распространяющих некоторые способы защиты чести, достоинства и деловой репутации с Интернет-СМИ на сайты, не зарегистрированные в качестве таковых.
В заключении можно сказать, что несмотря на наличие множества механизмов по защите чести, достоинства и деловой репутации, они не всегда применимы к защите рассматриваемых нематериальных благ в сети «Интернет», и, в настоящее время во многом не столько правовые, сколько технические средства помогают в разрешении проблемных вопросов в данной сфере.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ от 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994. № 32. Ст. 3301
- Конституция Российской Федерации. Указ. соч.
- Шульгина, Р. В. Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве, 2017. — № 18 (152). — С. 266–269. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43199/ (дата обращения: 02.11.2021).
- Агейченко, К. М. Деловая репутация юридического лица / К. М. Агейченко. Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 34–38.
- Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации: утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2016. — № 10.
- Ревкова, М. А. Правовая характеристика сведений, опубликованный в сети Интернет, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, 2017. — № 14. — С.143–147. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28776389 (дата обращения 02.11.2021).
- Правила регистрации доменных имен в доменах.RU и.РФ: решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 5 октября 2011 г. № 2011–18/81. — URL: https://cctld.ru/ (дата обращения 02.11.2011).
- Мостовой, Г.И., Харин В. И. Возможности использования общедоступных сведений из службы Whois в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве, 2020. — № 9. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-obschedostupnyh-svedeniy-iz-sluzhby-whois-v-grazhdanskom-arbitrazhnom-i-administrativnom (дата обращения: 02.11.2021).
- Web-Archive как средство доказывания. — Текст: электронный // VC.RU: [сайт]. — URL: https://vc.ru/u/432187-ip-view/104036-web-archive-kak-sredstvo-dokazyvaniya (дата обращения: 03.11.2021).
- О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124–1 // Российская газета. — 1991. — № 32.