В статье раскрывается проблема реализации естественных прав человека в Интернете. Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт. Автор проанализировал защитные механизмы прав личности в Интернет-системе и предпринял попытку улучшить данный механизм.
Ключевые слова: права человека, Интернет, правовое регулирование, кибербуллинг, законодательство.
Конституция Российской Федерации 1993 года в главе 2 закрепила права и свободы человека и гражданина [1], особый акцент, сделав на естественные права личности, являющимися неотчуждаемыми и принадлежат от рождения, такие как, право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, неприкосновенность, достоинство личности и т. п. Для эффективной реализации данных прав человек может использовать различные возможности-платформы. Одной из таких возможностей является и глобальная информационная система — Интернет. К примеру, через Интернет поколению XXI века предоставляется возможность реализовать право, закрепленное в статье 29 Конституции Российской Федерации, то есть беспрепятственно выражать свое мнение, если оно не нарушает права других лиц, и не нарушает Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности [5]. Данную цифровая платформа позволяет человеку общаться с родными, делиться впечатлениями, получать нужную информацию для творчества и образования, узнавать актуальные новости, что говорит о позитивных аспектах интернет-платформы.
Однако рассматриваемая интернет-площадка несовершенна, подвержена негативными особенностями, тем самым механизм защиты естественных прав имеет проблемные точки. Так, например, помимо добросовестных пользователей Интернет-площадки, присутствуют и другие, нарушающие права на свободу слова и мнения, тем самым нанося ощутимый вред. Это способствует распространению различных сознательных и неосознанных форм виртуального контакта-влияния, унижающие честь и достоинство человека, что нарушает естественные права, гарантированные статьями 21 и 23 Конституцией Российской Федерации [1].
С одной стороны, Интернет-платформа помогает реализовывать естественные права человека, закрепленные Конституцией Российской Федерации, например, позволяет выражать лицам право на свободу мнения. С другой стороны, эта же возможность может иметь отрицательную сторону, поскольку существуют пользователи Интернета, которые при осуществление своих прав на свободу слова и мнения не подразумевают, что их действия ограничены и наказуемы. Вследствие такой «мнимой» дозволенности, велика вероятность наступления информационной травли с их стороны. Тем самым, анализируя вышесказанное, отметим, что Интернет, так или иначе может с отрицательной стороны влиять на неотъемлемые права человека, что приводит к их ущемлению. Тем не менее, для сдерживания безнаказанного поведения лиц в интернете и защиты прав и свобод человека, в законодательстве Российской Федерации предусмотрены определённые нормативные критерии.
Так, в законодательстве за оскорбление личности в социальных сетях и Интернете отвечают: статья 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3], статья 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [2], статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации [4]. Согласно статье 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налагают штраф, взыскания: на граждан штраф достигает размера от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей [3]. Согласно российскому законодательству, нести наказание за оскорбление могут лишь физически вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. На наш взгляд, данная норма, в настоящий момент времени, является не совсем корректной, т. к. значительно возросло количество пользователей в Интернете, не достигших данного возраста, но активно высказывающихся в неприличной форме в сети Интернет. Совершают они это абсолютно не задумываясь о последствиях своих действий, причиняя вред за свои слова и поступки другим пользователям.
На основании нормативной составляющей, представленной выше, было бы целесообразно снизить возраст наступления ответственности с 16 до 14 лет за данной правонарушение. Это позволит минимизировать «словесную атаку» и повысит ответственность за действия и бездействия, совершенные ими в интернет-системе.
В связи с глобализацией Интернета и вовлечение в него детей и подростков, возрастает проблема реализации естественных прав и их защиты, что вызвано появлением кибербуллинга.
Впервые определение данному явлению дал канадский ученый Билл Белси: «Кибербуллинг — это использование информационных и коммуникационных технологий, например электронной почты, мобильного телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление других людей» [8].
Анализируя данное определение, нельзя вскрыть и обосновать, что является оскорблением человека в интернет-системе, не в общечеловеческом аспекте, а с точки зрения юриспруденции. Безусловно, оскорбление может иметь различные формы, в том числе и в неприличной форме, которая противоречит нравственным нормам поведения человека в обществе. При всем том, существуют формулировки, которые могут трактоваться специалистами по-разному, и в определенных ситуациях могут являться как оскорбительным, так и нет. Таким образом, создание эффективной методики по выявлению данного рода правонарушений способствовало бы упрощению работы экспертам, так как определить в какой мере и в каком формате ответственности привлечь станет гораздо легче.
Принципиальным противоречием в случаях оскорбления является различие между бытовыми, лингвистическими и юридическими толкованиями этого понятия. Согласно части 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «оскорбление» — это есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме [3]. Однако этого понятия недостаточно для определения наличия оскорбления в спорном высказывании, поскольку значение его составных частей не раскрывается.
В настоящий момент, чтобы определить, является ли на пространствах «глобальной сети» слово, комментарий, статус и прочее оскорбительным в рамках законодательства, необходимо указать наличие двух компонентов, которые исходя из понятия «оскорбление», закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: во-первых, сам факт, подтверждающий, что произошло унижение чести и достоинства, с точки зрения лингвистической экспертизы; во-вторых, наличие факта выражения, сказанного в неприличной форме.
Языковые признаки унижения чести и достоинства включают в себя неприличные формы высказывания, описанные в определении «оскорбление» в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако само понятие «неприличная форма высказывания» в данном кодексе отсутствует, в связи с чем, в толковании слов появляется много вопросов, так как возникают противоречия из-за неоднозначности включения в список слов, имеющих неприличную форму. Безусловно, к словам, которые имеют неприличную форму, относится нецензурная лексика. Однако возникают трудности при толковании слов бранного и вульгарного характера, так как в определенных лингвистических работах данные слова не классифицируются как неприличные, то есть за них не могут привлечь к административной ответственности. Однако большинство ученых, такие, как Стернин И. А. [7], Шахматов А. А. [6] несомненно считают, что данные слова имеют оскорбительный характер. Бранные и вульгарные слова также следует считать оскорбительными и относить к словам, которые имеют нецензурную форму, так как они могут оскорблять достоинства человека, как прямо, так и косвенно, затрагивая его честь.
Таким образом, в Законодательстве Российской Федерации, помимо понятия «оскорбление» так же необходимо дать однозначную трактовку понятию «неприличная форма», поскольку из-за этого лингвист сталкивается с проблемой при установлении акта оскорбления, в связи с чем, велика вероятность того, что судья, ознакомившись с делом, примет неверное решение.
Констатируя вышесказанное сложно определить факт оскорбления, в связи с чем трудно наказать обидчика. Однако, как показывает практика, это все-таки возможно. Существует определенный перечень действий, на тот случай, если было совершено оскорбление:
- Необходимо убедиться в том, что страницу обидчика не взломали и именно официальный пользователь сидит за аккаунтом.
- Сделать скриншот письма, сообщения в котором, по-вашему мнению, есть факт оскорбления, и нотариально его заверить. Данный пункт является обязательным, но экономически невыгодным, поскольку пострадавшей стороне данную процедуру необходимо будет оплатить. В основном, на этой стадии сбора доказательств, дело прекращается, так как заявителю невыгодно платить за восстановления своих нарушенных прав. На наш взгляд было бы целесообразным возложить все траты на того, кто совершил правонарушение, в случае установления судом его вины.
- Обратиться в прокуратуру, поскольку согласно закону только прокурор наделен полномочиями по возбуждению административных производств по статье 5.61. КоАП РФ (оскорбление).
- Нельзя вступать в диалог с оскорбителем, то есть усугублять конфликтную ситуацию, поскольку тем самым вы сами провоцируете такое же правонарушение.
В заключении, отметим, что в действующем законодательстве Российской Федерации необходимо изменить механизм защиты естественных прав личности в глобальной системе — Интернет, о чем говорит и зарубежная, и отечественная практика правоприменения. Новый формат ответственности и мера наказания, к лицам занимающиеся кибербуллингом, будет способствовать минимизации данной проблемы.
Главная задача государства в преодолении рассматриваемой проблемы состоит в формирование мнения всех возрастных групп о том, что все население находится в правовом поле, а значит должно знать и соблюдать нормы права. Тем самым культура поведения лиц в сети Интернет поднимется на более высокий уровень и правовые нормы об оскорблении в Интернете, во-первых, будут контролироваться гораздо строже, во-вторых, получат свое развитие настолько, что выявить совершающих правонарушение в рассматриваемой сфере будет гораздо легче.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 04.09.2020).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон (с изменениями и дополнениями) от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3031.
- Бонч-Бруевич В. Памяти русского ученого А. А. Шахматова // Академик А. А. Шахматов: жизнь, творчество, научное наследие. Сборник статей к 150-летию со дня рождения ученого: сборник / Отв. ред. О. Н. Крылова, М. Н. Приёмышева. — СПб: Нестор-История. — 2015. — С. 28–40.
- Стернин И. А. Проблема сквернословия. — Воронеж: «Истоки». — 2011. — 21 с.
- Belsey B. Cyberbullying: An Emerging Threat to the «Always On» Generation. URL: http://www.cyberbullying.ca/pdf/Cyberbullying_Article_by_Bill_Belsey.pdf (дата обращения: 01.09.2020).