Предметом рассмотрения настоящего научного исследования являются закрепленные в законодательстве Российской Федерации права человека в цифровом пространстве. Автором приводиться обоснование значимости и актуальности указанной категории прав, раскрывается содержание каждого из предусмотренных законами цифровых прав человека, а также делается общий вывод о повышенном внимании законодателя к регулированию правил и порядка поведения граждан в цифровом пространстве.
Ключевые слова: гражданское законодательство, Интернет, цифровая среда, информация, права человека .
Процессы цифровизации оставляют свой след во многих сферах жизни человечества в виду активного внедрения цифровых технологий в процесс функционирования общества. Тенденции развития законодательства прогрессивных стран свидетельствует о внедрении в правовую действительность явлений цифровой реальности. В тексте законодательных актов теперь можно встретить такие понятия как «цифровые права», «цифровые данные», «цифровое имущество», «криптовалюта» и т. д.
В настоящее время в наднациональном регулировании цифровых прав лидерские позиции удерживает Организация Объединенных наций, которая в составе принятых ею нормативных правовых актов имеет несколько резолюций, затрагивающих обеспечение прав человечества в интернет-пространстве. К примеру, Резолюция от 27.06.2016 г. «Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете» [5], также Резолюция, принятая 18.12.2013 г. и посвященная праву на неприкосновенность личной жизни в интернете [6]. Примечательно, что в последнее время наметилась внутригосударственная тенденция стран с развитой правовой системой по принятию законодательства, которое бы с юридической точки зрения закрепляло перечень цифровых прав граждан в интернете.
Например, 28.07.2015 г. спикер Палаты Парламента Италии Лаура Болдрини представила Декларацию о правах в Интернете — основополагающий документ, гарантирующий каждому человеку осуществление активного цифрового гражданства в отношении свободы, достоинства и разнообразия каждого человека [1]. Новая Зеландия в том же 2015 г. приняла «Закон о вредных цифровых коммуникациях» [2], целями которого являлись сдерживание, предотвращение и смягчение вреда, причиненного людям цифровыми коммуникациями; а также предоставление жертвам вредоносных цифровых коммуникаций быстрых и эффективных средств правовой защиты (ст. 3). 2016 г. ознаменован для Франции принятием Закона «О Цифровой Республике» [4], в котором закрепляются основные цифровые права граждан. В Бразилии с 2014 г. действует закон, устанавливающий принципы, гарантии, права и обязанности в отношении использования Интернета в Бразилии [3].
Проведенный анализ указанных нормативных актов позволил выделить следующие основные цифровые права, которые признаются в зарубежном правопорядке:
– право на универсальный и равный доступ — люди должны иметь доступ к сети Интернет независимо от их дохода, географического положения или инвалидности. Совет ООН по правам человека в своем отчете признает, что право доступа имеет важное значение для свободы убеждений;
– свобода слова, информации и общения — эти основные права человека находятся под угрозой в Интернете, когда правительства блокируют веб-сайты или социальные сети, что является нарушением права на общение и свободу ассоциации, или подвергают цензуре контент, что противоречит свободе слова и информации;
– конфиденциальность и защита данных — граждане должны контролировать, кто хранит их личные данные, и иметь возможность удалять их в любое время. Праву на неприкосновенность частной жизни в интернете угрожают кража учетных данных, присвоение личных данных и их использование для получения финансовой выгоды и т. д.;
– право на анонимность — то есть пользователи сети интернет могут высказывать свое мнение, размещать различную информацию без афиширования их личности;
– право быть забытым (или право на забвение) — это право на удаление личной информации человека из поисковых запросов в Интернете, баз данных и каталогов;
– защита несовершеннолетних — правительство должно не только обеспечивать защиту детей в Интернете, как в случае с детской порнографией, но и гарантировать, что компании предоставляют средства для обеспечения безопасного доступа без нарушения прав детей;
– интеллектуальная собственность — авторам должно быть гарантировано признание их художественных или литературных произведений и право на вознаграждение за их использование, при этом гарантируется свободный доступ к произведениям, которые уже находятся в общественном доступе. Таким образом, международная концепция цифровых прав основана на публично-правовом понимании указанной категории, куда включается совокупность прав, осуществляемых в сети Интернет, состоящая как из общегражданских прав, закрепленных в общенациональных актах ООН с преломлением к цифровой сфере их осуществления, так и из специальных прав, обеспечивающих свободный доступ в Интернет, защищающих персональные данные и выполняющих функции по цифровому забвению конкретного человека.
Следуя тенденциям мирового сообщества, Правительство РФ в рамках реализации указаний Президента РФ [8] разработало и представило Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», являющийся частью паспорта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [12]. В соответствии с данным актом, главной задачей нормативного регулирования цифровой среды является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий.
Так, намеченный курс обусловил разработку и принятие Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 № 34-ФЗ, посредством которого в гражданском законодательстве появилась легальная дефиниция цифровых прав. Помимо этого, в 2020 г. вступил в силу закон, который также конкретизирует содержание цифровых прав в виду официального закрепления цифровых финансовых активов и цифровой валюты (криптовалюты) [9].
Российский законодатель ограничился частноправовой сферой, закрепив цифровые права в перечне объектов гражданских прав. Стоит отметить, что данные категории по своему содержанию с точки зрения зарубежного регулирования и отечественного представляют собой два совершенно разных правовых явления. Если в первом случае речь идет об общегражданских правах в виртуальном пространстве, то во втором под цифровыми правами подразумеваются обязательственные и иные права, прямо названные цифровыми в законе, а их содержание и условия осуществления определяются правилами информационной системы.
Не вызывает сомнений, что цифровое пространство нуждается в регулировании, тем более уже наметилась тенденция по созданию гражданско-правовых норм, направленных на охрану отношений, возникающих по поводу цифровых объектов. Но не стоит забывать и о других областях права, ведь цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. В современном обществе жизнедеятельность человечества не мыслима без сети Интернет и виртуального общения. Люди в виртуальном пространстве хранят свои персональные данные, личную переписку, результаты творческой деятельности и многое другое, с нарушением границ которых гражданину может быть причинен ущерб его правам и интересам. Именно с этой точки зрения правовое регулирование цифрового пространства просто необходимо.
Так, Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» [11] было намечено в качестве приоритетных задач, в том числе, развитие информационной среды и обеспечения равного доступа граждан к этой среде, а также обеспечение информационной безопасности посредством отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных.
Анализируя указанную программу, можно отметить, что в ней говорится о важном праве человека — праве на информацию, к которому плотно прилегает безопасность российских граждан в информационном пространстве. В соответствии с этим обратимся Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ [10] (далее — ФЗ № 149-ФЗ), в котором отражены основные информационные права российских граждан в виртуальном пространстве и связанные с этим меры, направленные на обеспечение информационной безопасности личности.
Защита интеллектуальных прав. В Российской Федерации действует Единый реестр доменных имен, который содержит в себе данные веб-сайтов, распространяющих запрещенную в России информацию (ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ). В данный реестр также попадают веб-сайты, которые нарушают авторские права граждан, то есть используют и распространяют аудиовизуальные произведения без соответствующего разрешения правообладателя исключительных прав. Статья 15.6–1 ФЗ № 149-ФЗ запрещает размещение в сети Интернет сходного до степени смешения сайта, содержание которого дублирует информацию заблокированного по мотивам нарушения авторских прав веб-ресурса.
Конфиденциальность и защита персональных данных. Указанное право со стороны государственных органов подвергается ущемлению, что выражается в нормативном регулировании. Так, операторы Интернет-связи обязаны хранить информацию пользователя, выраженную голосовыми и текстовыми сообщениями, изображениями, видеоматериалами и иными способами в течение 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и обработки, а информацию об осуществлении этих действий — в течение одного года с момента их окончания. Данная информация предоставляется органам оперативно-розыскной деятельности и ФСБ, для этого на операторов Интернет-сервиса возлагается обязанность по внедрению средств оперативно-розыскных мероприятий (ст. 10.1 ФЗ № 149-ФЗ).
С 2018 г. операторы пользователей мессенджеров обязаны ограничивать отправку сообщений, которые содержат информацию, запрещенную на территории нашей страны, либо информацию, распространяющуюся с нарушением действующего законодательства (ст. 10.1 и 15.4 ФЗ № 149-ФЗ). Следовательно, операторы должны отслеживать частные переписки и, в случае обнаружения обозначенной информации, удалять ее.
Право на забвение. По требованию гражданина, выраженной в форме заявления, оператор поисковой системы обязан удалить информацию о заявителе, если она является недостоверной, устаревшей, или утратила значение для заявителя в силу каких-либо причин, за исключением установленной законом информации (ст. 10.3 ФЗ № 149-ФЗ).
Право на анонимность. В указанной нами ранее концепции развития информационного общества указывается, что необходимо построить такую систему взаимодействия, основой которой станет совмещение конфиденциальности, защиты персональных данных пользователей и отсутствия анонимности, безответственности пользователей, признанных нарушителями в Интернет-пространстве. В связи с этим, на территории Российской Федерации изначально планировалось запретить анонимайзеры и VPN-сервисы, позволяющие интернет-пользователям посещать страницы анонимно. Данное решение было аргументировано тем, что российские граждане могут посещать запрещенные в нашей стране сайты. Однако потом эту мысль отбросили, но анонимайзерам и VPN-сервисам теперь установлен запрет на предоставление доступа к указанным Интернет-ресурсам.
Также, с 2018 г. операторы пользователей мессенджеров обязаны идентифицировать пользователей сети Интернет по абонентскому номеру.
Свобода слова, информации и общения. С 18.03.2019 г. вступила в силу статья 15.1–1 ФЗ № 149-ФЗ, отражающая в своем содержании порядок ограничения доступа к информации, которая направлена на оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности, выражает явное неуважение к обществу, а также к государству и его государственным символам, к Основному закону страны и государственным органам. Несомненно, те ограничения, которые введены законодателем, имеют огромное значение для обеспечения прав граждан в сети Интернет. Но данный перечень настолько обширен, а некоторые формулировки настолько размыты, что здесь сложно найти тонкую грань между защитой прав граждан и ограничением свободы слова, информации и общения.
Защита прав несовершеннолетних. Государство активно встает на сторону детей и пытается оградить их от влияния информации, распространенной в Интернет-пространстве посредством установления цензуры и запретов. Социальные сети обязаны осуществлять деятельность по мониторингу информации, которая содержит материалы детской порнографии, данные о наркотических средствах, местах их распространения, о способах и призывах к самоубийству, посты или сообщения, склоняющие несовершеннолетних к деятельности, которая может принести им вред или вовлечь в уголовно-наказуемое деяние, и многое другое (ст. 10.6 ФЗ № 149-ФЗ). Несмотря на то, что в Российской Федерации принят отдельный закон, посвященный информационному контенту несовершеннолетних [7], нормативному регулированию не хватает мер, которые бы предупреждали доступ детей к информации, оказывающей пагубное влияние в виртуальном мире.
Анализ действующего российского законодательства показал, что государство пытается ограничить доступ к возможности получения информации в Интернет-пространстве, а также контролировать источники ее получения.
В заключение хотелось бы отметить, что прогрессом в регулировании цифровой сферы становится её правовое оформление, что выражается в законодательном обеспечении прав граждан в сети Интернет и появлением в нормах ГК РФ новых объектов гражданских прав. Пусть на данный момент нормы закона несовершенны, но несмотря на все недостатки, нельзя недооценивать значение появления в нормах ГК РФ цифровых прав. Эта категория закладывает фундамент будущего регулирования цифровой реальности.
Литература:
- Carta dei diritti di Internet // Generazioni Connesse — Sito in manutenzione: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4TN (дата обращения: 11.03.2024).
- Harmful Digital Communication Act 2015 // New Zealand Legislation: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4Yv (дата обращения: 11.03.2024).
- Marco Civil Law of the Internet in Brazil // CGI.br: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4ef (дата обращения: 11.03.2024).
- The Digital Republic Bill-Overview // République Numérique: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4jY (дата обращения: 11.03.2024).
- The promotion, protection and enjoyment of human rights on the Internet: resolution (adopted at the 32nd Session) // United Nations Digital Library System: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4ps (дата обращения: 11.03.2024).
- The right to privacy in the digital age: Resolution adopted by the General Assembly on 18 December 2013 // United Nations Digital Library System: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4tw (дата обращения: 11.03.2024).
- О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (в ред. от 28.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4ws (дата обращения: 11.03.2024).
- О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2017. — № 20. — Ст. 2901.
- О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 31 (ч. I). — Ст. 5018.
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 (ред. от 12.12.2023) № 149-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA535 (дата обращения: 11.03.2024).
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA55i (дата обращения: 11.03.2024).
- Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) (протокол от 24.12.2018 № 16) // Правительство России официальный сайт: [сайт]. — URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 11.03.2024).