Проблемные вопросы, связанные с регулированием в Российской Федерации социального сиротства, представляют собой не только актуальную, но и болезненную тему. Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, приоритет которых закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [2, с. 7]. Однако изучение практики и юридической литературы показало, что некоторые фундаментальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка [1] не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не разработаны стандарты качества жизни детей.
Декларативно приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности государства закреплен в Конституции РФ.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Следует отметить, что Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными, что видно и на примере нормативно-правового регулирования института социального сиротства.
Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка, где указывается, что детям как одной из самых незащищенных групп населения должно уделяться внимание и как личностям, и как членам общества, наделенным определенными правами.
В частности, в ст. 3 Конвенции установлена необходимость обеспечения ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, — и с этой целью должны приниматься все соответствующие законодательные и административные меры.
Социальное сиротство в современной России является актуальной проблемой, и порождена она явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье.
Не случайно мировым сообществом определено и признано, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Бесспорен факт, что семья потеряла свой авторитет, ослабли семейные устои, традиционно защитные функции семьи утрачивают свои позиции, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка.
Правовое регулирование социального сиротства в РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [4, с. 5].
Социальная и законодательная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными возрастными группами детей и подростков.
Основной целью в области защиты ребенка является закрепление прав и свобод ребенка на законодательной основе. Существует множество законов, актов и законодательных документов защищающих и выражающих права детей до 18 лет. Так как несовершеннолетний полностью зависим от родителей, а также имеет достаточного мало жизненного опыта он не в состоянии достаточно эффективно защищать свои права и интересы, что также является причиной усиления правовой защиты прав и интересов детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государственной властью.
Правовая база защиты детей состоит из 3 уровней: международный, федеральный и региональный.
На международном уровне права детей закреплены в документах международных организаций, таких как ООН и ЮНИСЕФ. Ребенок считается объектом особой защиты, что оговорено в Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. В 1959 году ООН была принята Хартия детства и Декларация прав ребенка. В этих документах сформулирована основная социальная политика государства по отношению к детям в возрасте до 18 лет. Были выявлены основные права детей, особенности их защиты, установлена четко очерченная ответственность государства и общества перед детьми как социальным классом [3, с. 2].
На федеральном уровне защита детей базируется на основе Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса, а также федеральных законах и конкретных целевых программ.
Региональный уровень опирается на федеральную правовую базу, но имеет более конкретные условия, цели и задачи исполнения распоряжений и указов. В каждом субъекте РФ цели и задачи могут различаться и иметь свои особенности.
Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
Государственная власть осуществляет определенные полномочия по поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функция решения проблем, связанных с рассматриваемым контингентом, возложена на органы опеки и попечительства. Кроме данных органов выявление и контроль детей, оставшихся без родителей не допускается.
Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены принципы, условия содержания и меры по социальной поддержке не только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лиц из числа рассматриваемых в возрасте до 23 лет.
Опыт работы по защите прав и интересов ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Отсюда следует вывод, что решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации о создании учреждений на территории должности уполномоченного по защите прав и интересов ребенка является целесообразным и актуальным [5, с. 6].
Положения Конституции Российской Федерации говорят о «государственной поддержке» (статья 7) и «государственной защите» (статья 38) семьи и детства. Если под поддержкой следует понимать самые разнообразные меры, направленные на обеспечение устойчивого, благоприятного функционирования института семьи, детства в целом, то защита предполагает снятие и преодоление имеющихся угроз и рисков.
Вместе с тем, эти нормы неиндивидуальны и относятся к сфере семейной и социальной политики в целом. В рамках их применения выстраиваются самые различные механизмы в сфере демографического развития (стимулирования рождаемости), поддержания благосостояния семей и детей (меры социальной поддержки, пособия и льготы), обеспечения образования и медицинской помощи, отдыха и оздоровления, культурного развития.
Защита прав детей и преодоление социального сиротства Защита прав детей (ребенка) предполагает выполнение государством своих функций по обеспечению реализации прав каждого гражданина, в том числе несовершеннолетнего. Установленные международными договорами, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации права граждан должны быть обеспечены, а в случае нарушения — восстановлены.
Поскольку дети — особая категория граждан, в силу особенностей развития, отсутствия юридической дееспособности, установлены их особые права и особые механизмы их обеспечения и защиты.
При анализе реализации любых целей государственной политики, в том числе в обеспечении защиты прав граждан, важно соотношение устанавливаемых законодательством прав и механизмов, обеспечивающих их реализацию, в том числе, восстановление в случае нарушения. Без эффективных механизмов право становится общей декларацией. Механизмы обусловлены всей системой законодательства, опытом правоприменительной практики (в том числе, сложившимися стереотипами в трактовке тех или иных норм), историческими условиями развития тех или иных отраслей, государственных структур, наличием управленческой «воли» к создании результативно работающей системы, наличием необходимых ресурсов, отношением граждан и многими другими факторами.
Разрыв между «идеалом» в реализации той или иной функции государства в этой области и практической ситуацией существует и будет существовать всегда. Вместе с тем, роль профессионально ориентированного специалиста на любом уровне — как практика, так и управленца любого ранга — в доступном ему масштабе создавать факторы и условия, которые бы позволяли гарантировать более полный и качественный результат. Критический анализ действующего механизма и нахождение возможности его совершенствования — непременное условие преодоления проблем. Разумеется, предполагается конструктивный и профессиональный подход как к критике, так и к формированию предложений по изменениям.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты родителей. В дальнейшем они как бы повторяют приобретенный в детстве дефектный стереотип поведения. В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения.
В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Таким образом, особенности охраны социального сиротства характеризуются тем, что правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ и ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Литература:
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45 Ст. 955.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС «Консультант Плюс».
- Александров И. Ф. Проблемы правового регулирования устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей в современных условиях // Юрист. — 2008. — № 3. — С. 2.
- Байкин И. М. Защита прав детей, оставшихся без обеспечения родителей // Законность. — 2011. — № 2. — С.5–6.
- Сусликов В. Н., Шкилева Н. Л. О правовом статусе детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. – 2011. — № 4. — С. 6.