Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Семейное право

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2017)

Дата публикации: 01.12.2017

Статья просмотрена: 3471 раз

Библиографическое описание:

Жарова, О. Н. Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей / О. Н. Жарова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13386/ (дата обращения: 17.12.2024).



Регулирование вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на положениях Конституции РФ. РФ провозглашается социальным государством, и одним из его приоритетных задач является поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Для обеспечения указных задач создается и развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные социальные гарантии. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ [6].

На международном уровне основным актом в указанной сфере является Конвенция о правах ребенка, принятая 20.11.1989 в Нью-Йорке. Россия, на ряду с другими странами взяла на себя обязательство неукоснительно выполнять Конвенцию. Конвенция закрепила приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства. В соответствии со ст. 1 Конвенции ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. В России к детям относятся лица, не достигшие 18 лет. Государства — участники Конвенции признали за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и обязались принять необходимые меры для реализации этого права (ст. 26 Конвенции). Имущественные и личные неимущественные отношения с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом и Семейным кодексом РФ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставлением социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, разнообразны, рассмотрим некоторые из них. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Статья 15 указанного Закона посвящена защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ФЗ «Об опеке и попечительстве» [1] сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, а также упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [2] устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [4] регулирует порядок и механизмы пенсионного обеспечения. Детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, назначается социальная пенсия. В систему законодательства РФ также входят указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. Указом Президента РФ от 26.03.2008 № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [5] принято решение создать Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создателями фонда является Министерство труда и социальной защиты России. Приоритетными направлениями деятельности Фонда являются:

— профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;

— социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

В течение 2013 г. реализовывался План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р. План мероприятий реализовывался во взаимосвязи с другими стратегическими документами, в том числе с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., приоритетными национальными проектами, соответствующими федеральными целевыми, государственными и ведомственными программами в отношении детей. В частности, можно обратить внимание на следующие мероприятия [7]:

— внедрение эффективных технологий и методов профилактики социального сиротства, включая социальный патронат в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;

— совершенствование системы федерального статистического наблюдения в области выявления, устройства и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— внедрение эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечение этих организаций к семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме вышеуказанных основных законов, регулирующих вопросы социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3], в указанном законе содержаться основные положения Данный закон является основополагающим, он определяет общие принципы, содержание, меры государственной поддержки, регулирует отношения, которые возникают в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. На уровне субъектов РФ положения Закона № 159-ФЗ детализируются в актах законодательных и исполнительных органов власти, которые разрабатывают механизм применения и реализации норм на практике [8].

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
  2. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.
  3. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// URL: www. Pravo.gov.ru (дата посещения 18.11.2017).
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
  5. Указ Президента РФ от 26.03.2008 № 404 (ред. от 10.10.2014) «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» // Российская газета. 2008. 29 марта.
  6. Лазаренкова О. И. Новеллы законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот: шаг вперед, два шага назад // Российская юстиция. 2014. № 12. С. 53.
  7. Коротаева Э. Г. Проблемы нормативно-правового регулирования предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации // Практика исполнительного производства. 2016. № 4. С. 50.
  8. Жиляева С. К. О мерах по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их финансовом обеспечении // Социальное и пенсионное право. 2012. № 3. С. 8.
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, государственная власть, государственный банк данных, законный интерес ребенка, Россия, социальная поддержка детей-сирот, социальное обеспечение.

Похожие статьи

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальные проблемы реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ

Похожие статьи

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальные проблемы реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ