Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Автор: Дмитриева Анастасия Сергеевна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 10.05.2015
Статья просмотрена: 15652 раза
Библиографическое описание:
Дмитриева, А. С. Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. С. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7974/ (дата обращения: 17.12.2024).
Введение
Декларативно приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности государства закреплен в Конституции РФ.
Следует отметить, что Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными.
Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка [11], где указывается, что детям как одной из самых незащищенных групп населения должно уделяться внимание и как личностям, и как членам общества, наделенным определенными правами.
Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой, и порождена она явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье.
Актуальность выбранной темы заключается в стремительном росте детей — сирот и отсутствии эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности России.
Нормативно-правовое регулирование вопроса социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха — эпоха гласности, демократии — создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [10].
В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. № 374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа [12]. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т. п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. № 17-ФЗ [13]. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Права ребенка определены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.
Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.
Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» [14] (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей). Сусликов В. Н. и Шкилева Н. Л. указывают на обеспечение интересов ребенка, гарантированных Конституцией РФ [15]. Статья 3 Конвенции о правах ребенка устанавливает: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».
Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складывается на основе федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России». В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации.
Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей. Более того, менее защищенные индивиды, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны получать правовую и социальную защиту со стороны государства.
Правовые аспекты социального сиротства.
В статье «Правовые аспекты социального сиротства» рассматриваются следующие аспекты:
Автор Н.В Алламярова, В.М Алексеева
Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [16].
Однако говорить о правах детей, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как согласно ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ [17].
В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ закреплено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [18].
Однако изучение практики и юридической литературы показало, что некоторые фундаментальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; еще не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не разработаны стандарты качества жизни детей. К сожалению, не выработана единая система критериев, которые бы составили основу нормотворческой деятельности в области прав ребенка и исключили разноплановость правового регулирования, а также свидетельствовали бы о государственно-правовой опеке над детьми.
Острота социальной проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей данной категории, а с другой — неэффективным функционированием системы социально-правовой поддержки, которая в современной России ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.
Государственное семейное право сегодня не регламентирует виды социальной помощи семье, имеющей несовершеннолетних детей, порядок ее оказания и перечень ситуаций, требующих вмешательства специалистов.
Начиная с 2006 г. Российское правительство стало уделять приоритетное внимание мерам по расширению поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, и уменьшению числа детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях, уделяя при этом особое внимание воспитанию в семейном окружении. Право ребенка жить и воспитываться в семье в Российской Федерации лишь декларируется, но не гарантируется государством. За последние десять лет правительство сделало важные шаги в направлении поддержки различных форм семейного воспитания детей. Была начата активная профилактическая работа по оказанию более эффективной помощи социально незащищенным детям и их семьям, что нашло отражение в Федеральной программе «Дети России» на 2007–2010 гг. С 1 сентября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», расширяющий права детей, оставшихся без попечения родителей, и ориентированный на устройство таких детей в семью. Принятый Закон об опеке и попечительстве, к сожалению, на данный момент не может решить всех проблем детей, оказавшихся в неблагоприятной ситуации.
А я бы внесла следующие предложения:
- создание единообразной системы органов опеки и попечительства в субъектах РФ с территориальными подразделениями в муниципальных образованиях;
- в федеральном законодательстве определить отличия между формами возмездной и безвозмездной опеки (кроме вознаграждения) и внести изменения в федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», дополнив его категорией детей, имеющих прочерки в графе «родители»;
А вот одно из главных условий — упростить процедуру усыновления (удочерения), в частности, внести изменений в Постановление Правительства РФ «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан», предусмотрев упрощенный порядок оформления временной передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей близким родственникам.
Заключение
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, 1 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.
Для оказания более эффективной поддержки планирования по улучшению системы защиты прав детей, лишенных родительского попечения, предполагается совершенствование региональной законодательной правовой основы.
Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, должны предусматривать:
- дополнительные гарантии по социальной поддержке выпускников учреждений для детей-сирот;
- формы работы по социальной адаптации лиц этой категории, перечни и стандарты качества предоставляемых им государственных (муниципальных) услуг;
- компетенцию, порядок организации деятельности и взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот на региональном и муниципальном уровнях.
Самым первым шагом в решении этой проблемы является попытка искоренить причины этого явления, то есть необходима правильная, хорошо проработанная семейная политика, которая в настоящее время еще только начинает возрождаться, правительство только в последнее время начинает проявлять к семье повышенный интерес.
Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей — сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье.
Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.
В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их Семейном кодексе.
А Задачи на перспективу исходят из положений Конституции и законодательства Российской Федерации и основополагающих и всеобъемлющих принципов Конвенции о правах ребенка.
Литература:
1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45 Ст.955
2. Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. //. Российская газета. 1998. — 10 декабря.
3. Декларация о социальных и правовых принципах от 3 декабря 1986 г. // Правовая информационно-справочная система «КонсультантПлюс».
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237; Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст.1, Ст.2; № 4. Ст.445.
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. С.1–6; 2011. № 50. ст.7334.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 -ФЗ // Российская газета. 1996. № 17; Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст.16.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238–239; Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 1996. № 248; Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст.5880.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998.; Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.3802
10. Федеральный закон от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ
11. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст.955
12. Ельцин Б. Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996–2000гг. — М., 1996.
13. СЗ РФ.1996.№ 52. ст.5880;1998.№ 7.ст.788 (Далее — Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»).
14. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст.95
15. Сусликов, В.Н., Шкилева, Н. Л. О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. — 2011. — № 4. — С. 6
16. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.
17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. N 7.
18. ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 5 августа.