Реализация конституционного права на образование: понятие, формы, принципы, стадии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 28.03.2015

Статья просмотрена: 2031 раз

Библиографическое описание:

Горина, О. А. Реализация конституционного права на образование: понятие, формы, принципы, стадии / О. А. Горина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 554-556. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16846/ (дата обращения: 16.11.2024).

Следует различать такие понятия, как реализация конституционно-правовых норм, гарантирующих конституционное право на образование и реализация самого конституционного права на образование.

В теории права под реализацией норм права понимается «деятельность членов гражданского общества и государства, его органов по переводу действующих норм права в конкретные правоотношения». Реализация права представляет собой особую стадию правового регулирования. Как образно выразился А. С. Пиголкин, «реализация норм права есть процесс превращения юридических идеальных моделей в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений». [1]

Юридическая наука выделяет четыре основные формы реализации норм права:

-          соблюдение — воздержание от совершения запрещенных правом действий;

-          использование — осуществление предоставленных субъективных прав в виде дозволений или правомочий;

-          исполнение — совершение действий в пользу управомоченного лица;

-          применение — принятие компетентными органами государства и должностными лицами специального решения, которым на основе действующих норм права устанавливаются права и обязанности участников конкретного правоотношения.

Нормы конституционного права, закрепляющие основное право на образование могут быть реализованы в любой из вышеуказанных форм. При этом, если субъектами соблюдения, использования и исполнения данных норм являются граждане (физические лица), то в качестве субъектов применения данных конституционных норм могут выступать только уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления.

Так, каждый вправе использовать свое конституционное право на получение образования установленного уровня, каждый обязан соблюдать нормы, предписывающие воздерживаться от каких бы то ни было неправомерных ограничений данного права, все родители должны исполнить обязанность по обеспечению получения детьми общего образования. При этом уполномоченные органы государственной власти путем применения соответствующих норм права обеспечивают действующий механизм реализации конституционного права на образование. [2]

В отличие от реализации норм конституционного права, закрепляющих конституционное право на образование, реализация гражданином самого конституционного права на образование представляет собой, по мнению Н. B. Витрука, «регламентированный нормами права демократический по своему содержанию и формам процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств». [3]

Таким образом, рассматриваемые понятия соотносятся как общее к частному, то есть, реализация конституционного права на образование представляет собой лишь частную форму реализации нормы права.

Следует отметить, что гражданин в данном случае рассматривается не как субъект права, а как его носитель, обладатель, что не раз подчеркивалось в научной литературе. [4]

Как носитель конституционных прав гражданин, в процессе их реализации выполняет следующие последовательные действия:

1)                              принятие решения о конкретных путях и средствах претворения в жизнь конституционного права;

2)                              организация исполнения принятого решения;

3)                              само исполнение этого решения.

В отличие от деятельности гражданина по реализации своего конституционного права, в деятельности правоприменителя (уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления) можно отметить следующие ступени реализации (применения) правовых норм:

-          установление общих признаков носителей прав и свобод, их правосубъектности;

-          установление соответствия конкретному фактическому составу нормы права;

-          толкование законов и иных нормативных правовых актов о правах и свободах;

-          восполнение пробелов в законодательстве, регулирующем правовые механизмы реализации прав и свобод;

-          выработка конкретного решения, охватывающего фактический состав юридического отношения;

-          обеспечение соблюдения прав и свобод.

Описывая механизм реализации конституционных прав человека и гражданина, В. О. Лучин упоминает такие обязательные элементы, как «разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы, условия и гарантии осуществления конституционных норм в соответствии с демократическими процедурами, принципами законности и социальной справедливости». [5]

Помимо указанных основных принципов реализации конституционных прав, можно выделить и ряд специфических принципов реализации конституционного права на образование в целом и в негосударственных общеобразовательных учреждениях в частности.

Систему принципов реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении можно представить следующим образом:

-          общепризнанные принципы международного права;

-          принципы государственной политики в области реализации конституционного права на образование;

-          руководящие положения и идеи, свойственные только правоотношениям в области реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении.

Принцип равенства прав граждан на образование, то есть осуществление права на образование каждым и наравне с другими лицами, равные возможности при получении образования данной ступени, основанные только на индивидуальных способностях каждого, в системе негосударственного образования сохраняет свое действие только применительно к реализации аккредитованным негосударственным общеобразовательным учреждением государственного стандарта общего образования. В остальном объем полученных знаний определяется выбором тех или иных дополнительных курсов, а также индивидуальными способностями каждого.

Конституционное право на образование реализуется в условиях свободы выбора: для обучающихся — уровня образования, образовательного учреждения, формы образования, для преподавательского состава — методик обучения, для образовательного учреждения — организационной структуры, формы управления, разработки учебных программ и др.

Такой вывод можно сделать и исходя из анализа действующего законодательства. Так, закон об образовании гарантирует светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках концепции светского государства, которым Россия провозглашает себя в ст. 14 Конституции РФ. Светский характер образования основывается на свободе совести участников образовательного процесса. Область применения этого принципа — одна из самых дискутируемых в научной среде и широко обсуждаемых общественностью. Ряд общественных организаций выступают против клерикализации и милитаризации образования, обобщая эти тенденции попыткой навязать ребенку образ врага, в то время как школа, в соответствии с международными нормами, должна способствовать установлению мира и атмосферы терпимости. Поскольку законодательством РФ гарантируется светский характер образования только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, негосударственные образовательные учреждения вправе вводить в учебные программы религиозную составляющую. [6]

В целом, реализация права представляет собой процесс, состоящий из трех стадий: 1) уяснение (толкование) права; 2) формирование воли субъекта, связанной с желанием использовать предоставленное ему субъективное право; 3) вступление в конкретное правоотношение.

Таким образом, правоотношение можно рассматривать как самостоятельную стадию реализации конституционного права на образование.

 

Литература:

 

1.                  Пиголкин А. С. Понятие правоприменения и его место в механизме социального регулирования.- М.: Гоюриздат, 1985.- С. 9.

2.                  Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 2005.- С. 158.

3.                  Витрук Н. В. Реализация прав и свобод личности как процесс.- М: ИНФРА-М-НОРМА, 2007.- С. 225.

4.                  Научно-практический комментарий Конституции Российской Федерации /Под ред. К. А. Экштайна. — М.: ЭКОМ, 2010.- С. 35.

5.                  Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник.- М: Юстицинформ, 2014.- С. 257.

Основные термины (генерируются автоматически): образование, норма, государственная власть, реализация, реализация норм, светский характер образования, местное самоуправление, негосударственное общеобразовательное учреждение, образовательное учреждение, общее образование.


Похожие статьи

Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования

Кадровое планирование организации: необходимость, тенденции развития, пути совершенствования

Защита прав организаций с иностранным или смешанным капиталом по законодательству РФ: правовые средства, способы и формы

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Проектное финансирование: сущность, типы и риски

Сущность, содержание и форма Конституции РФ: вариант осмысления социального предназначения Основного Закона

Запреты в финансовом праве: понятие, виды и формы реализации

К проблеме молодежного экстремизма: факторы распространения, особенности, способы борьбы

Правовой режим охраны окружающей среды: понятие и признаки

Критерии приемлемости индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека: понятие и процессуальное значение

Похожие статьи

Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования

Кадровое планирование организации: необходимость, тенденции развития, пути совершенствования

Защита прав организаций с иностранным или смешанным капиталом по законодательству РФ: правовые средства, способы и формы

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Проектное финансирование: сущность, типы и риски

Сущность, содержание и форма Конституции РФ: вариант осмысления социального предназначения Основного Закона

Запреты в финансовом праве: понятие, виды и формы реализации

К проблеме молодежного экстремизма: факторы распространения, особенности, способы борьбы

Правовой режим охраны окружающей среды: понятие и признаки

Критерии приемлемости индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека: понятие и процессуальное значение

Задать вопрос