В статье рассматриваются понятия и принципы правового регулирования образования в Российской Федерации.
Ключевые слова: образование, закон об образовании, принцип права, система права, управление системой образования.
На сегодняшний день для государства является наиболее важной проблемой осуществление модернизации системы образования, которая является фундаментом российского образовательного процесса. Развитие региональной и муниципальной системы образования, способной обеспечить образовательные потребности общества и государства, своей спецификой является шагом в развитии российского общества, а также достижения определенного уровня развития населения страны в целом.
Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. От уровня образования напрямую зависит успех развития государства.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) [8], образование определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания.
Система образования в России основана на многих принципах, которые определяют учебные планы, уровень успеваемости, координацию образовательных учреждений и отделов. В последние годы эти принципы значительно изменились. Государственный характер российской системы образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, закрепленная в Законе об образовании.
Управления образовательной деятельностью позволяет выделить ряд принципов, которые должны основываться на разнообразной, долгосрочной перестройке всех связей в управлении образовательной организацией, базируясь на определенных принципах.
В научной литературе понятие принципа права является одним из самых дискуссионных. Приведем несколько позиций исследователей по данному вопросу. Понятие принципа было заимствовано от латинского слова «prinzipium», что в переводе обозначало начало, или первый [10]. Такое толкование принципа обозначает, что его относятся к основным категориям права, с помощью которых отражаются особенности и содержание правоотношений.
Одна группа исследователей подчеркивает, что принципы права следует признать основополагающими руководящими началами, с помощью которых определяется непосредственное содержание и область регулирования правоотношений [11].
Принципы управления образованием представляют в своем сочетании систему. К элементам такой системы следует отнести конкретные требования к законодателям, правоприменителям и гражданам. Любой принцип неразрывно связаны с назначением судопроизводства и входят в него как его составная часть.
Принципы государственной политики в области образования базируются на конституционных нормах, являются основными для подготовки правовых актов и для реализации в ряде образовательных учреждений страны. Так, исследователями выделяются наиболее важные принципы системы управления образованием:
принцип гуманизации, основанный на необходимости обеспечения гармоничного роста человека, повышенном внимании к жизненно важным показателям, причинам поведения человека как величайшей ценности общества;
принцип демократизации, который создает условия для развития деятельности, инициатив, творчества учителей и студентов и широкого участия людей в управлении образованием;
принцип интеграции, основанный на единстве всех образовательных
сил в обществе, единстве школьной культуры, семьи, людей, культуры и средств массовой информации [12].
По разъяснениям Верховного Суда РФ, к принципам международного права относятся такие нормы международного законодательства, которые признаются и принимаются международным сообществом, и какое-либо отклонение от них является недопустимым [13]. В качестве примера можно привести принцип всеобщего уважения прав человека, а также принцип гуманизма. Указанные принципы считаются общеправовыми, которые обладают наднациональным характером, и положены в основу всей правовой системы.
В системе управления образованием важное значение отводится общеправовому принципу — законности.
Рассмотрим понятие законности, исследуемое в научной литературе.
Категория законности, по мнению Л. А. Алексеева, обозначает, что правоприменителю запрещается по своему усмотрению добавлять или домысливать какие-либо положения закона. В случае нарушения законных предписаний поведение признается неправомерным, и влечет грубейшее нарушение принципа законности для любого субъекта правоотношений [14].
Исходя из данной позиции, следует, что значение принципа законности определяется в виде определенного режима, и характеризуется соотношением правомерных и противоправных поступков человека. В структуре правонарушений законность характеризуется качественными и количественными изменениями.
Существует еще одна позиция о понятии принципа законности, которая заключается в том, что под ним понимают степень соблюдения правовых предписаний со стороны участников правоотношений [15].
Иными словами, значение законности определяется ее действием на важнейшие сферы жизнедеятельности общества посредством внесения соответствующей гармонии, и способствует обеспечению справедливой дифференциации интересов не только членов общества, но и государства.
Следовательно, позиции авторов в рассмотрении понятия законности отталкивают от строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.
Законность выражается в следующих формах:
Во-первых, в принципе (требовании) соблюдения правового предписания, обращенного к субъектам общественных отношений.
Во-вторых, методе реализации государственной (политической) власти, посредством которой отражается деятельность государства, базируясь на нормах права.
В-третьих, с помощью законности отражается состояние общественной и государственной жизни, где особая роль отводится взаимоотношениям, складывающимся между субъектами правоотношений, с требованием соблюдения правомерного поведения [16].
Указанная позиция подчеркивает особенности законности в способности отражения необходимости правового регулирования общественных отношений. Законность является своеобразным ориентиром, или идей, которая способствует соблюдению баланса интересов государства. Значение же законности соответствует отражению уровня соблюдения и исполнения правовых норм всеми участниками правоотношений, чем образуется особый режим общественной жизни.
С реализацией принципа законности связывают предоставление гарантий, которые определяются в виде взаимосвязанной системой экономической, политической, нравственной и этической стороны жизни общества и государства. Интеграция принципа законности определяется в направлении линии поведения субъектов, которыми исполняются их права и обязанности, а также деятельности государственных органов, со стороны которых осуществляется обеспечение формирования особенностей защиты прав от различных посягательств.
Под законностью понимается основной принцип правоотношений общества и государства, который базируется на соблюдении правовых предписаний всеми участниками правоотношений. Государством гарантируется соблюдение принципа законности, посредством предоставления различного рода гарантий, в числе которых выступает право на защиту. Было установлено, что с помощью законности отражается состояние общественной и государственной жизни, где особая роль отводится взаимоотношениям, складывающимся между субъектами правоотношений, с требованием соблюдения правомерного поведения. Указанная позиция подчеркивает особенности законности в способности отражения необходимости правового регулирования общественных отношений. В данном аспекте законность является своеобразным ориентиром, или идей, которая способствует соблюдению баланса интересов государства. Значение же законности в данном случае также соответствует отражению уровня соблюдения и исполнения правовых норм всеми участниками правоотношений, чем образуется особый режим общественной жизни.
В случае нарушения гарантий и предписаний законности возникает возможность привлечения виновного лица к ответственности. Правонарушителем не учитываются общественные интересы, как известно, нарушается закон, то есть нарушается определенная юридическая обязанность и злоупотребление правом. Государством устанавливаются границы противоправности и мера ответственности. Государство выносит свой вердикт после оценки всех комплексов объективных и субъективных факторов.
Система управления в сфере образования включает в себя: осуществление стратегического планирования, принятие и реализацию государственных программ, мониторинг, информационное и методическое обеспечение, независимую оценку качества образования, подготовку и повышение квалификации работников, поэтому при моделировании данной обширной информации использование многофункциональных информационных систем оправданно.
Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
Согласно Закону об образовании, одним из принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
В соответствии с Законом об образовании и государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», принцип регионализации является одним из важнейших направлений ее развития. Название данного принципа получило свое значение через соотношение с понятием «регион» — «часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, обладающая общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием. Регион — это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и культурных богатств».
Обеспечение единого образовательного пространства предполагает, что главной целью деятельности региональной системы образования является, прежде всего, создание всех необходимых условий для усвоения учащимися федеральных стандартов образования и выполнения Закона об образовании. Региональный компонент образования должен обогатить содержание образовательного процесса, максимально приблизить его к условиям жизни и деятельности населения, проживающего на территории области [17].
Таким образом, комплекс общеправовых и специальных принципов позволяет органам власти обеспечить реализацию гарантий, прав и свобод человека и гражданина в сфере образования. Кроме того, принципы создают условия для динамичного и поступательного развития сферы образования с учетом защиты прав и интересов участников образовательных отношений и определяют механизм реализации указанных прав и свобод.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета.1998.
- Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1996. № 25. Ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательств РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598.
- Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 (ред. от 08.07.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.11.2020).
- Полатова К. А. Принципы права как теоретическая основа прав человека и гражданского общества // В сборнике: Эволюция государственно-правовых систем. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 267–269.
- Щенникова Л. В. Принципы гражданского права: проблемы понимания и практической реализации // «Законодательство». 2018. № 5. С. 66–70.
- Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2016. 320 с.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (в ред. от 5 марта 2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12132854/ (дата обращения: 07.11.2020).
- Алексеева Л. А. Принципы правоприменительной деятельности как особой формы правореализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 4. С. 3–8.
- Принцип законности: современные интерпретации: монография / Под ред. М. А. Беляева, В. В. Денисенко, А. А. Малиновского. М., 2019. С. 27.
- Хабибуллин Д. И. Законность и ее принципы // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 5 (32). С. 685–688.
- Смирнов Д. А., Гракун А. А. Комплексная система управления качеством образования // В сборнике: Управление качеством в интересах устойчивого развития. Сборник материалов.