Юридические лица как субъекты бюджетного права: проблемы правовой идентификации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 367 раз

Библиографическое описание:

Захарова, Ю. В. Юридические лица как субъекты бюджетного права: проблемы правовой идентификации / Ю. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63406/ (дата обращения: 18.11.2024).



Проблема правовой идентификации юридических лиц в качестве субъектов бюджетного права является одной из нерешенных проблем бюджетного права в частности и финансового права в целом. По первому впечатлению данная тема вполне разработана, так как имеется много доктринальных трудов ученых не только советского периода, но и современных ученых. Но в тоже время в связи с эволюцией в Российской Федерации рыночной экономики, рыночных отношений, потребностью со стороны государства по-новому руководить своими финансами и имуществом появляются новые различные организационно-правовые формы юридических лиц с государственным участием, происходит наделение статусом юридического лица органов власти.

Субъектом бюджетного права принято понимать такое лицо, которое является носителем бюджетных прав и обязанностей, то есть обладает бюджетной правосубъектностью в сфере формирования, распределения и использования публичных денежных фондов.

Классически к субъектам бюджетного права относятся Российская Федерация в целом, ее субъекты, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления [1]. А вот относительно таких субъектов, как юридические лица, вопрос о включении их в субъекты бюджетного права является спорным. В связи с этим необходимо выделить три подхода.

Согласно первому подходу юридические лица являются субъектами бюджетного права. Различные авторы останавливаются именно на этой точки зрения, поскольку в бюджетном законодательстве Российской Федерации предусматривается предоставление юридическим лицам бюджетных инвестиций (ст.80 БК РФ), субсидий из бюджетов (ст.73 БК РФ), а также бюджетных кредитов (ст.93.2 БК РФ). Автор Карасева М. В. утверждает, что юридические лица в различных случаях являются субъектами бюджетного права. Так, например, казенные учреждения на стадии исполнения бюджетов участвуют в бюджетном процессе, следовательно, относятся к субъектам бюджетного права. Иные юридические лица получают субсидии, другие бюджетные средства и тоже относятся к субъектам бюджетного права [2].

Второй подход является более ограниченным, так как исключает мнение о том, что все юридические лица являются субъектами бюджетного права. Итак, согласно данному подходу субъектами являются только государственные либо муниципальные юридические лица или те, которые являются участниками бюджетного процесса. Пауль А. Г. пишет, что на современном этапе действующее законодательство, а также теоретические положения указывают на включение в состав субъектов бюджетного права государственных или муниципальных органов, а также казенных учреждений, которые участвуют в бюджетном процессе. Что касается физических лиц и организаций (за исключением казенных предприятий), то они не являются субъектами бюджетного права [3].

А вот согласно третьему подходу юридические лица вообще не являются субъектами бюджетного права. Данный подход был еще сформирован в советский период Пискотиным М. И., который утверждал, что бюджетное право охватывает нормы, которые устанавливают направление бюджетных расходов, их разграничение между звеньями бюджетной системы, и оно вовсе не регулирует использования бюджетных ассигнований, так как это находится в сфере других правовых институтов [4]. Я согласна с мнением Пискотина М. И., однако, данный подход не совсем согласуется с реальностью, которая существует на сегодняшний день, и с состоянием правового регулирования в бюджетной сфере.

В бюджетном законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «субъект бюджетного права», а также понятие «субъект бюджетного правоотношения», из этого можно сделать вывод, что данные понятия носят исключительно теоретический характер.

Субъект бюджетного права — лицо, которое вероятно может стать участником бюджетного правоотношения. А субъект бюджетного правоотношения — лицо, которое наделено соответствующими правами и обязанностями и может участвовать в конкретном бюджетном правоотношении. По сути, участники бюджетного процесса указаны в ст.152 БК РФ — это и есть субъекты бюджетно-процессуальных правоотношений. Но существуют и бюджетные материальные правоотношения, началом которых является право публично-правовых образований на собственный бюджет, на получение бюджетных доходов и осуществление бюджетных расходов. Из анализа вышеуказанной статьи также следует, что участниками бюджетного процесса являются как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления, но ведь некоторые органы государственной власти и местного самоуправления наделены статусом юридического лица. Данные органы наделяются правами юридического лица в силу прямого указания на это в законе, следовательно, можно сказать, что они являются субъектами бюджетного права. Делая из этого вывод, в первую очередь я бы назвала в качестве субъектов бюджетного права государственные и муниципальные органы, которые наделены статусом юридического лица нормативным правовым актом.

Проводя далее анализ ст. 152 БК РФ, которая перечисляет участников бюджетного процесса, можно исключить таких субъектов, которые не являются юридическими лицами, а именно — Президента РФ, глав муниципальных образований, высшее должностное лицо субъекта РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также исключить вышеуказанную мною группу — органы государственной власти и местного самоуправления, то останутся следующие участники бюджетного процесса: Центральный банк РФ, наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, казенное учреждение. В БК РФ точно не указано являются ли данные участники юридическими лицами, поскольку термин «юридическое лицо» не называется вообще. Следовательно, стоит обратиться к другим нормативным правовым актам. Так, например, в ст.1 Федерального закона от 10.07.2002 года № 68-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» четко прописано, что Центральный банк является юридическим лицом. Так же, исходя из других нормативных правовых актов, стоит сказать, что учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения согласно ст.50 ГК РФ является юридическим лицом. Казенное учреждение является видом государственного либо муниципального образования (ст.123.22 ГК РФ), поэтому исходя из вышесказанного вывода, что последние являются юридическими лицами, можно утверждать, что казенные учреждения — это тоже юридические лица, которые являются субъектами бюджетного права.

Если исследовать, какие юридические лица являются субъектами бюджетного права и какие принимают участие в бюджетном процессе, то можно отметить их публично-правовую природу: они реализуют публичный, а не частный интерес, а также преследуют не частные, а общественно значимые цели.

Теория юридических лиц публичного права — это новая теоритическая концепция. На данный момент в нашем государстве не имеется ее законодательного закрепления, но потребность в исследовании данного вопроса имеется, даже исходя из темы моего исследования. Данная теория решает много вопросов, поскольку субъектами бюджетного права являются юридические лица публичного права. Бюджетное законодательство не относит к участникам бюджетного процесса юридические лица частного права, именно поэтому они не являются субъектами бюджетного права.

Использование вышеуказанной теории юридического лица публичного права способствует формулировке общетеоретических подходов к определению субъектного состава бюджетных правоотношений. Доктринальные основы должны быть неизменны, чтобы законодателю было не сложно встраиваться в обоснованную теоретическую концепцию. Таким образом, теоретически выверенный, концептуально обоснованный закон, единство понятийно-категориального аппарата, согласованность и взаимодействие правовых институтов, в том числе межотраслевых, — все это является основой эффективности и стабильности российского законодательства.

Литература:

  1. Финансовое право: учебник для бакалавров /отв.ред.Е. Ю. Грачева. — М.: Проспект, 2017. —536 с.
  2. Финансовое право: учебник / колл. авторов; под ред. М. В. Карасевой. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Кнорус, 2012. —369 с.
  3. Пауль А. Г. К вопросу о субъектах бюджетного права // Финансовое право. — 2013. —№ 6. —С 14–17.
  4. Пискотин М. И. Советское бюджетное право. — М.: Юрид. лит.,1971. —312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетный процесс, субъект, лицо, БК РФ, юридическое лицо, Российская Федерация, бюджетное правоотношение, государственная власть, местное самоуправление, бюджетное законодательство.


Похожие статьи

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Иммунитет некоторых должностных лиц публичной власти и юридическая ответственность: историко-правовой аспект

Специфика института контракта с участием государства: правовые аспекты

Социальная группа в уголовном законодательстве: краткий анализ практики квалификации преступлений

Правовое регулирование планирования доходов федерального бюджета: проблемы теории и практики

Компенсация как способ защиты права на товарный знак. Проблемы теории и правоприменительной практики

Конституционная политика и механизм правового регулирования: аспекты соотношения

Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики

Правовые проблемы определения круга участников лизинговых отношений

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Похожие статьи

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Иммунитет некоторых должностных лиц публичной власти и юридическая ответственность: историко-правовой аспект

Специфика института контракта с участием государства: правовые аспекты

Социальная группа в уголовном законодательстве: краткий анализ практики квалификации преступлений

Правовое регулирование планирования доходов федерального бюджета: проблемы теории и практики

Компенсация как способ защиты права на товарный знак. Проблемы теории и правоприменительной практики

Конституционная политика и механизм правового регулирования: аспекты соотношения

Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики

Правовые проблемы определения круга участников лизинговых отношений

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Задать вопрос