В статье проведен анализ положений Кодекса административного производства, регулирующих приказное производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, а так же выявлены основные проблемы, связанные с осуществлением приказного судопроизводства и перспективы его дальнейшего развития.
Ключевые слова : Кодекс административного судопроизводства, мировые судьи, обязательные платежи и санкции, судебный приказ, упрощенная форма судопроизводства.
The article analyzes the provisions of the Code of Administrative Proceedings governing the order proceedings in cases of collecting mandatory payments and sanctions, as well as identifies the main problems associated with the implementation of order proceedings and the prospects for its further development.
Keywords: Administrative Procedure Code, Justices of the Peace, Compulsory Payments and Sanctions, Court Order, Simplified Judicial Procedure.
Конституция РФ в статье 57 закрепляет за гражданами обязанность платить законно установленные налоги и сборы [1], такое же положение отражено и в п.1 ст. 3 Налогового кодекса РФ [3].
Общий порядок искового судопроизводства достаточно громоздкий и требуется только в отношении спорных дел, при бесспорном характере иска целесообразно применение упрощенной процедуры судопроизводства, к которой и относится приказное производство по взысканию обязательных платежей и санкций.
В российской правовой системе приказное производство регулируется главой 11 Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), главой 11.1 Кодекса административного производства РФ (КАС РФ) и главой 29.1 Арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ).
В КАС РФ институт судебного приказа был включён в 2016 году на основании Федерального закона № 103-ФЗ [4]. Целью введения данного института в административное судопроизводство является более быстрое и эффективное рассмотрение бесспорных судебных дел. Само по себе приказное производство представляет собой рассмотрение дел на основании заявления взыскателя без проведения судебного разбирательства. Результатом рассмотрения такого дела является вынесение судьей судебного приказа.
Под судебным приказом, согласно статьи 123.1 КАС, понимается судебный акт, вынесенный судьей единолично и исключительно по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций. Приказное производство, согласно ФЗ «О мировых судьях» в первой инстанции относится к подсудности мирового судьи [5].
Территориальная подсудность приказных дел о взыскании обязательных платежей и санкций определена частью 3 статьи 22 КАС РФ, согласно которой по данным категориям дел следует обращаться в суд либо по месту жительства гражданина, в отношении которого возбуждается дело, либо по адресу организации.
Судебный приказ выносится исключительно в отношении дел о взыскании обязательных платежей и санкций в отношении физических лиц (в большинстве случаев) как правило по нарушениям налогового законодательства.
Основанием для приказного судопроизводства по делу о взыскании с должника обязательных платежей и санкций является заявление, требования к содержанию которого содержатся в ч.2 ст. 123.3 КАС РФ. Так же к заявлению должна прилагаться копия требования к должнику о добровольной оплате.
При выявлении нарушений заявления о взыскании оно может быть либо возвращено заявителю для исправления недочетов или неточностей, либо в принятии заявления может быть отказано и тогда повторная подача заявления невозможна.
Основаниями для возврата заявления согласно ст. 129 КАС РФ являются неподсудность дела суду, в который направлено заявление, а так же отсутствие документов, подтверждающих требование, либо несоответствие заявления установленной форме.
Основания для отказа в принятии заявления установлены в ст. 128 КАС РФ, к ним относятся, например, иной порядок рассмотрения заявления, либо нахождение должника за границей, а так же небесспорность заявленных требований.
Судебный приказ выносится судьей в течении 5 дней со дня поступления в суд заявления о взыскании, при этом судебного разбирательства не производится и стороны в суд не вызываются. Судья рассматривает дело единолично.
При вынесении судебного приказа судья должен учитывать бесспорный характер требований, то есть он не имеет право изменять требования заявителя или удовлетворять их частично, поэтому при наличии у него сомнений о бесспорности предъявляемых требований согласно п.3.ч.3. статьи 123. 4 КАС РФ он должен отказать в принятии заявления.
Для того чтобы заявление взыскателя было бесспорным, обоснование назначения, а так же размер платежа должны быть подтверждены документально. Так, например, в Постановление президиума Волгоградского облсуда от 05.07.2017 № 44Га-115/2017 суд отменил приказ на основании того, что заявление не было признано им бесспорным, так как должник не признал требования [7].
Основанием для исполнения является сам судебный приказ, и при этом нет необходимости в выдаче исполнительного листа, за исключением взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета (часть 2 статьи 123.8 КАС РФ)
Копия судебного приказа должна быть направлена должнику в течении трех дней со дня его вынесения, и со дня ее направления у должника есть двадцать дней на обжалование. Как указывается в постановлении Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, если срок для обжалования был пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен [6]. К таким причинам можно отнести неполучение должников судебного приказа в связи с нарушением правил доставки почты или длительным отсутствием должника по адресу направления судебного приказа в связи с командировкой, болезнью и т. д.
На вступивший в силу судебный приказ распространяются положения ст. 16 КАС РФ, то есть он обязателен к исполнению всеми лицами и организациями на территории РФ, для судебного приказа предусмотрена возможность изготовления его в электронном виде и с электронной подписью, за неисполнение судебного приказа предусмотрена ответственность, предусмотренная действующим законодательством РФ.
Судебный приказ может быть отменен, если в суд в установленные законом сроки поступило заявление должника о несогласии с заявляемыми в его адрес требованиями.
По результатам проведенного исследования выделим основные особенности судебного приказа: это судебный акт, который выносится судьей единолично на основании заявления взыскателя о взыскании с должника сумм по уплате обязательных платежей и санкций.
Процедура приказного производства имеет как свои достоинства, так и определенные недостатки. Несомненным плюсом приказного производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций относится упрощение и ускорение процедуры рассмотрения дела, что повышает эффективность работы судов, загруженных большим количеством административных дел. Минусом такого производства можно назвать отмену судебного приказа при наличии возражений со стороны должника, что приводит к удвоению сроков рассмотрения дела.
Процедура приказного производства по правилам КАС РФ доказала свою эффективность, о чем свидетельствует «рецепция» арбитражными судами и недавнее его введение в АПК РФ. Приказное производство — это, прежде всего, оптимизация судебной нагрузки и «удешевление» правосудия по изначально бесспорным требованиям. Вместе с тем, представляется, что законодателю необходимо задуматься о развитии соответствующих административных процедур и вывести полностью бесспорные требования из сферы судебного контроля. Это позволит суду сконцентрироваться на первоочередной задаче — разрешении действительных, а не мнимых правовых конфликтов, восстановлении и защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
К проблемам приказного производства можно отнести ежегодный прирост жалоб граждан на неправомерность или неточность заявленных требований, а так же неполучение ими судебного приказа.
В качестве рекомендаций можно предложить утверждение проведения на регулярной основе, например ежегодно, сверки переданных/принятых сведений налоговыми органами и соответствующими ведомствами по аналогии проведения «сверки» Федеральной налоговой службой Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации, а так же улучшить систему контроля за направлением судебных приказов в адрес должника в установленные законом сроки.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.04.2016 N 103-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Постановление № 44ГА-115/2017 44Г-А-115/2017 4ГА-1798/2017 от 25 апреля 2017 г. по делу № 2А-6–582/16 // https://sudact.ru/regular/doc/MyBJMsw9SmoT/
- Беспалов Ю. Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический). М.: Проспект, 2016. 768 с.