В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сущности и значения рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, основные аспекты и анализ данной стадии гражданского судопроизводства. Сделаны выводы относительно сущности и значения надзорного производства в РФ, а также предложены новеллы в законодательстве для повышения эффективности надзорного производства в гражданском процессе.
Ключевые слова: гражданский процесс, пересмотр, надзорная инстанция, судебная система, конституционные права.
Введение
Судопроизводство в РФ представляет собой иерархическую и упорядоченную систему судов, отличающихся компетенцией и категорией дел, рассматриваемых в зависимости от уровня в данной иерархии того или иного суда. В рамках гражданского судопроизводства в России существуют различные судебные инстанции. Каждая инстанция осуществляет судопроизводство в соответствии с имеющимися у нее функциями и полномочиями.
Методы исследования
Основу исследования составляет метод анализа информации и правоприменительной практики.
Сущность и значение
Конституция РФ устанавливает и гарантирует в статье 46, что каждый имеет право на судебную защиту прав и законных интересов, толкование данной нормы подразумевает защиту в том числе и от неправосудных приговоров судов различных инстанций [1].
Первоочередным представляет разрешение вопроса о том, что из себя представляет надзорное производство в гражданском процессе. Важно отметить, что законодатель не определил легальное определение термина производство в суде надзорной инстанции, а лишь обобщающе указал на категорию дел, рассматриваемых в порядке надзора.
Надзорное производство в гражданском процессе представляет собой — одну из судебных инстанций гражданского судопроизводства, осуществляющую пересмотр вступивших в законную силу решений, определений в суде надзорной инстанции.
В рамках надзорной инстанции пересматриваются решения и определения всех судов Российской Федерации, за исключением Президиума Верховного Суда РФ.
Право на обращение в суд надзорной инстанции принадлежит лицам, участвующим в деле, и другим лицам, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Также в этой связи необходимо отметить полномочия председателя Верховного Суда РФ вносить в президиум представление от заинтересованных лиц, в части нарушения фундаментальных норм материального или процессуального права.
Надзорное производство по гражданским делам осуществляет Президиум Верховного Суда Российской Федерации. ГПК РФ устанавливает перечень гражданских дел, рассмотрение которых возможно и подсудно Президиуму в рамках надзорного производства и представляет собой следующий перечень обжалуемых решений:
- Вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
- Определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
- Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.
Данные судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
- права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
- права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- единообразие в толковании и применении судами норм права [2].
Сущность надзорного производства можно определить как совокупность действий суда высшей инстанции, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом и направленных на обеспечение законности в деле защиты законных прав граждан и организаций [6, с. 118].
Исходя из положений статьи 391.9 ГПК РФ можно определить сущность надзорного производства в рамках гражданского судопроизводства которая заключается в рассмотрении судебных актов вступивших в установленный ГПК РФ срок в законную силу и проверка законности (устранения ошибок судов нижестоящих инстанций) ранее принятых судебных актов.
Следовательно, сущность надзорной инстанции в рамках гражданского судопроизводства сводится к рассмотрению судебных актов нижестоящих инстанций, которые уже вступили в законную силу и на которые поданы жалобы или протест. Рассматриваемые в порядке надзора гражданские дела могут быть изменены или отменены, в зависимости от решения Президиума [4, с. 32].
Надзорная инстанция рассматривает жалобы и протесты в тех случаях, когда были нарушены конституционные права и свободы человека и гражданина, нарушены существенным образом нормы материального и процессуального права, а также иные публичные интересы государства.
В связи с вышесказанным представляется возможным выделить назначение надзорного производства в РФ:
Возможность обеспечить соблюдение норм материального и процессуального права, в случаях нарушений судами нижестоящих инстанций;
Выступает дополнительным способом защиты от неправомерных решений, обеспечивающих возможность обжаловать решения судов, нарушающих права и законные интересы граждан;
Позволяет устранить нарушения законодательства и обеспечить правильное разрешение гражданского дела;
Возможность указания и разъяснения судам нижестоящих инстанций на возможные и частые нарушения при производстве по гражданским делам в исполнение и соблюдение конституционных прав граждан.
До подачи жалобы в Президиум ВС РФ одной из стадий выступает кассационное производство, существующее в двух видах (кассация судов общей юрисдикции и кассация коллегии по гражданским делам ВС РФ). В связи с чем возникает вопрос, является ли разумным и практически правильным существование Надзорной инстанции?
Несмотря на назначение надзорной инстанции в гражданском судопроизводстве система судопроизводства в России требует реформирования, что обуславливается наличием в судебной практике судебных ошибок в вопросах толкования норм права и вынесение неправосудных судебных постановлений [5, с. 55.].
В свою очередь на ошибку в виде толкования норм права определил Конституционный Суд РФ в Постановление от 05.02.2007 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан», также Конституционный Суд указал на направление законодателя в области реформирования — Федеральному законодателю при реформировании надзорного производства, включая процедуры инициирования надзорного пересмотра судебных постановлений в Президиуме Верховного Суда РФ, надлежит — исходя из целей обеспечения единообразного применения закона и руководствоваться Конституцией Российской Федерации и настоящим Постановлением [3].
Заключение
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что надзорная инстанция гражданского судопроизводства представляет собой самостоятельную стадию гражданского процесса, исполняемую в лице системы правосудия РФ Президиумом Верховного суда.
В свою очередь пересмотр вступивших в законную силу постановлений судов в порядке надзора не в 100 % вероятности эффективно реализует назначение надзорного производства, что требует введения определенных новелл в ГПК РФ, например:
Установление легального понятия надзорного производства в главе 41.1. ГПК РФ, что в свою очередь позволит более определенно толковать суть надзорного производства, а также его назначение;
Определение и установление понятия «фундаментальные нарушения», которое в настоящее время в ГПК РФ не раскрывается и определяется лишь в судебной практике, но при этом судьи также могут не принять то или иное нарушение в качестве существенного, чем нарушат права и законные интересы участника производства и решение по делу будет неправосудным.
Несмотря на то, что лица, участвующие в деле, имеют процессуальную возможность выступить в судебном заседании, а их объяснения также становятся доказательствами по делу, тем не менее, имеются ограничения в их процессуальных правах. Например, сторона спора не может представить письменный отзыв по надзорной жалобе. Более того, «для надзорной инстанции отзыв как процессуальный институт не предусмотрен».
Следует также отметить, что само участие стороны в судебном заседании суда надзорной инстанции могут осуществляться путем использования систем видеоконференцсвязи в порядке, установленном ГПК РФ. Однако не всегда такие технические возможности имеются у самих лиц, участвующих в деле.
Следовательно, надзорная инстанция разрешает вопросы, связанные с существенными и фундаментальными нарушениям норм права. Необходимо отметить, что и в рамках надзорного производства возможны как выявления нарушений, так и их упущение. Ведь в соответствии со ст. 391.14 ГК РФ Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: непосредственный.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 11.03.2024). — Текст: непосредственный.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан». — Текст: непосредственный.
- Власов А. В. Актуальные проблемы надзорного производства в гражданском процессе / А. В. Власов // Арбитражный и гражданский процесс. — 2006. — № 6. — С. 36. — Текст: непосредственный.
- Хужин А. М. О современном надзорном производстве в российском гражданском процессе / А. М. Хужин // Нижегородской академии МВД. Российский правовой журнал России. — 2022. — № 1 (10). — С. 57. — Текст: непосредственный.
- Гаджиалиева Н. Ш., Курбанова Г. М. Сущность, цели и задачи надзорного производства в гражданском процессе / Н. Ш. Гаджиалиева, Г. М. Курбанова // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. — 2018. — Том 33. Вып. 4. — С. 120. — Текст: непосредственный.