Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях: понятие, правовые основы, принципы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 10.01.2023

Статья просмотрена: 1934 раза

Библиографическое описание:

Михайленко, Е. С. Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях: понятие, правовые основы, принципы / Е. С. Михайленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 308-312. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98707/ (дата обращения: 19.10.2024).



Цель: дать теоретико-правовую характеристику исполнительного производства по делам об административных правонарушениях.

Методология: в работе использованы следующие общенаучные методы — системный, сравнительно-правовой, формально-логический, анализ действующей законодательной базы.

Результаты: в статье сформулировано понятие исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрены и проанализированы правовые основы и принципы исполнительного производства по делам об административных правонарушениях.

Актуальность: актуальность работы объясняется вступлением исполнительного производства в новый этап развития в соответствии с меняющимся российским законодательством, возникновением новых экономических отношений, происходящей судебной реформой, так же созданием новой законодательной базы, которая изменило место исполнительного производства в системе российского права.

Ключевые слова: административные правонарушения, исполнительное производство, исполнительные действия, принудительное исполнение, меры принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель, служба судебных приставов.

Исполнительное производство представляет собой сферу деятельности уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих во внесудебном порядке принуждение по исполнению судебных актов и актов исполнительной власти на основе административно-процессуальных норм.

В юриспруденции долгое время велись споры, касающиеся природы исполнительного производства. Исследования советского периода придерживалось точки зрения, согласно которой исполнительное производство входило в гражданский (арбитражный) процесс [3]. Такой подход оправдывался тем, что исполнительное производство регламентировалось нормами ГПК РСФСР, а деятельность судебных приставов регламентировалась судами. Отдельные авторы считали, что совокупность норм, регулирующих вопросы организации исполнения решений юрисдикционных органов, могут образовывать самостоятельное, обособленное от гражданского права, исполнительное производство [4].

В современный период мнения авторов также не сведены к единому мнению. Бытует мнение, что исполнительное законодательство следует рассматривать как комплексную отрасль права, которую следует именовать — гражданским исполнительным правом [5].

Необходимо исходить из того, что в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [1]. (далее ФЗ «Об исполнительном производстве») его действие распространяется и на деятельность всех тех органов и должностных лиц, которые в соответствии с российским законодательством имеют полномочия, обязанности по передаче иным лицам, органам, организациям, учреждениям финансовых средств, либо обязанности по передаче в их пользу каких-нибудь действий, либо в их пользу воздержаться от их совершения.

Таким образом, исполнительное производство выступает институтом административного права. В случае нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, вынесения постановления по делам об административных правонарушениях и т. д., их принудительное исполнение не образует гражданского процесса.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность правоприменительных и организационно-технических действий должностных лиц, действующих в рамках правовых предписаний, по реализации постановлений по делам об административных правонарушениях.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является заключительной стадией административно-юрисдикционного производства, на которой реализуются примененные меры административного принуждения и вместе с тем достигается выполнение юридическими санкциями их социальных функций. Это предопределяется исполнением наложенных административных взысканий, что в итоге определяет эффективность административно-юрисдикционного процесса.

Исполнение постановлений об административных взысканиях занимает важное место в системе профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений вообще и административных проступков в частности. Исполненные меры воздействия выполняют задачи предупреждения лица от совершения им, а также другими лицами противоправных деяний.

Правовое назначение исполнительного производства по делам об административных правонарушениях состоит в обеспечении фактической реализации постановлений по делам об административных правонарушениях и в применении их к правонарушителю.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях только тогда эффективнее достигнет своей цели, когда будут обеспечены и соблюдены условия исполнения в предшествующих стадиях производства по делам об административных правонарушениях.

Главой 31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) закреплено, что постановление о наложении административного взыскания запускает механизм исполнительного производства, порождая права и обязанности многих субъектов, в том числе нарушителя, субъекта административной юрисдикции, органов, исполняющих административные взыскания, и другие [2]. Выбор вида административного взыскания, в соответствии с главой 32 КоАП РФ, определяет и соответствующий вид исполнительного производства по делам об административных правонарушениях. Ряд процессуальных действий, имеющих непосредственное отношение к исполнению постановления, осуществляется уже на стадии рассмотрения дела. Исполнение постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения, осуществляется сразу же после его объявления.

Можно прийти к выводу, что стадия непосредственного исполнения постановлений об административных правонарушениях неразрывно связана с остальными стадиями производства по делам об административных правонарушениях и является их конечным результатом.

В случае, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено, но не исполнено, производство на всех предшествующих стадиях может остаться безрезультатным и вместо предупредительного и воспитательного может принести совершенно противоположный эффект.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является неотъемлемой составной частью производства по делам об административных правонарушениях. Данный вид правоприменительной деятельности имеет свои функции, нормативную регламентацию, специальные органы.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях представляет собой некую совокупность правоприменительных и организационно-технических действий уполномоченных на то субъектов. Действиям, направленным на исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, необходима соответствующая правовая регламентация их содержания, порядка и сроков осуществления, а также правовых гарантий прав участников исполнительного производства. От совокупности и четкости исполнения правоприменительного процесса в конечном итоге зависит социальная эффективность действия всего правового механизма — самих правовых норм и процесса их реализации.

Исполнение постановлений об административных правонарушениях предполагает определенные обязанности органов и должностных лиц, призванных обеспечить его проведение в жизнь, а также тех лиц, в отношении которых оно принято. Законодательством четко установлен порядок исполнения решений, мер по его принудительному исполнению, сроки исполнения.

Анализ нормативных правовых актов свидетельствует о том, что на сегодняшний день нет единого порядка исполнения постановления по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях напрямую зависит от органа, должностного лица, уполномоченного исполнить постановление по делу об административном правонарушении, а также от непосредственно вида административного взыскания.

Постановление об административном правонарушении является основным актом административной юрисдикции. В исполнительном производстве действия по реализации таких актов занимают важное место. Постановление о наложении административного взыскания является лишь одним из видов актов административной юрисдикции. Другие виды актов, издаваемых компетентными органами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, также требуют соответствующей нормативной регламентации деятельности по их исполнению.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях — сложный процесс, в котором участвуют различные компетентные органы и должностные лица. На основании рассмотрения дела, юрисдикционный орган выносит специальный акт — постановление по делу об административном правонарушении. Именно это постановление является юридическим фактом возникновения особого рода правовых отношений — административно-исполнительных.

В структуре, складывающейся в процессе исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, не только правоприменительный орган обладает правами в отношении к нарушителю — нарушитель также наделен правами на активное участие в правовом отношении.

Субъекты, обладающие властными полномочиями от имени государства в правоохранительных отношениях, участвуют уполномоченные на то органы, должностные лица. Данные органы и должностные лица уполномочены от имени государства привлекать к ответственности, применять различные виды наказаний. Эти органы выступают субъектами наказания в конкретном административно-деликтном отношении.

Постановление, которое принято по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, является односторонним административным актом, обязательным для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами, обязательность исполнения постановлений закреплена статьей 31.2 КоАП РФ [2]. Именно постановление о наложении административного взыскания является юридическим фактом, преобразующим административно-деликтное охранительное правоотношение в правоотношение ответственности отдельной личности.

После вынесения постановления по делу об административном правонарушении возникают правовые отношения среди:

  1. Юрисдикционного органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, и правонарушителя, в отношении которого вынесено данное постановление;
  2. Юрисдикционного органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, и органа, уполномоченного непосредственно произвести исполнение постановления;
  3. Органа, производящего исполнение постановления, и лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Цели исполнительного производства достигаются главным образом деятельностью органов и должностных лиц, участвующих в исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях. Содержание исполнительного производства не может быть раскрыто без определения системы субъектов исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, организации их деятельности, взаимоотношений между этими субъектами, их компетенции.

Содержание и характер постановлений по делам об административных правонарушениях предполагают специальную деятельность уполномоченных на то органов (должностных лиц) по их исполнению. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях охватывает не только деятельность компетентных органов и должностных лиц, но также и действия самого правонарушителя.

В исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях задействованы различные государственные органы и их должностные лица. При этом правовые позиции и объем их полномочий по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях различаются.

Исполнительное производство по делам об административных правонарушениях не локализуется компетенцией одного органа. В ряде случаев исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляется несколькими субъектами исполнительного производства. Наряду с органами, должностными лицами административной юрисдикции исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляют судебные приставы-исполнители Федеральной службы судебных приставов.

Исполнительное производство по принудительному взысканию административного штрафа начинается с возбуждения исполнительного производства. В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» [1] возбуждение исполнительного производства уже относится к исполнительным действиям. Исполнительные действия совершаются по месту нахождения лица либо по месту нахождения его имущества. Такой принцип решения вопроса о месте совершения исполнительных действий позволяет четко определить, какое конкретно подразделение службы судебных приставов должно заниматься исполнением данного исполнительного документа.

В соответствии со статьей 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок со дня поступления постановления по делу об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю выносится постановление о возбуждении исполнительного производства. Ранее, аналогичная норма, закрепленная Федеральным законом «Об исполнительном производстве» 1997 года, не предусматривала конкретные сроки передачи исполнительных документов судебному приставу-исполнителю после их поступления в службу судебных приставов, что не позволяло эффективно и в установленные сроки отрабатывать исполнительные документы.

Основанием для применения мер принудительного исполнения является истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения постановления.

Исполнительному производству, как составной части всего производства по делам об административных правонарушениях, присущи общеюрисдикционные принципы, которые имеют свою специфику, обусловленную содержанием административно-правовых отношений, характерных для этой стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Основным принципом в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях является принцип законности. Данный принцип означает неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми субъектами исполнительного производства. В соответствии с принципом законности исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях возможно только в отношении лиц, виновных в совершении противоправных действий. При чем исполнительное производство может осуществляться лишь уполномоченными на то органами (должностными лицами) в пределах только своей компетенции. В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

Принцип оперативности выражается в четкости исполнения материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Принцип публичности заключается в том, что правоприменение осуществляется от имени и в интересах государства только уполномоченными на то государством органами и должностными лицами.

Важнейшим принципом исполнительного производства по делам об административных правонарушениях является принцип неприкосновенности личности. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в ряде случаев сопровождается серьезными правоограничениями в отношении нарушителя, связанными с его арестом, изъятием или конфискацией вещи, явившейся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Учитывая важность соблюдения принципа неприкосновенности личности, законодательно закреплены положения, касающиеся того, что исполнение подобных постановлений возможно только по решению суда (судьи).

Таким образом, можно сделать вывод, что исполнительное производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность правоприменительных и организационно-технических действий уполномоченных на то органов, должностных лиц, действующих в рамках правовых предписаний, по реализации постановлений по делам об административных правонарушениях.

Литература:

  1. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02.10.2007 № 229 — ФЗ (в ред. от 29.12.2022) // СПС КонсультантПлюс;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СПС КонсультантПлюс;
  3. Боннер А. Т. Исполнительное производство: отрасль или стадия процесса. Избранные труды по гражданскому процессу / А. Т. Боннер — СПб., 2005. — С. 109–128.
  4. Юков М. К. Исполнение решений в отношении социалистических организаций / М. К. Юков. — М., 1984. — 116 с.
  5. Ярков В. В. Исполнительное производство: современное состояние / В. В. Ярков // Арбитражные и гражданский процесс. — 2002. — № 12. — С. 22.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительное производство, дело, правонарушение, исполнение постановлений, административное правонарушение, орган, лицо, административное взыскание, постановление, принудительное исполнение.


Похожие статьи

Стадии исполнительного производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях

Цель: выделить и охарактеризовать стадии исполнительного производства при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях. Методология: в работе использованы следующие общенаучные методы — системный, сравнительно-правовой, форм...

Особенности принудительного исполнения постановлений о взыскании административных штрафов с бюджетных организаций и муниципальных образований

Цель: исследовать механизм принудительного исполнения постановлений о взыскании административных штрафов с должников-бюджетополучателей, выявить проблематику его фактической реализации и сформулировать предложения, направленные на правильное и своевр...

Пути совершенствования механизма исполнения судебных актов в Российской Федерации

В статье рассматриваются основные направления совершенствования механизма исполнения судебных актов в Российской Федерации, которые зависят от характерных проблем указанного механизма.

Проблемы применения особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам

Тематика данной статьи направлена на раскрытие проблем, возникающих при применении судами особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам. Институт особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам относительно «молодой» инсти...

Исторический аспект существования упрощенной процедуры принятия судебного решения

Статья освещает исторический аспект существования и развития упрощенной процедуры. В статье анализируются исторический опыт применения особого порядка принятия судебного решения; приводятся в пример законодательные акты, начиная со времен Древней Рус...

Проблемы и перспективы регламентации административно-правового статуса юридических лиц

Актуальность темы исследования заключается в необходимости производства регламентации административно-правового статуса юридических лиц с целью исполнения политики государства. Целью статьи является анализ нормативной регламентации административно-пр...

Правовое регулирование, проблемы и перспективы развития приказного производства по взысканию обязательных платежей и санкций

В статье проведен анализ положений Кодекса административного производства, регулирующих приказное производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, а так же выявлены основные проблемы, связанные с осуществлением приказного судопроизв...

Актуальные проблемы исполнительного производства в России

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы исполнительного производства, связанные с реализацией конституционного права на судебную защиту. Проводится анализ проблем, пути их решения и предложения по совершенствованию законодательства.

Обжалование действий (бездействия) и решений органов публичной власти в административном (досудебном) порядке

На сегодняшний день, тема, касаемо обжалования решений и действий (бездействия) органов публичной власти, является очень актуальной ввиду того, что нормативный акт, а именно Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий общественные отно...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Похожие статьи

Стадии исполнительного производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях

Цель: выделить и охарактеризовать стадии исполнительного производства при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях. Методология: в работе использованы следующие общенаучные методы — системный, сравнительно-правовой, форм...

Особенности принудительного исполнения постановлений о взыскании административных штрафов с бюджетных организаций и муниципальных образований

Цель: исследовать механизм принудительного исполнения постановлений о взыскании административных штрафов с должников-бюджетополучателей, выявить проблематику его фактической реализации и сформулировать предложения, направленные на правильное и своевр...

Пути совершенствования механизма исполнения судебных актов в Российской Федерации

В статье рассматриваются основные направления совершенствования механизма исполнения судебных актов в Российской Федерации, которые зависят от характерных проблем указанного механизма.

Проблемы применения особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам

Тематика данной статьи направлена на раскрытие проблем, возникающих при применении судами особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам. Институт особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам относительно «молодой» инсти...

Исторический аспект существования упрощенной процедуры принятия судебного решения

Статья освещает исторический аспект существования и развития упрощенной процедуры. В статье анализируются исторический опыт применения особого порядка принятия судебного решения; приводятся в пример законодательные акты, начиная со времен Древней Рус...

Проблемы и перспективы регламентации административно-правового статуса юридических лиц

Актуальность темы исследования заключается в необходимости производства регламентации административно-правового статуса юридических лиц с целью исполнения политики государства. Целью статьи является анализ нормативной регламентации административно-пр...

Правовое регулирование, проблемы и перспективы развития приказного производства по взысканию обязательных платежей и санкций

В статье проведен анализ положений Кодекса административного производства, регулирующих приказное производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, а так же выявлены основные проблемы, связанные с осуществлением приказного судопроизв...

Актуальные проблемы исполнительного производства в России

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы исполнительного производства, связанные с реализацией конституционного права на судебную защиту. Проводится анализ проблем, пути их решения и предложения по совершенствованию законодательства.

Обжалование действий (бездействия) и решений органов публичной власти в административном (досудебном) порядке

На сегодняшний день, тема, касаемо обжалования решений и действий (бездействия) органов публичной власти, является очень актуальной ввиду того, что нормативный акт, а именно Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий общественные отно...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Задать вопрос