Статья посвящена обзору особенностей развития института судебных приставов в РФ с позиции административной деятельности, а также анализу нормативно-правовых актов в рамках исполнительного производства. Также в данной статье обосновано функциональное единство административно-юрисдикционного процесса и исполнительного производства.
Ключевые слова: ФССП РФ, административно-юрисдикционный процесс, исполнительное производство, принудительное исполнение, функция преследования правонарушителя, функция защиты.
The article is devoted to the review of the peculiarities of the development of the institution of bailiffs in the Russian Federation from the standpoint of administrative activity, as well as the analysis of normative legal acts in the framework of enforcement proceedings. Also, this article substantiates the functional unity of the administrative-jurisdictional process and enforcement proceedings.
Keywords: FSSP of the Russian Federation, administrative and jurisdictional process, enforcement proceedings, enforcement, the function of prosecution of the offender, the function of protection.
В доктрине права существует многообразие точек зрения относительно сущности исполнительного производства. Это указывает на разное понимание правовой природы исполнительного производства.
Основным отличием гражданского или арбитражного судопроизводства от исполнительного производства является то, что последнее представляет собой реальный процесс, носящий принудительный характер и направленный на изменение фактических вещных правоотношений — изменение права собственности, к примеру, когда имущество, принадлежащее на праве собственности должнику, изымается в счет долга и передается взыскателю. Это также подтверждает самостоятельность исполнительного производства [3].
Самостоятельность исполнительного производства также подтверждается нормами действующего законодательства. Так, в качестве основания для возбуждения исполнительного производства в рамках, которого возможно изменение вещного правоотношения, можно назвать исполнительный документ. Нормы, регламентирующие понятие исполнительного документа, а также порядок его выдачи и производства по нему, содержатся в Главе 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» [1].
Другие авторы, например, А. И. Стахов, [5] рассматривают исполнительное производство как часть, то есть подотрасль административного права. При этом оно приобретает процессуальный характер. При этом правоотношения, которые возникают рамах исполнительного производства можно охарактеризовать как административные или административно-процессуальные. Данные исследователи не выделяют в качестве самостоятельной стадии исполнительное производство.
Кроме того, сам факт выделения службы судебных приставов и создание ФССП РФ, как самостоятельного органа государственной исполнительной власти, фактически позволило выделить исполнительное производство из судебной системы в самостоятельную стадию. Следовательно, исполнительное производство нельзя рассматривать как составную часть единого гражданского или арбитражного судопроизводства.
В связи с тем, что ФССП РФ фактически является самостоятельным органом государственной власти, то судебного пристава-исполнителя можно характеризовать как должностное лицо, обладающее статусом государственного служащего органа исполнительной власти. Следовательно, в связи с осуществляемой им деятельности судебный пристав-исполнитель наделен комплексом властных полномочий относительно других участников исполнительного производства.
Исходя из властного характера правоотношений в сфере исполнительного производства их можно отнести к категории административно-правовых. Это также объясняется спецификой, применяемых в ходе исполнительного производства, мер и санкций.
Исходя из функционального подхода, можно определить административно-юрисдикционный процесс как защиту права, которое было нарушено. Это определяет сущность рассматриваемого вида процесса.
Определение рассматриваемого вида процесса таким образом, позволяет сделать вывод о его неделимости. Это означает, что административно-юрисдикционный процесс предполагает совокупность неотделимость таких его элементов как субъект нарушения, нарушенное субъективное право, потерпевший, который нуждается в защите [2].
Следовательно, можно сформулировать функции административно-юрисдикционного процесса как установленного нормами действующего законодательства порядка преследования со стороны государства нарушителя субъективного права и одновременную его защиту от возможных незаконных действий, допускаемых правоприменителем.
Также можно выделить две функции административно-юрисдикционного процесса, которые по своей значимости являются основными. К таким функциям можно отнести:
- функция преследования правонарушителя;
- функция защиты участников административно-юрисдикционного процесса.
Использование функционального подхода для определения сущности и правовой природы исполнительного производства позволит конкретно определить указанные правовые категории, а также уяснить его назначение в рамках современной российской правовой системы.
Для определения исполнительного производства, как одной из разновидности административного процесса, необходимо определить являются ли такие функции как преследование и защита, которые присущи административно-юрисдикционной деятельности, одновременно функциями указанного вида производства.
Функция преследования правонарушителя в доктрине права одновременно именуется как функция обвинения. Сущность указанной функции заключается в непосредственной реализации административной ответственности. Следовательно, указанная функция реализуется в сфере административно-деликтных правоотношений. Данная функция выполняется административно-юрисдикционным процессом, чем определяет его сущность.
Нормами действующего законодательства определено, что одной из задач исполнительного производства выступает исполнение судебных и иных актов, которое должно быть своевременным и правильным. В данном случае, согласно статье 1 ФЗ «Об исполнительном производстве», в ходе осуществления исполнительного производства определяются формы принудительного исполнения, условия и порядок. Принуждение устанавливается с начала осуществления судебным-приставом исполнителем первых процессуальных действий. Такими действиями является возбуждение исполнительного производства. На данном этапе также происходит вызов сторон спора, третьих лиц, истребование необходимых документов, сведений, дополнительной информации. После чего поэтапно и поступательно осуществляются иные действия, направленные на исполнение судебного или иного акта. Вся совокупность действий носит принудительный характер. В данном случае принудительный характер исполнительного производства в полном объеме соответствует задачам.
Следовательно, исполнительное производство реализует функцию преследования правонарушителя. Указанная функция выполняет такие видовые особенности, которые одновременно присущи и административно-юрисдикционному процессу [4]:
- Поведение должника является причиной применения функции принуждения. Реализация указанной функции можно приостановить на любом из этапов исполнительного производства. Это возможно при положительном поведении должника, а именно в случае удовлетворения всех требований взыскателя.
- Должник в первую очередь должен выполнять требования, которые отражены в исполнительном документе.
- Первоочередность исполнения должником установленного в исполнительном документе требования перед наложением на него наказания как результата привлечения к административной ответственности. Функция преследования в исполнительном производстве должна дополняться одновременной реализацией функции надлежащего исполнения акта юрисдикционного органа [4].
Кроме того, исполнительное производство выполняет функцию защиты, которая также характерна для административно-юрисдикционного процесса.
Суть указанной функции заключается в том, что взыскателю и должнику предоставлено право на обжалование или оспаривание действий, бездействий, решений судебного пристава-исполнителя. Указанное обжалование возможно в двух формах: судебное обжалование, административный порядок.
Таким образом проявляется функциональное единство административно-юрисдикционного процесса и исполнительного производства. Следовательно, исполнительное производство представляет собой одну из разновидностей административно-юрисдикцонного процесса.
Литература:
- Об исполнительном производстве: федер. закон Рос. Федерации от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 41. — Ст. 4849.
- Данилова, А. Е. Административная деятельность Федеральной службы судебных приставов в сфере исполнительного производства // Интернаука, 2018. — № 34 (68). — С. 29.
- Коваленко, А. Г. Организация исполнительного производства: Учебник. — М.: Норма, 2016. — С. 118.
- Секаева, Т. М. Исполнительное производство как форма административной деятельности Федеральной службы судебных приставов // Форум молодых ученых. — 2019. — № 5 (33). — С. 1128.
- Стахов, А. И. Исполнительное административно-процессуальное право: Учебник. — М.: Издательство «Юрайт», 2020. — С. 218.