Федеральная служба судебных приставов — единственный в России федеральный орган исполнительной власти, одной из основных задач которого является организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве.
В современных реалиях приобретает актуальность вопрос реализации полномочий административной юрисдикции судебных приставов-исполнителей.
Судебный пристав-исполнитель — должностное лицо Федеральной службы судебных приставов, наделенный определенными полномочиями в сфере принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Нормой Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» регламентировано, что судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и совершает иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
Судебный пристав-исполнитель наделен совокупностью прав, обеспечивающих ему возможность эффективно решать задачи исполнительного производства.
Статья 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» гласит, что судебный пристав «обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций» [2]
Законные требования судебного пристава-исполнителя являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании исполнительного документа возбуждается исполнительное производство судебным приставом-исполнителем. Соответственно, исполнительный документ выступает неотъемлемой предпосылкой любого исполнительного производства.
Исполнительный документ по своей правовой природе в рамках исполнительного производства рассматривается в качестве процессуального документа и имеет самостоятельное процессуальное значение.
Согласно ст. 12 Закона об исполнительном производстве «исполнительными документами являются:
— исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
— судебные приказы;
— нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально засвидетельствованные копии;
— нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их нотариально засвидетельствованные копии;
— удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам» [3];
— акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
— судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
— постановления судебного пристава-исполнителя и иные документы, указанные в вышеназванной статье.
Своевременность защиты прав и интересов участвующих в исполнительном производстве лиц является одним из важных факторов, определяющих эффективность принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Применение к должникам мер административного воздействия имеет профилактическое значение, способствует обеспечению установленных задач в исполнительном производстве, а в рамках исполнения судебных актов, содержащих требования неимущественного характера, является основным и фактически единственным методом принудительного исполнения.
Правонарушения, связанные с нарушением законодательства об исполнительном производстве предусмотрены статьями 17.14., 17.15 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.
Понятие административного правонарушения установлено в статье 2.1 КоАП РФ. Административное правонарушение представляет собой деяние в форме действия и бездействия.
Состав административного правонарушения включает в себя объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Судебные приставы-исполнители уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 КоАП РФ; частями 1 и 2 статьи 17. 15 КоАП РФ.
Объектом правонарушения по ч.1,3 ст. 17.14 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в результате реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по организации принудительного исполнения судебных актов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов.
Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ст. 17.14 характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 ст. 17.14 могут быть граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, должностные лица и юридические лица. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частями 2, 2,1 ст.17.14-только юридические лица.
С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть выражены как в инертном поведении правонарушителя, так и в активном противоправном поведении. Указанные действия (бездействия) могут создать препятствия в реализации судебным приставом-исполнителем установленных законодательством полномочий.
В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного частями 2, 2,1 ст. 17.14 КоАП РФ, судебным приставом-исполнителем составляется протокол, который направляется в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации с заявлением о привлечении соответствующего юридического лица к административной ответственности, подписанное им и заверенное печатью подразделения судебных приставов. Правонарушитель привлекается к административной ответственности независимо от наличия в ФССП России на принудительном исполнении исполнительного документа.
Объектом правонарушения по ст. 17.15 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере исполнительного производства, обеспечивающие исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.
Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ст. 17.15 характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 17.15 могут быть граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, должностные лица и юридические лица.
С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут выражаются в бездействии- неисполнении требований исполнительного документа.
Часть 1: неисполнение требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора;
Часть 2: неисполнение требований после повторного установления срока и наложения штрафа.
Специальные составы административных правонарушений предусматривают особенности для операторов поисковых систем, требований о прекращении распространения информации, требований в сфере безопасности.
Объективная сторона считается оконченной в момент истечения установленного срока исполнения требований исполнительного документа при наличии факта их неисполнения.
Основные нарушения в ходе исполнительного производства: несообщение об изменении места работы, учебы, жительства; неисполнение требований неимущественного характера; предоставление недостоверных сведений о правах на имущество; невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя.
При направлении дел об административных правонарушениях необходимо учитывать, что в силу статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1.1.,1.2, 3. 4 статьи 17.15 КоАП РФ, входит в компетенцию мировых судей, часть 2.1. статьи 17.15 КоАП РФ-судей районных судов, части 1,2 статьи 17.15 КоАП РФ-должностных лиц ФССП России.
В практической деятельности судебного пристава при реализации полномочий административной юрисдикции возникает множество проблем, связанных с недостаточной регламентацией отдельных процедур, необходимостью совершенствования механизмов выявления правонарушений.
Так, сроки установления нового периода исполнения требований судебного акта неоднозначны, законодательством не установлены сроки, в течение которых судебный пристав-исполнитель обязан вручить(направить) должнику постановление об установлении нового срока исполнения; не регламентированы и сами сроки исполнения требований судебного акта, особенно актуальна данная проблема по исполнительным производствам неимущественного характера.
При составлении протоколов об административном правонарушении существует проблема доказательственной базы, часто должники, не представляют документы, подтверждающие частичное исполнение судебного решения или невозможность его исполнения, а в последующем представляют их в судебное заседание при обжаловании постановлений должностных лиц ФССП России о привлечении к административной ответственности.
При привлечении к административной ответственности органов местного самоуправления в судебной практике существуют различия по квалификации правонарушений.
Для устранения вышеуказанных проблем необходимо создать постоянно действующие рабочие группы с участием представителей органов принудительного исполнения, прокуратуры и судебной системы.
Полномочия административной юрисдикции судебных приставов-исполнителей является важным инструментом обеспечения законности в сфере исполнительного производства. Эффективная реализация полномочий способствует укреплению правопорядка и защите прав и законных интересов участников исполнительного производства. Дальнейшее совершенствование правового регулирования данной сферы представляется необходимым для повышения эффективности принудительного исполнения.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 359.
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 31.07.2025) // Собрание законодательства РФ, 2007, № 41, ст. 4849.

