Судебный контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 18.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Литвинова, В. С. Судебный контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей / В. С. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115789/ (дата обращения: 21.06.2024).

Препринт статьи



В статье рассмотрен порядок судебного контроля за деятельностью судебных приставов в случае допущения неправомерного действия (бездействия) в порядке исполнительного производства. Показан порядок обращения в суд и вынесения решения по делу.

Ключевые слова: суд, пристав-исполнитель, контроль, обжалование, действие, бездействие.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования работы службы судебных приставов на современном этапе развития российского общества. Именно от того насколько качественно решаются вопросы исполнения судебных решений растет авторитет государства.

Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнения. Она зарекомендовала себя как действенный орган исполнительной власти, решающий вопросы обеспечения законности деятельности органов контроля и надзора, а также судов. На службу судебных приставов сейчас возложен ряд ответственных задач, направленных на исполнение принятых решений и поддержание авторитета государственной власти.

Средством обеспечения законности в деятельности органов принудительного исполнения наказаний является судебный контроль. Правовые основы контроля за деятельностью судебных приставов основаны на нормах Конституции РФ и полностью отвечает его задачам и принципам. Главной целью контрольной деятельности является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Это означает, что устанавливается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе и в сфере исполнительного производства. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы.

К исполнительному производству предъявляются высокие требования качества осуществляемых исполнительных действий. В случае, если пристав-исполнитель не исполняет своих обязанностей, то его действия (бездействия) могут быть обжалованы в суд. Правовой основой обжалования является ст. 13 Гражданского процессуального кодекса (далее — ГПК РФ) [1] и ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) [2].

КАС РФ содержит главу 22, в которой раскрыт порядок оспаривания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции [3]. АПК РФ также содержит особый механизм рассмотрения жалоб на действия пристава-исполнителя. Так, согласно ст. 329 АПК РФ обращение в арбитражный суд становится возможным, если речь идёт о некачественном исполнении решений, вынесенных арбитражным судом [3].

Право участников обратиться в суд с жалобой на действия пристава-исполнителя разъяснено в ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве». Оно возникает в следующих случаях, если жалобу подает участник арбитражного процесса:

– пристав-исполнитель нарушил порядок исполнения по исполнительному листу, выданному арбитражным судом;

– рассмотрение спора связано с привлечением к административной ответственности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность;

– пристав-исполнитель нарушил порядок осуществления исполнительного производства в отношении споров, связанных осуществлением предпринимательской деятельности;

– в иных случаях нарушения прав участников исполнительного производства, имеющих отношение к предпринимательской деятельности.

Во всех остальных случаях заявитель должен обратиться в суд общей юрисдикции в порядке главы 22 КАС РФ. Если необходимо объединить несколько производств, которые относятся как к суду общей юрисдикции, так и к арбитражному суду, то дела передается в суд общей юрисдикции. Если арбитражный суд уже принял дело к производству и начал производству, дело передаче не подлежит и рассматривается по существу.

Рассмотрение дела об оспаривании действий пристава-исполнителя осуществляется судьей единолично в течение 10 дней. Это означает, что в судебном заседании могут присутствовать судья и заинтересованные лица. Коллегиального рассмотрения данный вопрос не требует.

Поступившее заявление о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя принимается к рассмотрению в течение 3 дней после подачи его в суд (ст. 127 КАС РФ). В принятии заявления суд может отказать. Основаниями для отказа может послужить подача заявления неуполномоченным лицом или решение по данному вопросу уже принималось.

В начале судебного заседания заявитель должен представить информацию о том, какое действие оспаривается, какие действия являются противозаконными и каким образом это действие нарушает права участников исполнительного производства.

Рассмотрению подлежат как действие, так и бездействие судебного пристава. Действия (бездействия), решения, судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы административного истца. Предполагается, что пристав-исполнитель был обязан какие-либо действия совершить в пределах своих полномочий, но в силу субъективных и объективных причин не совершил. Поэтому эти действия и подлежат судебному контролю и оценке с точки зрения закона. Например, И обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику отделения службы судебных приставов и судебному приставу. Судом установлено, что в производстве Курского отделения судебных приставов ГУФССП России по СК находятся исполнительные производства в отношении должника С. Установлено, что вопреки должностным обязанностям пристав не выполнил своих обязанностей и не совершил положенных исполнительных действий. Хотя возможности по свершению этих действий имелись. Суд возложил обязанность на пристава-исполнителя по рассмотрению в установленные законом сроки и порядке указанной жалобы [4].

Под бездействием понимается неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный законодательством об исполнительном производстве. Предполагается, что у пристава-исполнителя были все возможности исполнить свои обязанности. Однако, вопреки требованиям он допустил бездействие. Например, Административный истец обратился в суд с административным иском к судебным приставам-исполнителям Калининского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу, о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, обязании совершения определенных действий. Истец подал в Калининский РОСП УФССП по Санкт-Петербургу ходатайство о незамедлительном применении мер принудительного исполнения, а именно обращения взыскания на имущество должника, для чего просил произвести оценку имущества должника и реализовать недвижимое имущество должника путем проведения открытых торгов. В рамках возбужденного исполнительного производства никаких исполнительных действий приставом-исполнителем совершено не было. Суд жалобу удовлетворил, обязав пристава исполнителя выполнить свои должностные обязанности [5].

Выслушав доводы сторон, суд должен проанализировать имеющиеся доказательства и ответить на следующие вопросы:

1) действительно были нарушены права лица, подавшего жалобу;

2) не нарушены ли заявителем сроки обращения в суд;

3) совершен ли комплекс действий, который требовался от пристава-исполнителя;

4) нарушены ли процессуальные требования в процессе выполнения своих обязанностей приставом-исполнителем.

По результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение:

– об удовлетворении полностью или в части заявленных требований иска о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными и об обязанности ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

– об отказе в удовлетворении заявленных требований, если действия пристава признаны законными, а заявитель не справедливо направил жалобу в адрес пристава- исполнителя (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

В случае признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ему вменяются следующие обязанности:

– обязанность восстановить нарушенные права заявителя;

– выполнить действия, которые были предписаны законом по конкретному исполнительному производству;

– обязать службу судебных приставов осуществить ведомственный контроль за действиями пристава-исполнителя.

Таким образом, служба судебных приставов обязана качественно исполнять свои обязанности. Если к качеству исполнительного производства имеются претензии, то участник исполнительного производства может обратиться в суд и обжаловать действия пристава-исполнителя. Сроки и порядок обжалования в суд постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов урегулированы гл. 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также в гл. 22 КАС РФ. По итогам принимается решения, направленное на обеспечение законности в исполнительном производстве.

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. —2015. —№ 10. —Ст. 1391.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июня 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.
  4. Беспалов Ю. Ф. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий (учебное пособие; второе издание, перераб. и доп.). — «Проспект», 2020 г.
  5. Решение Калининского районного суда г. Санкт-Петербург) № 2А-5408/2023 2А-5408/2023~М-1280/2023 М-1280/2023 от 6 сентября 2023 г. по делу № 2А-5408/2023


Задать вопрос