В статье автор рассматривает вопрос о сущности и особенностях административного регулирования как метода государственного управления и в контексте этого — полномочия Федеральной службы судебных приставов. Подчеркивается важная роль и место Федеральной службы судебных приставов в системе административного регулирования.
Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов, государственное управление, полномочия, административное регулирование.
Деятельность судебных приставов (органов принудительного исполнения) играет особую и важную роль в жизни не только государства, но и граждан РФ. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) имеет своей целью исполнение судебных актов. Ежегодно судебными приставами взыскиваются огромные объемы денежных средств, обеспечивается охрана в судебных органах. Одним из основных направлений деятельности данной службы является обеспечение взыскания задолженностей с граждан и юридических лиц.
Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (далее — ФССП России), как орган принудительного исполнения судебных актов, представляет собой совокупность организационных единиц различного уровня, каждая из которых в системе принудительного исполнения выполняет возложенные на нее определенные задачи. При этом осуществление правомочий каждым элементом системы принудительного исполнения возможно только во взаимодействии с другими ее составляющими.
Под административно-правовым статусом органа следует понимать установленные государством его цель, задачи и компетенцию, определяющие его назначение в общей системе государственного управления и функционирование как субъекта административных правоотношений во внутренней и внешней среде [1].
Судебный пристав-исполнитель реализует властные полномочия над другими участниками исполнительного производства. Полномочия и деятельность ФССП регламентируются во множестве нормативных актов, например в федеральных законах от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в указе Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», в приказе ФССП России от 29.05.2012 № 256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» и др.
В настоящее время деятельность судебных приставов в Российской Федерации имеет огромное значение, поскольку затрагивает интересы миллионов граждан и организаций, направлена на реальное, правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других государственных органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций [3]. Судебный пристав по своему статусу является должностным лицом, занимающим определенную должность в федеральном органе исполнительной власти, наделенный полномочиями, исполняющими функции по реализации компетенции органа, вызывающие определённые юридические последствия и несущие в связи с этим повышенную ответственность, установленную для государственных служащих независимо от замещения ими государственных должностей. Полномочиями судебного пристава гражданин наделяется в связи с замещением должности судебного пристава, учрежденной для выполнения государственных функций по исполнению юрисдикционных актов, обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве. Они — главное средство в достижении цели, поставленной государством перед судебным приставом [8].
Административно-правовое регулирование деятельности судебного пристава определяется широким спектром нормативных правовых актов, среди которых основополагающее значение имеют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О противодействии коррупции». Особое место среди актов, регулирующих административно-правовое положение судебных приставов, занимают акты Президента Российской Федерации, которые регламентируют общие вопросы правового положения судебных приставов как государственных служащих: поступление, прохождение, прекращение государственной службы, отражают специфику их деятельности. Нормами специальных указов определяются место Федеральной службы судебных приставов в системе органов государственной власти, ее функции, задачи, полномочия, вопросы организации деятельности, численность ее работников, вопросы присвоения классных чинов судебным приставам и другие вопросы их административно-правового статуса. Указом Президента Российской Федерации назначается главный судебный пристав Российской Федерации и его заместители [5].
Основной задачей ФССП России является: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц; исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно‑ процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов; управление территориальными органами ФССП России [2].
Рассматривая управление территориальными органами ФССП России, следует сказать, что руководителем территориального органа принудительного исполнения является главный судебный пристав субъекта Российской Федерации. Помимо управления в перечень его полномочий входят:
1) контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
2) контроль за обеспечением безопасности, установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определение порядка организации деятельности судебных приставов в этой области;
3) в случае необходимости принятие решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме, а также определение перечня должностей сотрудников органов принудительного исполнения.
Также к полномочиям ФССП относятся дела об административных правонарушениях, например, судебные и несудебные акты о взыскании административных штрафов, об административном приостановлении деятельности должника, о конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения [7]. С января 2012 года на судебных приставов были возложены полномочия по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Необходимо подчеркнуть, что рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
– руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители;
– руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
– руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.
Таким образом, ФССП РФ играет важную роль в административно-правовом регулировании, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Подводя итог анализу вышеизложенных признаков административного регулирования, его места в государственном управлении и полномочий ФССП, можно сделать вывод об особой важности деятельности судебных приставов в административно-правовом регулировании. Задачи ФССП включают в себя множество аспектов, без которых система государственного регулирования была бы несовершенна и полномочия органов власти распределялись бы неравномерно, что привело бы к проблемам функционирования государственного управления.
Законодательство об исполнительном производстве не кодифицировано и требует своего совершенствования. Так как исполнительное производство по своей сути является процессуальным правом, то, думается, исполнительное производство должно существовать в виде кодекса (Кодекс об исполнительном производстве — КоИП РФ).
КоИП РФ должен закреплять в себе помимо процедурных аспектов исполнительного производства следующие аспекты:
– правовое положение органов принудительного исполнения судебных актов;
– правовое положение всех участников исполнительного производства;
– подробное описание раздела «Извещение и сроки», поскольку это является достаточно проблемным вопросом; порядок рассмотрения обращений и заявлений;
– порядок рассмотрения жалоб.
Литература:
1. Ахмедов, А. Ф. Новые функции Федеральной службы судебных приставов: проблемы практики / А. Ф. Ахмедов // Образование и право. — 2021. — № 3. — С. 163–167.
2. Бакурова Н. Н. Административная реформа и институт судебных приставов//Вестник университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА) — 2018. С. 79–80
3. Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов // Федеральная служба судебных приставов (ФССП России). — URL: https://fssp.gov.ru/statistics/.
4. Витовская, Е. С. МВД России, Минюст России и прокуратура в системе правоохранительных органов Российской Федерации: учебное пособие / Е. С. Витовская. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2020. — 156 с.
5. Волкова Л. П. Административно-правовой статус службы судебных приставов: структура и содержание // Правовая культура 2018. № 1 (32). — С. 37
6. Зверева, Е. Д. Цифровизация системы исполнительного производства в Российской Федерации / Е. Д. Зверева // Технологии XXI века в юриспруденции. — 2021. — С. 300–305.
7. Мартынюк, Р. П. Задачи Федеральной службы судебных приставов / Р. П. Мартынюк // StudNet. — 2021. — Т. 4. — № 2. — С. 1–6.
8. Михеева, Е. А. Некоторые аспекты процедуры обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке / Е. А. Михеева // Бизнес и общество. — 2021. — № 1. — С. 1–5.