Д анная статья посвящена анализу порядка и основных процессуальных проблем рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей в порядке административного судопроизводства.
Ключевые слова : административное судопроизводства, кодекс административного производства, обязательные платежи и санкции, исковое заявление, судебный приказ, физическое лицо
This article is devoted to the analysis of the order and the main procedural problems of consideration of cases on the collection of compulsory payments in the order of administrative proceedings.
Keywords: administrative proceedings, code of administrative proceedings, compulsory payments and sanctions, statement of claim, court order, individual
Любые органы государственной или муниципальной власти, а так же иные официальные органы, наделенные законом Российской Федерации функциями контроля за уплатой обязательных платежей имеют право обратиться в суд с иском о взыскании с физических лиц и юридических лиц задолженности по обязательным платежам или санкциям, возложенным на эти лица в соответствии с действующим законодательством.
К обязательным платежам в нашей стране относятся налоги, сборы и иные обязательные сборы, уплачиваемые в бюджет или внебюджетные фонды, а так же штрафы и пени за неуплату этих платежей в установленные сроки.
Обязательные платежи в любом государстве являются одной и основ формирования денежных фондов, которые используются в удовлетворении нужд государства и общества. От эффективности механизма обеспечения соблюдения законодательства о налогах, сборах и иных обязательных платежей, а так же от своевременного и полного поступления обязательных платежей и санкций в бюджетную систему зависит эффективность выполнения государством своих финансовых обязательств. Этим и обусловлена актуальность темы исследования.
Все споры о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц рассматриваются в порядке административного судопроизводства в соответствии с положениями введенного в 2015 году Кодекса Административного производства РФ (КАС РФ) [2], а с юридических лиц в порядке, установленном в Арбитражном процессуальном кодексе РФ АПК РФ) [1]. Так же порядок взыскания обязательных платежей и санкций регулируется статьями 47,48 и 69 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [3].
В рамках данной статьи будет рассмотрен порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не имеющих статуса ИП и не осуществляющих предпринимательской деятельности регламентированным КАС РФ. До принятия КАС РФ все споры по требованиям государственных органов о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривались в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ). В настоящее время производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 КАС РФ.
Субъекты, имеющие право на обращение в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций определены частью 1 статьи 286 КАС РФ. К таким субъектам относятся налоговые, таможенные и иные государственные и муниципальные органы, наделенные на то законными полномочиями. При этом, для возникновения права на обращение в суд должны выполняться определенные условия:
задолженность образуется у физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность;
у физического лица имеется просроченная задолженность по обязательным платежам;
требование контрольного органа об уплате взыскиваемых средств не было исполнено добровольно или срок уплаты был пропущен;
для платежей или санкций, уплата которых требуется в судебном порядке, законодательно не установлен иной порядок.
В КАС РФ предусмотрена двухступенчатая система судебного взыскания обязательных платежей и санкций. При отсутствии возражений со стороны должника применяется приказное судопроизводство, а в случае наличия возражений применяется административное исковое судопроизводство.
Дела, рассматриваемы в административном исковом порядке подведомственны районным судам, при этом исковое заявление может быть подавно в суд в течение 6 месяцев с момента завершения срока выполнения требования надзорного органа о погашении возникшей задолженности (п. 1 ст. 286 КАС РФ). В случае наличия объективных оснований пропуска срока он может быть восстановлен судом.
Под судебным приказом, согласно статьи 123.1 КАС, понимается судебный акт, вынесенный судьей единолично и исключительно по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций. В приказном порядке дела рассматриваются мировыми судьями, а порядок судопроизводства установлен в главе 11.1 КАС РФ.
Территориальная подсудность приказных дел о взыскании обязательных платежей и санкций определена частью 3 статьи 22 КАС РФ, согласно которой по данным категориям дел следует обращаться в суд либо по месту жительства гражданина, в отношении которого возбуждается дел, либо по адресу организации.
При вынесении судебного приказа судья должен учитывать бесспорный характер требований, то есть он не имеет право изменять требования заявителя или удовлетворять их частично, поэтому при наличии у него сомнений о бесспорности предъявляемых требований согласно п.3.ч.3. статьи 12304 КАС РФ он должен отказать в принятии заявления.
Основанием для исполнения является сам судебный приказ, и при этом нет необходимости в выдаче исполнительного листа, за исключением взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета (часть 2 статьи 123.8 КАС РФ)
Копия судебного приказа должна быть направлена должнику в течении трех дней со дня его вынесения, и со дня ее направления у должника есть двадцать дней на обжалование.
Таким образом, можно сделать вывод, что судебный приказ — это упрощенная форма судопроизводства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Процедура приказного производства по правилам КАС РФ доказала свою эффективность, о чем свидетельствует «рецепция» арбитражными судами и недавнее его введение в АПК РФ. Приказное производство — это, прежде всего, оптимизация судебной нагрузки и «удешевление» правосудия по изначально бесспорным требованиям. Вместе с тем, представляется, что законодателю необходимо задуматься о развитии соответствующих административных процедур и вывести полностью бесспорные требования из сферы судебного контроля. Это позволит суду сконцентрироваться на первоочередной задаче — разрешении действительных, а не мнимых правовых конфликтов, восстановлении и защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
К проблемам приказного производства можно отнести ежегодный прирост жалоб граждан на неправомерность или неточность заявленных требований, а так же неполучение ими судебного приказа.
В качестве рекомендаций можно предложить утверждение проведения на регулярной основе, например ежегодно, сверки переданных/принятых сведений налоговыми органами и соответствующими ведомствами по аналогии проведения «сверки» Федеральной налоговой службой Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации, а так же улучшить систему контроля за направлением судебных приказов в адрес должника в установленные законом сроки.
Литература:
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Беспалов Ю. Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический). М.: Проспект, 2016. 768 с.
- Соловьёв А. А., Огнева К. О. — Приказное производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций: новеллы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное и муниципальное право. — 2018. — № 1. — С. 1–13.