Деятельность прокуратуры в России регулируется на основании следующих законодательных норм: Конституции РФ, ФЗ о прокуратуре РФ и другими нормативно-правовыми актами РФ. Правовой статус прокуратуры РФ является предметом научных дискуссий и споров, конференций и круглых столов. В законодательстве зарубежных стран выделяют различные конституционные модели прокуратуры. Как пример можно отметить то, что в Эстонии прокуратура входит в состав Министерства Юстиции и является исполнительным органом государственной власти. В Австрии и Бельгии прокуратура является частью судебной системы страны и министерства юстиции, образуя судебно-административный орган власти, который обладает правом на уголовное преследование лиц, совершивших преступление. В России прокуратура является самостоятельной системой органов государственной власти и не входит ни в одну из ветвей власти.
Следует отметить, что институт прокуратуры РФ находится в процессе реформирования. Проводя сравнительный анализ с советским законодательством, где прокуратура выполняла в основном функции обвинения в уголовном процессе, на современном этапе российского правового государства прокуратура имеет ряд полномочий в арбитражном и гражданском судопроизводстве. После правовой реформы 2010 года и созданием Следственного Комитета РФ, прокуратура РФ утратила полномочия по возбуждению уголовных дел и осуществлению следственных процессуальных действий.
Необходимо отметить, что все научные дискуссии относительно конституционного статуса прокуратуры РФ строятся на теории разделения властей. В научной литературе есть мнение, что прокуратура РФ входит в судебную систему РФ [1, c. 74]. Аргументом в защиту данной точки зрения выступает то, что исходя из текста Конституции РФ, статус прокуратуры предусмотрен непосредственно в главе Судебная власть. Противники такой точки зрения также выдвигают обоснованные аргументы. Во-первых, прокуратура не может входить в судебную систему страны, поскольку она не осуществляет правосудие. Во-вторых, объединение прокуратуры РФ и судов в единую систему органов власти может привести к нарушению базовых принципов судопроизводства, диспозитивности, равноправия сторон и независимости судебной власти.
В процессе принятия действующей Конституции РФ велись серьезные научные споры относительно правового статуса прокуратуры РФ. Некоторые сторонники считали, что прокуратура РФ должна относиться к исполнительной ветви власти, поскольку функция государственного обвинения осуществляется органами исполнительной власти. Однако большинство разработчиков действующей Конституции РФ отстаивали иную позицию, согласно которой прокуратура РФ является самостоятельным органом власти, а включение прокуратуры РФ в судебную или исполнительную систему власти может повлечь нарушение основной функции прокуратуры РФ — прокурорского надзора за соблюдением законности и прав и свобод человека и гражданина.
Мнение некоторых ученых о том, что прокуратура РФ должна стать частью Министерства Юстиции также на мой взгляд необоснованно, так как, осуществляя надзор за деятельностью органов исполнительной власти, прокуратура РФ не сможет объективно и беспристрастно реализовать свои надзорные полномочия.
В науке конституционного права есть точка зрения, что прокуратура РФ относится к Президентской власти, поскольку прокуратура исходя из текста Конституции РФ, должна помогать Президенту РФ в реализации полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что прокуратура была исторически создана как орган осуществляющий надзор при императоре России. Однако прокуратура не входит в систему Президентского контроля, поскольку Президентский контроль реализуется посредством функционирования института Уполномоченного при Президенте РФ, Контрольного управления Администрации Президента РФ, а также осуществление контрольных полномочий самим Президентом РФ. Кроме того, прокуратура РФ в результате прокурорского надзора принимает специфические юридические акты, то есть предостережения о недопустимости нарушения закона, представления прокурора, которые не вправе выносить ни один орган государственной власти.
Важно отметить, что, определяя конституционный статус прокуратуры РФ как самостоятельной системы органов государственной власти, способствует реализации принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. Следует указать, что прокуратура РФ является универсальным органом государственной власти, однако статус прокуратуры РФ и ее полномочия постоянно изменяются, исходя из задач и функций государства. В современном российском государстве целесообразно было бы законодателю создать в Конституции РФ отдельную главу, закрепив правовой статус прокуратуры РФ [2, c. 93].
Следует отметить, что если прокуратура РФ будет входить в систему органов исполнительной власти, это может привести к подмене полномочий прокурором контрольных органов исполнительной власти. Таким образом, в Конституции РФ должен быть определен не просто статус прокуратуры РФ, но и законодательного закрепления функций прокуратуры, ее взаимодействия с другими органами государственной власти. В итоге следует сказать, что пока в Конституции РФ ясно не определен статус прокуратуры РФ, в науке продолжаются дискуссии относительно конституционного статуса прокуратуры РФ в системе разделения властей.
Необходимо подчеркнуть, что прокуратура РФ в системе разделения властей занимает особое место. Например, Чиркин выделяет особую контрольную власть, специфику которой выражает, что ее органы не устанавливают общих правил поведения, как это делает законодательная власть, не занимается организаторской работой, что присуще исполнительной власти, не рассматривают конкретных уголовных и гражданских дел, что составляет сферу деятельности судебной власти [3,с. 43].
Необходимо отметить и тот факт, деятельность прокуратуры РФ основывается на принципе независимости осуществления прокуратурой РФ своих полномочий. Абсолютным верным считается мнение Винокурова Ю. Е. о том что, очень важное конституционное значение имеет реализация принципа независимости прокуратуры РФ для достижения верховенства и единства законности [4, c. 214].
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что прокуратура это особый, специализированный орган власти, правовой статус и полномочия которого напрямую отражаются не только на функционировании российской судебной системы, но и на ее прозрачности и независимости.
Литература:
- Анаева Е. А. Конституционно правовой статус прокуратуры Российской Федерации / Журнал Вестник Поволжского института управления 2008.- № 2.- С. 73–76.
- Заклинская П. А. Становление и развитие конституционно-правового статуса прокуратуры России / Вестник Уральского института экономики и управления правом 2019.-№ 5.- С. 91–96.
- Cавелов М. А. Особый конституционно-правовой статус органов прокуратуры и особая природа прокурорской власти / Журнал Проблемы экономики и юридической практики 2014.-№ 4.- С. 41–45.
- Савелов М. А. Независимость органов прокуратуры как важнейший конституционный принцип их деятельности / Журнал Проблемы экономики и юридической практики 2014.-№ 6.-С. 213–215.