Проблемы правового регулирования самозанятых граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.11.2020

Статья просмотрена: 535 раз

Библиографическое описание:

Дацко, Ю. М. Проблемы правового регулирования самозанятых граждан / Ю. М. Дацко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 81-82. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74713/ (дата обращения: 24.01.2022).



В данной статье предпринята попытка определить ключевые особенности правовой категории «самозанятые», поднимается вопрос о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в отношении «самозанятых», а также выявляются существенные различия между категориями «самозанятые» и «индивидуальные предприниматели».

Ключевые слова: самозанятые граждане, занятость, статус самозанятых граждан, индивидуальный предприниматель.

Необходимость придания самозанятым гражданам правового статуса возникла в 2016 году. Потребность о придании самозанятым гражданам правового статуса отметил Президент Российской Федерации в своём ежегодном послании.

Приняв к сведению мнение Главы государства, государственным аппаратом была запущена активная работа по направлению формирования правовой базы для данной категории населения.

При попытке найти определение термина «самозанятые» возникает ряд сложностей. С 2017 года в Российской Федерации действует Международный стандарт по безопасности труда, содержащий следующее определение: «Самозанятый-человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства» [1].

Так, вышеуказанная формулировка не подразумевает трудовых отношений. Выходит, что самозанятый не является ни работником, ни работодателем.

Мы можем наблюдать ничто иное как пограничную категорию, сочетающую в себе признаки как наемного работника, так и предпринимателя [2].

Проблема формирования правового поля для самозанятых граждан в России стала весьма актуальной прежде всего, в условиях невозможности наложения налогового бремени на данную категорию.

Складывается ситуация, при которой в Российской Федерации самозанятые не платят прямые налоги, а также лишены социальных гарантий. Последнее противоречит основным целям социального государства.

Данная проблема является достаточно острой и актуальна как для миллионов граждан, так и для бюджетной системы Российской Федерации [3].

Правовая позиция по данному вопросу была обозначена Конституционным судом Российской Федерации и состоит в том, что выбор гражданином той или иной формы реализации права на труд влечет для него определенные правовые последствия, обусловленные правовым статусом, который представляет собой совокупность прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа анализируемой нами деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой общественно полезной деятельностью отношениях [4].

Следует отметить, что деятельность самозанятых как правило осуществляется в областях, где во взаимоотношениях сторон предпринимательской деятельности отсутствуют какие-либо посредники или третьи лица, а оплата производится наличными денежными средствами. Так, вопрос необходимости установления правового поля самозанятых граждан стал актуальным в виду отсутствия необходимости для самозанятых граждан регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Например, из-за отсутствия для самозанятого необходимости найма персонала.

В то же время процесс регистрации в качестве индивидуального предпринимателя обременяется массивом бюрократических процедур и налоговым бременем, что также не относится к преимуществам данной модели.

Соответственно, режим индивидуального предпринимателя не является наилучшей моделью регулирования деятельности самозанятых граждан, что приводит к необходимости законодателем создания и принятия отдельной, новой модели осуществления трудовой деятельности.

Исходя из того, что категория «самозанятые» не упоминается в разделе XII Трудового кодекса Российской Федерации «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» самозанятые граждане лишаются таких трудовых прав, как нормирование рабочего времени и времени отдыха, правила об охране труда.

Не предусмотрены также основания привлечения самозанятых граждан к ответственности за нарушения норм трудового законодательства.

В Трудовой кодекс Российской Федерации вносятся поправки, устанавливающие, что гражданин, нанимающий работников для личного обслуживания, фактически не может нести обязанности, предусмотренные кодексом, а именно заключение трудового договора в письменной форме, уплата страховых взносов и т. д.

Основное отличие в правовом статусе индивидуального предпринимателя и самозанятого гражданина состоит в том, что сфера занятости самозанятых лиц ограничена услугами для личных, домашних и иных нужд граждан, определенных законом, у индивидуальных предпринимателей таких ограничений нет [5].

Также самозанятые не платят обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды. Индивидуальные предприниматели платят такие взносы вне зависимости от факта деятельности. Самозанятым гражданам по общему правилу не начисляется трудовой стаж.

Перед началом деятельности индивидуальные предприниматели проходят полноценную процедуру регистрации. Постановка на учёт самозанятого происходит в уведомительном порядке. Индивидуальный предприниматель имеет право нанимать наемных работников, а у самозанятых граждан такая возможность отсутствует. Индивидуальным предпринимателям вменена обязанность сдавать в налоговые органы отчетность, отражающую их деятельность, а самозанятые граждане такую отчетность не предоставляют.

Необходимо подчеркнуть, что формирующаяся модель определения статуса самозанятых граждан должна обеспечивать благоприятные экономико- правовые условия для осуществления самозанятыми гражданами деятельности в случае приобретения ими формального статуса.

В сложившейся ситуации развитие законодательства должно идти в направлении понижения издержек самозанятых, связанных с приобретением и сохранением формального статуса.

Процесс регистрации должен быть упрощен, обязанности по ведению учета — минимизированы, налоговое бремя — уменьшено.

В первую очередь необходимо создать для самозанятых правовой режим, соответствующий специфике их деятельности. Его основой, безусловно, должен стать специальный налоговый режим.

Литература:

  1. ГОСТ 12.0.0004-2015. Международный стандарт. Система безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. С. 6.
  2. Лысенко Е.Д. Актуальные проблемы правового регулирования самозанятости // Юридическая пресса. – Публично-правовые исследования. – 2017. – №2.
  3. Семенова Т.А., Чуднов И.А. Правовое регулирование самозанятости: советский опыт и современные реалии // Актуальные вопросы частного права. – Правоведение. – 2017. – №4.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 мая 2010 г. № 11-П по делу о проверке конституционности абз. 10 ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н. И. Гущина // СЗ РФ. 2010. № 23. Ст. 2934.
  5. Токсанбаева М.С. Самозанятость и её противоречия // Экономическая наука современной России. – 1998. – № 3. – C. 32-45.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный предприниматель, Российская Федерация, гражданин, правовой статус, налоговое бремя, правовое поле, предприниматель, процесс регистрации, Трудовой кодекс, формальный статус.


Ключевые слова

занятость, индивидуальный предприниматель, самозанятые граждане, статус самозанятых граждан
Задать вопрос