Проблемные вопросы деятельности органов опеки и попечительства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 августа, печатный экземпляр отправим 16 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 17.06.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Дербенев, Д. А. Проблемные вопросы деятельности органов опеки и попечительства / Д. А. Дербенев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71779/ (дата обращения: 15.08.2020).



В статье автор определяет основные проблемные вопросы, связанные с реализацией своих полномочий органами опеки и попечительства.

Ключевые слова: орган опеки,специалист органов опеки, попечительство.

Деятельность органов опеки и попечительства Российской Федерации основывается на Федеральном законодательстве.

Более чем в 70 % регионов исполнение функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних преданы на муниципальный уровень и закреплены федеральным законодательством за органами опеки и попечительства.

В Омской области передача таких полномочий урегулирована Законом Омской области от 27 декабря 2007 года № 1004-ОЗ «Об отдельных вопросах организации и осуществления деятельности в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области» [1] (далее — Закон).

Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы, связанные с организацией и осуществлением деятельности в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также учета детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройства в семьи граждан на территории Омской области.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления, для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом Омской области об областном бюджете в форме субвенций.

Размер субвенции рассчитывается по формуле, где учитывается общее количество детского населения в конкретном муниципальном образовании и норматив на одного специалиста органов опеки и попечительства.

Норматив на одного специалиста органов опеки и попечительства рассчитан в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» [2] (далее — письмо).

Как показывает практика, в настоящее время приемлемым нормативом численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей, позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности.

С 2012 года в Омской области количество специалистов органов опеки и попечительства было увеличено в соответствии с указанным письмом и составило 171 штатную единицу. Ежегодно, до настоящего времени, количество специалистов органов опеки и попечительства изменяется в связи с увеличением количества детского населения в регионе.

Специалисты органов опеки и попечительства являются муниципальными служащими.

Однако еще во многих регионах нашей страны штатная численность соответствует нормативу, рекомендованному в письме.

В 18 % регионов Российской Федерации муниципальные органы опеки и попечительства имеют только одного сотрудника.

При этом во многих регионах Российской Федерации приняты региональные законы, регулирующие вопросы опеки и попечительства, а в каждом муниципальном образовании приняты нормативные правовые акты по осуществлению работы по опеке и попечительству. Как правило, эти вопросы включаются в уставы муниципальных образований, однако во многих муниципалитетах они не урегулированы.

Следует отметить и то, что в настоящее время в стране органы опеки и попечительства в ряде регионов входят в состав органов социальной защиты, находятся в системе образования или здравоохранения. Эту проблему уже долгое время пытаются решить на федеральном уровне.

Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предполагает реализацию значительного количества практических мероприятий в области защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В компетенцию специалистов органов опеки и попечительства включены следующие направления деятельности по охране прав детей:

– выявление, устройство и контроль за условиями жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– подготовка материалов и участие в судебных заседаниях;

– организация работы с гражданами, желающими стать опекунами, попечителями, приемными родителями или усыновителями;

– предварительное рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей; подготовка предварительных разрешений на сделки с их имуществом, а также контроль за охраной их имущественных прав и т. д.

Деятельность специалиста органа опеки и попечительства многообразна и разнопланова, при этом специалистов для органов опеки и попечительства практически не готовит ни один вуз России.

Как правило, это граждане, имеющие образование:

– педагогическое;

– юридическое;

– социальная работа;

– психология;

– государственное и муниципальное управление.

Впоследствии они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых знакомятся с нормативно-правовой базой, разбирают наиболее сложные случаи из практики.

Курсы для специалистов опеки и попечительства проводят в основном фонды, которые работают по методическим рекомендациям западных стран, переведенных на русский язык, совершенно не соответствующих российскому законодательству.

Специалисты опеки и попечительства принимают зачастую судьбоносные решения для отдельно взятого ребенка или целой семьи. И очень важно, чтобы эти решения были приняты с максимальным профессионализмом

С 2015 года существует профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. Это требования к профессиональным навыкам и знаниям сотрудников органов опеки. Они достаточно высокие. Это перечень ряда знаний из различных областей. При этом отсутствуют программы обучения специалистов.

В органах опеки и попечительства достаточно часто меняются кадры, так называемая «текучка» она отчасти связана с тем, что специалист опеки и попечительства практически каждый день принимает решения о человеческой жизни и судьбе, а это огромная эмоциональная нагрузка. Быстро наступает ситуация эмоционального и профессионального выгорания.

В работе специалистов органов опеки и попечительства очень много негатива, они работают с огромным количеством трагедий, искореженных детских жизней. И при этом они несут за это ответственность. Свыше половины специалистов работают в этой профессии менее пяти лет, а 16,5 % — меньше года

Помимо проблем кадрового характера существует ряд проблем в организации деятельности органов опеки и попечительства

– минимум (иногда отсутствие) методических рекомендаций по организации работы защиты прав детей;

– отсутствие единой нормативной базы по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, порядку межмуниципального и межведомственного взаимодействия, контролю за соблюдением законными представителями детей их прав и интересов.

Во многих регионах органы опеки и социальной защиты находятся в разных ведомствах. И органы опеки могут не знать, какая работа проводится в отношении этой семьи специалистами социальной защиты. Эффективное взаимодействие у них не налажено.

В законодательстве очень невнятно прописаны разные критерии, по которым должны работать органы опеки и попечительства. Есть ряд терминов в законодательстве, который не разъяснен законодателем, например: отсутствуют критерии по отобранию ребенка статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации [3]. Зачастую это сводится к субъективному мнению специалиста опеки и попечительства. И поэтому все чаще и чаще в средствах массовой информации появляются сюжеты о «бездушных» специалистах опеки, которые отбирают детей.

Если обратиться к опыту работы по отобранию детей в Европе, то там этот вопрос регулируется судебными органами. О введении такой практики в нашей стране говорят уже далеко не первый год.

В действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для организации профилактической работы с семьями, где дети находятся в сложной жизненной ситуации. Это делает невозможным раннее вмешательство в такие семьи со стороны органа опеки и попечительства для оказания своевременной помощи и предотвращения изъятия детей и лишения или ограничения родителей родительских прав.

Сегодня действительно назрела реформа органов опеки и попечительства, но реформа самих органов опеки невозможна без реформы семейного законодательства — это то, почему они работают. Поэтому необходимо менять федеральное законодательство, которое диктует органам опеки и попечительства меры работы, которые впоследствии видны на практике.

Литература:

  1. Закон Омской области от 27.12.2007 N 1004-ОЗ «О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними»// Ведомости Законодательного Собрания Омской области, декабрь 2007 г., № 5(54), часть II, ст. 3548;
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 25.06.2007 N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»// Вестник образования, № 16, август, 2007;
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
Основные термины (генерируются автоматически): попечительство, орган опеки, Омская область, специалист органов опеки, Российская Федерация, детское население, осуществление деятельности, муниципальное образование, социальная защита, федеральное законодательство.


Ключевые слова

попечительство, орган опеки, специалист органов опеки

Похожие статьи

Органы опеки и попечительства как участники института опеки...

Определение понятия органы опеки и попечительства содержится в Гражданском кодексе РФ [2], Семейном

В Российской Федерации существует три модели формирования органов опеки и

Деятельность по осуществлению опеки и попечительства отнесена к предметам...

Опека и попечительство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Данная статья пойдет об опеке и попечительстве — самом сложном и спорном правовом институте российского законодательства. Незащищённые слои населения: несовершеннолетние дети, некоторые группы инвалидов, зависимые, а также граждане...

Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства...

В статье рассматривается опека и попечительство как форма защиты прав и интересов лиц не способных в полной мере осуществлять свои права

Библиографическое описание: Такмазян, К. Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации / К...

Проблемы в деятельности государственных служащих органа...

В статье исследуются проблемы в деятельности государственных служащих органа опеки и попечительства по выдаче предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних.

Защита имущественных прав несовершеннолетних органами...

В настоящее время деятельность органов опеки и попечительства регулируется Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Закон закрепляет двойственную модель органов опеки и попечительства.

Договор о приемной семье как один из основных институтов...

На практике специалистов органов опеки и попечительства Омской области договоры заключаются в отдельно на каждого ребенка, поскольку необходимо определить условия, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Предметом договора о приемной семье...

Правовой статус управлений по вопросам семьи и детства...

‒ задача осуществления опеки и попечительства несовершеннолетних граждан

‒ обеспечение информационного взаимодействия с населением через СМИ по вопросам

социальная защита, правовой статус, защита семьи и детства, муниципальный орган.

Роль органов опеки и попечительства при определении судом...

Проблема содержания заключений органа опеки и попечительства.

Однако вопрос выявления интересов ребенка органами опеки и попечительства в законодательстве не

Еще одной проблемой, не решенной в российском законодательстве, является вопрос о том...

Правовая природа, сущность и отраслевая принадлежность...

Опека и попечительство гарантируют защиту прав и интересов подопечных (в то время как опекуны и

Так как опека и попечительство не является трудовой деятельностью.

Федеральные законы, регулирующие вопросы опеки и попечительства не предъявляют...

Проблемы теории и практики в выдаче заключения гражданину...

Институт опеки и попечительства является гарантом прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодателем была проведена комплексная реформа государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, В данном...

Похожие статьи

Органы опеки и попечительства как участники института опеки...

Определение понятия органы опеки и попечительства содержится в Гражданском кодексе РФ [2], Семейном

В Российской Федерации существует три модели формирования органов опеки и

Деятельность по осуществлению опеки и попечительства отнесена к предметам...

Опека и попечительство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Данная статья пойдет об опеке и попечительстве — самом сложном и спорном правовом институте российского законодательства. Незащищённые слои населения: несовершеннолетние дети, некоторые группы инвалидов, зависимые, а также граждане...

Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства...

В статье рассматривается опека и попечительство как форма защиты прав и интересов лиц не способных в полной мере осуществлять свои права

Библиографическое описание: Такмазян, К. Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации / К...

Проблемы в деятельности государственных служащих органа...

В статье исследуются проблемы в деятельности государственных служащих органа опеки и попечительства по выдаче предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних.

Защита имущественных прав несовершеннолетних органами...

В настоящее время деятельность органов опеки и попечительства регулируется Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Закон закрепляет двойственную модель органов опеки и попечительства.

Договор о приемной семье как один из основных институтов...

На практике специалистов органов опеки и попечительства Омской области договоры заключаются в отдельно на каждого ребенка, поскольку необходимо определить условия, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Предметом договора о приемной семье...

Правовой статус управлений по вопросам семьи и детства...

‒ задача осуществления опеки и попечительства несовершеннолетних граждан

‒ обеспечение информационного взаимодействия с населением через СМИ по вопросам

социальная защита, правовой статус, защита семьи и детства, муниципальный орган.

Роль органов опеки и попечительства при определении судом...

Проблема содержания заключений органа опеки и попечительства.

Однако вопрос выявления интересов ребенка органами опеки и попечительства в законодательстве не

Еще одной проблемой, не решенной в российском законодательстве, является вопрос о том...

Правовая природа, сущность и отраслевая принадлежность...

Опека и попечительство гарантируют защиту прав и интересов подопечных (в то время как опекуны и

Так как опека и попечительство не является трудовой деятельностью.

Федеральные законы, регулирующие вопросы опеки и попечительства не предъявляют...

Проблемы теории и практики в выдаче заключения гражданину...

Институт опеки и попечительства является гарантом прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодателем была проведена комплексная реформа государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, В данном...

Задать вопрос