Автор: Теркун Алексей Игоревич

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 19.06.2016

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Теркун А. И. Правовой статус управлений по вопросам семьи и детства администраций муниципальных образований в сфере защиты социальных прав детей // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 591-594.



Автор в статье обозначил актуальные полномочия муниципальных подразделений в сфере защиты интересов семьи и детства, отметил отсутствие конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав, а также обратной связи с населением.

Ключевые слова: правовой статус, социальная защита, защита семьи и детства, муниципальный орган

Содержание правового статуса (специальных полномочий) муниципальных управлений по вопросам семьи и детства целесообразно рассмотреть на практических примерах действующих муниципальных актов. В частности, постановлением Администрации Сызрани утверждено Положение об Управлении семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Сызрань (далее — Положение об Управлении [4]) согласно которому установлены следующие категории полномочий:

1) общие полномочия Управления как участника гражданско-правовых, административных и бюджетных отношений:

‒ установление организационно-правовой формы Управления как муниципального казенного учреждения;

‒ определение Управления юридическим лицом с обособленным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, с самостоятельным балансом, а также счетами, открываемыми согласно нормам действующего законодательства с целью осуществления операций с бюджетными средствами;

‒ обозначение Учредителем Управления Администрации городского округа Сызрань, а собственником имущества Управления — Комитета имущественных отношений сызранской администрации;

‒ установление ведомственного подчинения Управления заместителю Главы сызранской администрации по жизнеобеспечению;

‒ регламентация права Управления заключать от имени муниципального образования (городского округа Сызрань) муниципальные контракты (другие договоры), которые исполняются за счет бюджетных средств в рамках доведенного лимита обязательств бюджета, с целью приобретения имущественных и неимущественных прав в пределах лимита, исполнения обязанностей;

‒ определение общего полномочия Управления выступать от своего имени в суде;

‒ обозначение общих полномочий Управления как главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств и главного администратора бюджетных доходов.

2) специальные цели и перечень 10 задач Управления как представителя власти в социальной сфере защиты детских интересов:

‒ цель образования Управления в обеспечении конституционных прав граждан в отношении защиты семьи, материнства, отцовства и детства, при осуществлении опеки и попечительства на муниципальной территории Сызрани;

‒ задача осуществления семейной политики в социальной поддержке, социальном обслуживании детей-сирот, безнадзорных детей, детей, которые остались без попечения родителей, а также многодетных, неполных семей и др.;

‒ задача осуществления опеки и попечительства несовершеннолетних граждан;

‒ задача разработки и реализация государственной семейной политики на территории сызранского городского;

‒ задача совершенствования системы профилактики социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних;

‒ задача развития системы комплексного соцобслуживания семьи и детей;

‒ задача организации предоставления населению в городском округе социально-экономических, социально-бытовых, социально-педагогических, социально-правовых, социально-психологических услуг согласно национальным стандартам РФ в сфере соцобслуживания;

‒ задача организации совместно с заинтересованными органами деятельности в целях оздоровления, отдыха и занятости детей;

‒ задача организации механизмов поддержки одаренных детей;

‒ задача осуществления мероприятий социализации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями;

‒ задача организации и обеспечения мобилизационной подготовки, мобилизации и гражданской обороны в рамках установленных полномочий;

3) исчерпывающий перечень 77 специальных функций Управления:

‒ реализации государственных функций в организации и обеспечении опеки и попечительства несовершеннолетних лиц;

‒ разъяснительной работы с населением по вопросам установления фактов жестокого обращения с детьми, семейного неблагополучия, привлечения граждан и организаций к оказанию помощи сиротам и детям, которые остались без родительского попечения и нуждаются в государственной помощи;

‒ организация деятельности в целях улучшения благополучия семьи и детей, профилактики жестокого обращения с детьми и социального сиротства;

‒ организация выявления несовершеннолетних, которые не имеют условий для семейного воспитания (детей–сирот и детей, которые остались без родительского попечения и нуждаются в государственной помощи в этом);

‒ проведение обследования и подготовка заключений об условиях жизни и воспитания ребенка, который остался без родительского попечения и нуждается в государственной помощи;

‒ осуществление учета детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, подготовка необходимых документов для их передачи на воспитание в семьи в порядке, установленном Правительством РФ [3], а в случае отсутствия такой возможности — на полное гособеспечение в образовательных учреждениях, учреждениях соцзащиты населения, учреждениях здравоохранения или других аналогичных учреждениях с обеспечением последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования независимо от формы устройства детей;

‒ организация учета детей, оставшихся без родительского попечения, согласно правил действующего законодательства [1] о государственном банке данных о детях без родительского попечения;

‒ обеспечении временного устройства детей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), а также сохранности их имущества;

‒ предоставления сведений о детях–сиротах и детях, оставшихся без родительского попечения, которые не устроены в семьи на воспитание, в региональный банк соответствующих данных;

‒ установление опеки и попечительства над несовершеннолетними сиротами или оставшимися без родительского попечения, подготовка муниципальных проектов о передаче детей в приемные семьи под опеку (попечительство);

‒ осуществление функций опекуна (попечителя) несовершеннолетних в порядке и в случаях, установленных законодательством [2];

‒ принятие решений о возможном раздельном проживании попечителя с подопечным;

‒ осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (других лиц), на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни (здоровью);

‒ принятие мер обеспечения права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним и участие в его воспитании;

‒ дача заключения по делам о восстановлении в родительских правах;

‒ ведение установленной документации по охране прав несовершеннолетних;

‒ обеспечение информационного взаимодействия с населением через СМИ по вопросам соцподдержки, семейной политики; защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения; и т. д.

То есть, можно говорить, что содержание специальных полномочий сызранского Управления включает:

1) общие полномочия Управления как участника гражданско-правовых, административных и бюджетных отношений:

2) специальные цели и перечень 10 задач Управления как представителя власти в социальной сфере защиты детских интересов:

3) исчерпывающий перечень 77 специальных функций Управления, который отражает внушительный перечень конкретизированных мероприятий в целях улучшения благополучия семьи и детей, профилактики жестокого обращения с детьми и социального сиротства.

Проведенный анализ показал, что объемные полномочия Управления не включают конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав (Комиссий по делам несовершеннолетних, прокуратуры, полиции и пр.), кроме этого в Управлении не налажена обратная связь с населением (нет собственной страницы на сайте администрации, на сайте администрации нет соответствующего отчета о результатах работы, обозначен только один телефон начальника Управления, Бобриковой Т. А. (8464) 99–76–23).

Изучение полномочий другого Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар (далее — краснодарское Управление) показывает меньший объем их содержания, обозначенного в Положении, утвержденном решением городской Думы Краснодара от 28 февраля 2008 г. N 38 [5]. Однако, исходя из утверждения указанного Положения представительным муниципальным органом, правовой статус краснодарского Управления представляется более высоким, нежели статус сызранского Управления, положение о котором утверждено органом исполнительной власти (Администрацией городского округа Сызрань).

То есть, пределы специальных полномочий Управления обусловлены порядком утверждения документа, который определяет такие полномочия в сфере социальной защиты детских прав.

Вместе с этим, стоит отметить более высокий уровень возможностей функционирования и реализации специальных полномочий у краснодарского Управления в отношении информационного обеспечения деятельности и наличия системы обратной связи с населением, поскольку в отличие от сызранского система функционирования краснодарского Управления:

‒ обладает собственным сайтом и электронной почтой;

‒ распространяет информацию о направлениях и результатах работы с телефонами своих подразделений (см. URL: https://uvsd.ru/ours.html);

‒ представляет структуру своих подразделений;

‒ указывает режим работы, порядок приема руководством и телефон горячей линии: 8 (861) 251–64–52; и т. д.

Негативным фактором стоит отметить, что полномочия краснодарского Управления как и сызранского не включают конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав (Комиссий по делам несовершеннолетних, прокуратуры, полиции и пр.).

Подытоживая приведенные сведения и доводы, можно сформулировать следующие выводы:

1) на примере сызранского Управления специальные полномочия муниципальных управлений по вопросам семьи и детства включают: 1) общие полномочия Управления как участника гражданско-правовых, административных и бюджетных отношений: специальные цели и перечень задач Управления как представителя власти в социальной сфере защиты детских интересов: исчерпывающий перечень специальных функций Управления, который отражает внушительный перечень конкретизированных мероприятий в целях улучшения благополучия семьи и детей, профилактики жестокого обращения с детьми и социального сиротства;

2) объемные полномочия Управления не включают конкретных мер взаимодействия с заинтересованными субъектами защиты детских прав (Комиссий по делам несовершеннолетних, прокуратуры, полиции и пр.);

3) в Управлении не налажена обратная связь с населением (нет собственной страницы на сайте администрации, на сайте администрации нет соответствующего отчета о результатах работы);

4) пределы специальных полномочий Управления обусловлены статусом органа, утверждающего документ, который определяет статус таких полномочий в сфере социальной защиты детских прав.

Литература:

  1. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание законодательства РФ», 23.04.2001, N 17, ст. 1643.
  2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» // Российская газета, N 94, 30.04.2008.
  3. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами…)// Российская газета, N 94, 27.05.2009.
  4. Постановление Администрации городского округа Сызрань от 2016 г. «Об утверждении Положения об Управлении семьи, опеки и попечительства Администрации ГО Сызрань». [Электронный ресурс], URL: http://adm.syzran.ru/150 (дата обращения 06.06.2016).
  5. Сведения официального сайта Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар. [Электронный ресурс], URL: https://uvsd.ru/laws.html(дата обращения 06.06.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): родительского попечения, защиты детских, полномочия Управления, защиты детских прав, городского округа Сызрань, общие полномочия Управления, заинтересованными субъектами защиты, субъектами защиты детских, специальных функций Управления, полномочий Управления, краснодарского Управления, конкретных мер взаимодействия, сфере защиты, специальных полномочий, задач Управления, сызранского Управления, специальных полномочий Управления, сфере защиты детских, вопросам семьи, социальной сфере защиты.

Ключевые слова

социальная защита, правовой статус, защита семьи и детства, муниципальный орган

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос