Проблемы в деятельности государственных служащих органа опеки и попечительства по выдаче предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.10.2018

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Паньшин, Д. А. Проблемы в деятельности государственных служащих органа опеки и попечительства по выдаче предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних / Д. А. Паньшин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52926/ (дата обращения: 08.03.2021).



В статье исследуются проблемы в деятельности государственных служащих органа опеки и попечительства по выдаче предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних

Ключевые слова: орган опеки, предварительное разрешение, законный представитель детей, попечительство.

The article investigates the problems in the activities of civil servants of the guardianship authority to issue a preliminary permit for the disposal of property of minors.

Key words: guardianship authority, prior authorization, legal representative of children, guardianship.

Государственным служащим министерства образования и науки Хабаровского края правовой институт предварительного разрешения органа опеки и попечительства затрагивается при решении судьбы практически каждого объекта имущества, принадлежащего несовершеннолетним.

Практический смысл необходимости получения предварительных разрешений заключается в том, что государственный служащий органа опеки и попечительства при их выдаче дает оценку соответствия действий законных представителей имущественным интересам детей. В случае если государственным служащим органа опеки и попечительства на этапе рассмотрения заявления о выдаче предварительного разрешения будет установлено, что планируемая сделка нарушает жилищные или имущественные права ребенка, он имеет право мотивированно отказать законным представителям в выдаче предварительного разрешения (ч. 3 ст. 21 Закона об опеке) [1].

Правовой институт предварительного разрешения органа опеки и попечительства предусмотрен положениями Части 1 ГК РФ, а также Законом об опеке [1,2].

Так, частью 2 статьи 37 ГК РФ предусмотрено, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного [2].

Из буквального толкования правовых норм, регулирующих необходимость получения предварительных разрешений государственных служащих органа опеки и попечительства следует, что получение таких разрешений необходимо только при совершении сделок, влекущих за собой уменьшение количественного объема имущества ребенка, либо любых других действий, так или иначе уменьшающих объем имущественных прав несовершеннолетнего в целом (продажа, залог и др.).

Само по себе наличие данного правового института в системе российского права продиктовано особой необходимостью государственной защиты имущественных прав детей. Как справедливо отмечает Н. Н. Далбаева, «…сделки с недвижимым имуществом, несмотря на широкое распространение на практике, являются одними из самых сложных и «проблемных». Когда такие сделки затрагивают права несовершеннолетних, требуется четкая и эффективная защита прав последних» [3].

Установленная законодательством необходимость получения предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних распространяется не только на опекунов (попечителей), но и на родителей при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом своих детей (в контексте ч. 3 ст. 60 СК РФ), а также и иных законных представителей несовершеннолетних (усыновителей, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) [4]. Таким образом, очевидно, что получение предварительного разрешения на распоряжение имуществом детей необходимо во всех случаях, независимо от формы устройства несовершеннолетних (опека, попечительство, устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождение ребенка на воспитании родителей и т. д.).

Так законодательством не предусмотрено, что при выдаче предварительных разрешений государственные служащие органа опеки и попечительства вправе (или обязаны) устанавливать для законных представителей детей какие-либо условия, необходимые к выполнению, в связи с отчуждением имущества детей. Вместе с тем, сложившаяся правоприменительная практика говорит о практически повсеместной постановке государственным служащим органом опеки и попечительства таких условий при выдаче предварительных разрешений.

Несмотря на указанное выше несовершенство российского законодательства, регулирующего рассматриваемый правовой институт, на наш взгляд, основным его пробелом является отсутствие нормативного закрепления обязанности каких-либо государственных (муниципальных) органов контролировать соблюдение законными представителями детей условий предварительных разрешений органа опеки и попечительства, на которых они выдаются.

Ни один нормативный правовой акт не говорит о необходимости выполнения законными представителями указанных условий, а также правовых последствиях несоблюдения данных условий, при том, что предварительное разрешение является единственным издаваемым органами государственной власти документом, в котором закрепляется обязанность законных представителей детей предоставить ребенку иное недвижимое имущество взамен отчужденного, в целях соблюдения требований ч. 5 ст. 18 Закона об опеке [1].

Но при этом, установив необходимость получения законными представителями предварительных разрешений при совершении сделок с имуществом детей, действующее законодательство, в то же время, не наделяет государственных служащих органов опеки и попечительства полномочиями по осуществлению контроля за выполнением законными представителями условий предварительных разрешений, на которых они были выданы.

Еще одной проблемой правового института предварительного разрешения является отсутствие предусмотренной законодательством ответственности законных представителей за невыполнение ими условий предварительных разрешений.

Разрешить обозначенные проблемы возможно путем изменения подхода к рассматриваемому правовому институту, в частности наделения его большей правовой значимостью, а также применением его с целью превенции нарушения имущественных прав несовершеннолетних. Для этого необходимо:

1) Законодательно закрепить, что предварительные разрешения государственных служащих органа опеки и попечительства выдаются законным представителям под определенные условия;

2) Внести изменения в действующую редакцию статьи 37 ГК РФ в части установления правила о том, что условия органа опеки и попечительства являются обязательными для исполнения, не только законными представителями детей, но и нотариусами, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Несоблюдение таких условий является безусловным основанием для отказа в нотариальном удостоверении сделок по продаже имущества ребенка, а также для государственной регистрации перехода права собственности на имущество несовершеннолетнего.

Литература:

  1. Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]:федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ: в ред. от 31.12.2017 № 495-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ: в ред. от 29.12.2017 № 459-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Далбаева Н. Н. К вопросу о жилищных правах несовершеннолетних / Н. Н. Далбаева // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2013. — № 2. –С. 46–49.
  4. Семейный кодекс РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ: в ред. от 29.12.2017 № 438-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное разрешение, орган опеки, законный представитель детей, попечительство, правовой институт, недвижимое имущество, необходимость получения, предварительное разрешение органа опеки, разрешение, распоряжение имуществом.


Ключевые слова

попечительство, орган опеки, предварительное разрешение, законный представитель детей

Похожие статьи

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: орган опеки, предварительное разрешение, законный представитель детей, попечительство. В статье рассматривается опека и попечительство как форма защиты прав и интересов лиц не способных в полной мере осуществлять свои права и.

Похожие статьи

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: орган опеки, предварительное разрешение, законный представитель детей, попечительство. В статье рассматривается опека и попечительство как форма защиты прав и интересов лиц не способных в полной мере осуществлять свои права и.

Задать вопрос