В содержании своей научной статьи автор рассматривает некоторые аспекты правового положения войск национальной гвардии в системе национальной безопасности Российской Федерации: так, им анализируется действующее законодательство, регулирующее особенности правового статуса Росгвардии, в том числе ее функции (полномочия), цели, задачи, стоящие перед ним, как перед относительно новым государственным органом. В заключении настоящей научной статьи автором формулируются собственные выводы о значимости деятельности указанного органа в системе национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: войска, национальная гвардия, Росгвардия, правовое положение, правовой статус, система, национальная безопасность, Российская Федерация, действующее законодательство.
In the content of his scientific article, the author considers some aspects of the legal status of the national guard forces in the national security system of the Russian Federation: for example, he analyzes the current legislation regulating the specifics of the legal status of the Russian Guard, including its functions (powers), goals, tasks facing it as in front of a relatively new government agency. In conclusion of this scientific article, the author formulates his own conclusions about the significance of the activities of this body in the national security system of the Russian Federation.
Keywords: troops, National Guard, Rosguard, legal status, legal status, system, national security, Russian Federation, current legislation.
Одной из наиболее главных и значимых задач, стоящих перед российским государством в настоящее время, является обеспечение его национальной безопасности, защита основ конституционного строя, прав, свобод человека и гражданина. Для разрешения поставленной задачи руководством страны создаются и видоизменяются специально уполномоченные государственные органы, одним из которых, собственно, и является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (или, так называемая, Росгвардия), главой которой выступает действующий Президент РФ Путин Владимир Владимирович.
Рассматриваемый нами государственный орган в системе национальной безопасности России, в структуре ее силового блока появился относительно недавно- 5 апреля 2016 года [1], однако, невозможно сказать, что он является впервые созданным, поскольку практически подобная служба функционировала и ранее, но под юрисдикцией Министерства внутренних дел РФ (внутренние войска МВД РФ), выполняя аналогичные функции, но в значительно меньшем объеме.
На сегодняшний день Росгвардия объединяет в себе следующие структурные подразделения: органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности; вневедомственную охрану с Центром специального назначения вневедомственной охраны МВД России; специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов МВД России; мобильные отряды особого назначения территориальных органов МВД России; Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации и авиационные подразделения МВД России; федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России.
Главной целью, стоящей перед вновь учрежденным государственным органом, рассматриваемым нами является обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина, однако, при этом важно подчеркнуть и то значимое обстоятельство, что, как следует из содержания вышеупомянутого указа Президента РФ, за Росгвардией сохранились также и правоохранительные функции (например, борьба с терроризмом, организованной преступностью, в тесном контакте с МВД РФ). Собственно, это прослеживается и в буквальном толковании статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», согласно которому функциями войск национальной гвардии являются: участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ; участие в борьбе с терроризмом, в обеспечении режимов чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции, в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации и иные [2].
Настоящим нормативным правовым актом также урегулированы и специальные (так называемые, исключительные) полномочия, предоставленные отечественным законодателем рассматриваемому нами государственному органу, к которым, в частности, относятся следующие: общие полномочия, полномочия по применению мер обеспечения деятельности войск национальной гвардии (задержание; вскрытие транспортного средства, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории) и оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов), полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции.
В целом, необходимо подчеркнуть, что анализ правового положения Росгвардии в контексте вышеуказанного федерального закона продемонстрировал, что несмотря на то, что в его содержании на сегодняшний день достаточно детально урегулирована структура данного государственного органа, его задачи, функции, полномочия, он нуждается в существенной доработке: так, по сей день, не дано точной классификации расходов бюджета на его содержание (вопросы финансового и материально-технического обеспечения), кроме того, требуется привести и все остальные нормативные правовые акты, действующие на территории российского государства, в соответствии с изученным нами федеральным законом [3, c. 77].
Таким образом, завершая настоящее исследования, в его заключении представляется необходимым и целесообразным сформулировать вывод о том, что исходя из своего правового положения Федеральная служба войск национальной гвардии является значимым органом для системы национальной безопасности Российской Федерации, однако, закон, регулирующий его полномочия, функции, задачи, нуждается в существенной доработке на сегодняшний день, в частности, в части урегулирования вопросов финансового и материально-технического обеспечения.
Литература:
- Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 17.06.2019) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196284/
- О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 01.10.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». — Режим доступа: http://base.garant.ru/71433920/
- Конин Н. М., Шевченко И. В., Полунин С. В. Некоторые вопросы административно-правового статуса войск национальной гвардии Российской Федерации. / Н. М. Конин, И. В. Шевченко, С. В. Полунин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 6 (113). — С. 76–81.