В статье рассматривается Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) как вновь образовавшаяся силовая структура, не имеющая аналогов. Рассмотрены основные задачи Росгвардии и ее структура. Выделены актуальные проблемы в деятельности Росгвардии. Обращено внимание на внутренне взаимодействие между структурными подразделениями и последствия отсутствия единообразия в обеспечении социальных гарантий лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Предложены пути решения данных проблем с учетом уже существующих норм законодательства, судебной практики и статистических данных.
Ключевые слова: Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, структурные подразделения, социальные гарантии, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Актуальность данной темы связана с процессом становления и результативного функционирования относительно молодой силовой структуры — Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. 05 апреля 2016 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным (далее — Указ) был создан новый орган исполнительной власти, наделенный специальными (особыми полномочиями) [1] — Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи первой Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее — ФЗ -226): «Войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина» [2].
Статьей второй ФЗ-226 определен перечень задач, возложенных на Росгвардию:
1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;
6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;
7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;
9) обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.
Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Согласно Указа внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, кроме того, в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены:
а) органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
в) отряды мобильные особого назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
г) Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации и авиационные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации также передано в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Задачи у Росгвардии едины и обязательны к выполнению всеми лицами, проходящими службу в Росгвардии (в пределах своей компетенции), однако актуальным является вопрос социальных гарантий указанных лиц. Так, в частности денежное довольствие, дополнительные меры материальной поддержки (премии, материальная помощь, отдельные виды компенсаций), медицинское обеспечение, жилищное обеспечение и другие виды социальных гарантий у военнослужащих гораздо выше и разнообразнее (жилищное обеспечение) сравнительно с лицами, проходящими службу в Росгвардии и имеющими специальное звание сотрудника полиции.
Отсутствие единообразия в обеспечении социальных гарантий, ведет к фактическому неравенству лиц, выполняющие равнозначные задачи, а как следствие приводит к внутренним конфликтам, которые в свою очередь непосредственно влияют на стабильность функционировании всей системы в целом.
Кроме того, важно отметить, что ранее существующие внутренние войска и указанные подразделения полиции, входящие в структуру Росгвардии, имели совершенно разный уровень подготовки (как физической, так и правовой), порядок и специфику несения службы и выполнения служебно-боевых задач.
Существует множество мнений о том, кто «главнее» в Росгвардии — ранее существующие внутренние войска или подразделения полиции…Но, по моему мнению, это скорее риторический вопрос, так как нельзя сравнивать, например, туфли и шапку (каждый предмет выполняет свою функцию, и оба необходимы).
Росгвардия — это нечто новое в системе органов, обеспечивающих безопасность государства, и соответственно все должно быть по-новому, то есть ранее не применяемым и не существующим с учетом всех ошибок. Не могут в одной структуре (как и в одной семье) существовать разные правила применимо к одной и той же ситуации. Лишь единообразие и равенство способны обеспечить существование надежной, непоколебимой, сильной и стабильной силовой структуры, имеющей не только заявленный, но и скрытый потенциал, способный в полном объеме выполнять возложенные на Росгвардию задачи и обеспечивать как государственные, так и общественную безопасность внутри государства и на международном уровне.
Литература:
- Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. 2016. 7 апреля.
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)//Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru.