Лицензионно — разрешительные подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) являются важнейшей, неотъемлемой составляющей системы обеспечения защиты населения страны, ведь, от качественного выполнения сотрудниками служебно-боевых задач, основной из которых является федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, напрямую зависит безопасность государства и общества.
В период образования Росгвардии, в 2016 году, во время прямой линии Президент России Владимир Владимирович Путин, проводя диалог с журналистами о причинах формирования новой силовой структуры, заявил, что главная причина создания Национальной гвардии в РФ заключается в необходимости поставить под жесткий контроль оборот огнестрельного оружия. [1]
По последним статистическим данным, приведенным Росгвардией в 2021 году, число зарегистрированного в России оружия превысило 6 миллионов единиц, которым владеют более 3 миллионов физических лиц.
Об особой важности вышеуказанного направления деятельности росгвардейцев заявил в одном из интервью и глава ведомства, Герой России генерал армии Виктор Васильевич Золотов, отметив: «В вопросах оборота оружия нет мелочей и исключений» [2]. С этим невозможно не согласиться, ведь, данная, чрезвычайно значимая и актуальная проблема нередко обуславливает наличие угроз для общественной безопасности, причиной которым являются, в частности, незаконное владение, оборот, «подпольные рынки» оружия.
Согласно статистике за прошлый год, озвученной министром внутренних дел Российской Федерации Владимиром Александровичем Колокольцевым, в 2024 году полицией, при взаимодействии с Федеральной службой безопасности (далее — ФСБ) и Росгвардией выявлено более 16 тысяч фактов незаконного оборота оружия и почти 8 тысяч лиц, тогда, как, за аналогичный период 2023 года, органами внутренних дел выявлено более 17 тысяч посягательств в этой сфере и свыше 8 тысяч лиц, их совершивших. В рамках мероприятий, проводимых правоохранителями в целях добровольной сдачи гражданами нелегально хранящегося оружия, на возмездной основе, ими передано семь с половиной тысяч средств вооружения. [3].
По информации председателя Национального антитеррористического комитета, директора ФСБ Александра Васильевича Бортникова, в 2024 году правоохранительными органами пресечено около 2700 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, изъято более 100 тысяч единиц огнестрельного оружия.
Противоправная деятельность 134 подпольных оружейников из 48 субъектов страны была пресечена в период с января по февраль 2024 года, деятельность 288 жителей из 51 региона — в период с июня по июль того же года. Результатом этого стали проведенные стражами порядка масштабные мероприятия. [4]
В качестве примера судебной практики 2025 года по уголовному делу, связанному с указанной тематикой, целесообразно привести решение суда о признании виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 222 УК РФ (незаконный сбыт огнестрельного оружия и боеприпасов к нему), жителя Кабардино-Балкарской Республики. За торговлю оружием он приговорен судом к шести с половиной годам лишения свободы. [5] Деятельность подразделений лицензионно — разрешительной работы Росгвардии регламентирована, в первую очередь, основным законом страны — Конституцией Российской Федерации. [6] Также, ее правовое регулирование основывается на положениях нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление государственных услуг в сфере оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. Среди прочих: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» [7], Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [8], Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [9], Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [10], Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [11] и др.
Сотрудники лицензионно-разрешительной работы в целях выполнения возложенных на них задач наделены рядом полномочий, в которые, входят: контроль оборота гражданского, служебного, наградного оружия, боеприпасов и патронов к нему, соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; выдача гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных законодательством, лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия, на осуществление деятельности по торговле оружием, его основными частями и патронами к нему, лицензий на осуществление частной охранной деятельности или частной детективной деятельности, выдача разрешений на хранение, ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия; осуществление приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного оружия различных видов, боеприпасов и патронов; исполнение решений суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов и др.
Необходимо добавить, что в период подготовки к выборам Президента Российской Федерации, сотрудниками Росгвардии, в пределах своих полномочий, было проведено около 500 тысяч проверок на предмет обеспечения условий сохранности оружия у граждан, проживающих вблизи мест проведения голосования. В ходе данных мероприятий правоохранителями выявлено около 5 тысяч нарушений, у владельцев, нарушивших нормы законодательства в сфере оборота оружия, изъято более 3700 единиц гражданского оружия. [12]
Важно подчеркнуть, что рационализация законодательной базы органа исполнительной власти способствует минимизации правовых конфликтов и, безусловно, способствует упрощению работы. Росгвардией уделяется большое внимание совершенствованию регламентирующих деятельность документов. Летом 2024 года Государственной Думой был принят законопроект с предложениями о внесении изменений в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», в части использования оружия государственными военизированными организациями. Изменения заключаются в том, что, если ранее, Росгвардией, в рамках полномочий, производилась утилизация, подлежащего данной процедуре оружия и патронов к нему, обращенных в государственную собственность, либо, добровольно сданных собственниками, то, в настоящее время, данная законодательная инициатива предусматривает применение указанного оружия и патронов государственными военизированными организациями при выполнении задач в зоне проведения специальной военной операции (далее — СВО). По мнению одного из субъектов права законодательной инициативы, депутата Государственной Думы РФ Анатолия Борисовича Выборного, нововведения являются «эффективным правовым механизмом».
Следует обратить внимание и на успешную реализацию Росгвардией в 2024 году в российских регионах государственной информационной системы контроля за оборотом оружия, развернутой на платформе «ГосТех». Инновации направлены на повышение эффективности контроля за оборотом оружия и обеспечение безопасности граждан. Данная система позволит осуществлять оперативный мониторинг и управление процессами, связанными с оборотом оружия, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению безопасности в регионах.
Вместе с тем, несмотря на систематическое развитие правового регулирования лицензионно-разрешительной деятельности Росгвардии, имеют место быть определенные коллизии, затрудняющие правоприменение. Проблема требует научного осмысления, вследствие чего, она вызывает неравнодушие у многих отечественных ученых. В частности, О. С. Гоман и В. И. Сургутсков отмечают о необходимости внесения изменений в отдельные нормативные документы. Авторы считают, что сформулированные ими предложения будут способствовать профилактике преступлений и правонарушений в области оборота гражданского оружия. Так, ученые акцентируют внимание на предъявлении компетентными органами к гражданину, подавшему заявление на получение соответствующей лицензии, более высоких требований, а именно, письменного согласия, совместно проживающих с ним совершеннолетних родственников, письменного обоснования потенциальным владельцем оружия причин его приобретения, как например, это правило закреплено в законодательстве Германии. [13, с.49–50] Стоит выразить солидарность мнениям О. С. Гоман и В. И. Сургутскова и с их обоснованным предложением о расширении полномочий сотрудников лицензионно-разрешительных подразделений Росгвардии в проверке владельцев оружия по базам психоневрологических и наркологических диспансеров, на предмет их постановки, либо отсутствия в медицинских базах данных учреждений.
Таким образом, можно извлечь вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего деятельность лицензионно-разрешительной системы Росгвардии и выразить уверенность в решении данных проблемных вопросов, в том числе, при помощи научных исследований ученых, ведь, данные аспекты не утеряют своей актуальности, так как в них заключены вопросы национальной, общественной безопасности.
Литература:
1. Путин объяснил причину создания Национальной гвардии. Информационное агентство «Интерфакс», ОГРН 1037739169335, ИНН 7710137066. [Цитировано: 14 апреля 2016 г.] https://www.interfax.ru/russia/503786.
2. Официальный сайт ФСВНГ РФ. — URL: https://rosguard.gov.ru/News/Article/v-voprosax-oruzhiya-net-melochej-i-isklyuchenij-direktor-rosgvardii-rasskazal-lenteru-o-deyatelnosti-vedomstva-v-sfere-kontrolya-za-oborotom-oruzhiya (дата обращения: 22.11.2025).
3. Официальный сайт МВД РФ. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/62189090 (дата обращения: 22.11.2025).
4. Официальный сайт Национального антитеррористического комитета РФ. — URL:https://nac.gov.ru/list/categoryId/68/view/ea32245d-6773–4f91-ab86–8a74d9fe102c (дата обращения: 22.11.2025).
5. [Электронный ресурс] // Сайт сетевое издание РИА Новости URL: //https://ria.ru/20251125/oruzhie-2057352352.html (дата обращения: 25.11.2025).
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) 9с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 –ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 –ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 –ФКЗ).
7. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».
8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
9. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
10. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
11. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
12. Официальный сайт ФСВНГ РФ. — URL: https://rosguard.gov.ru/News/Article/zamestitel-direktora-rosgvardii-generalpolkovnik-policii-sergej-lebedev-prinyal-uchastie-v-zasedanii-centralnoj-izbiratelnoj-komissii-rossijskoj-feder (дата обращения: 27.11.2025).
13. Гоман О. С., Сургутсков В. И. Приоритетные направления совершенствования правового регулирования деятельности подразделений Росгвардии и полиции в сфере оборота гражданского оружия // Общество и право. — 2022. — № 3. — С. 49–50.

