В статье описана роль педагога в проектной деятельности. Приведена педагогическая ценность использования проектной деятельности в школе. Представлен анализ результатов анкетирования педагогов.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, технология проектирования, младший школьный возраст.
Одной из главной особенностью ФГОС является деятельностный характер, главная цель которого — это развитие личности школьника. В школе формируется умение учиться, способность к организации своей деятельности: сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение принимать, планировать свою деятельность, осуществлять её оценку и контроль, взаимодействовать с педагогами и сверстниками [4, с.119]. Большое внимание уделяется организации проектной деятельности обучающихся со стороны педагогов и администрации школы. Требования ФГОС НОО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса по организации проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся, является составной частью основной образовательной программы школы [4, с.119]. Именно поэтому использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится всё более актуальным. В ходе проектной деятельности можно реализовать развивающие, образовательные и воспитательные задачи, которые стоят перед педагогом [3, с.62]. Метод проектов позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным, более увлекательным, и поэтому более эффективным [2, с.403]. Метод проектов даёт педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности.
Педагогическое управление проектной деятельностью обучающихся является сложным процессом. Важной характеристикой личности современного педагога, является готовность к организации проектной деятельности обучающихся. Одной из самых сложных задач для педагога в ходе проектирования — это играть роль независимого консультанта. Сложно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что обучающиеся выполняют что-то неверно [1, с.212]. Но необходимо отвечать на возникающие вопросы у школьников в ходе консультаций. Существуют разнообразные формы консультаций в работе с обучающимися: семинары-консультации для обобщённого и коллективного рассмотрения проблемы, которая возникает у значительного количества школьников; индивидуальные консультации; различные практикумы и т. д. [1, с.212]. Педагог на всех этапах выступает в роли помощника и консультанта, а упор обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний [2, с.403].
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-ученик; ученик-ученик; психолог-ученик и пр. В процессе проектирования обучающиеся участвуют в экспериментировании и исследовании, в театрализованной и изобразительной деятельности [5, с.44]. Получаемые при этом спектр эмоций побуждают обучающихся к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.
Начальным этапом вхождения в проектную деятельность является младший школьный возраст, который формирует фундамент дальнейшего овладения данной деятельностью [5, с.44]. Так как создание проектов является процессом длительным и трудоёмким, педагогу важно стимулировать познавательную активность обучающихся положительными подкреплениями и поощрять школьников в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы, создавать и придумать что-то новое, дать возможность делать ошибки и самостоятельно исправлять их [5, с.44]. Именно педагог (учитель), воспитатель, психолог и др., является главной движущей силой, который помогает школьникам раскрыть свой творческий потенциал.
В этой связи актуальным является анализ анкетирования, который был проведён среди 20 педагогов на базе ГОБОУ Мурманской КШИ № 3 и 20 педагогов на базе МБОУ СОШ № 31.
Анализ результатов анкетирования показал следующее:
70 % педагогов коррекционного образования и 40 % педагогов инклюзивного образования отметили, что проектная деятельность — это творческая, учебно-познавательная деятельность обучающихся, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде проекта.
30 % педагогов коррекционного образования и 60 % педагогов инклюзивного образования отметили, что проектная деятельность — это метод развивающего обучения, который направлен на выработку самостоятельных исследовательских умений и т. д.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что педагоги знакомы с понятием «проектная деятельность».
60 % педагогов коррекционного образования используют в своей работе проектную деятельность достаточно редко — 1 раз в четверть; 30 % педагогов — 1 раз в месяц; 10 % педагогов отметили, что не занимаются реализацией проектной деятельности.
50 % педагогов инклюзивного образования реализуют проектную деятельность 1 раз в четверть; 10 % — 1 раз в месяц; 40 % отметили, что не используют в своей работе проектную деятельность.
80 % педагогов коррекционного образования в достаточной мере осведомлены о видах и структуре проектов; 20 % дали отрицательный ответ.
70 % педагогов инклюзивного образования ответили, что в достаточной мере осведомлены о видах и структуре проектов; 30 % отметили, что не достаточно осведомлены.
70 % педагогов коррекционного образования ответили, что проектная деятельность считается частичным показателем результативности в процессе обучения, т. к. в большинстве случаев, по мнению педагогов, на проекты затрачивается большое количество времени, что влияет на динамику учебной деятельности, где придерживаются строгой регламентации; 20 % согласны, что проектная деятельность является результативной, т. к. благодаря проектам, обучающиеся смогут на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта; умение взаимодействовать в группе; умение защищать и презентовать свои проекты. Защита проектов — это результативное средство самореализации обучающихся, формирования у них уверенности в своих силах, мотивации, данное средство выступает как способ стимулирования его дальнейшей исследовательской деятельности. 10 % педагогов ответили, что не считают проектную деятельность результативной, т. к. отдают предпочтение классно-урочной системе обучения.
80 % педагогов инклюзивного образования считают, что проектная деятельность даёт частичную результативность в обучении; 10 % педагогов считают проектную деятельность результативной, т. к. у обучающихся происходит самоопределение в области познавательных интересов; 10 % педагогов дали отрицательный ответ, т. к. считают, что у некоторых обучающихся происходит переоценка своих возможностей.
50 % педагогов коррекционного образования сталкиваются с организаторскими трудностями: переход педагога от роли наставника к роли консультанта (сотрудника); отмечают трудности с созданием материально-технических условий для организации проектной деятельности обучающихся; отмечают трудности с недостатком времени, которое необходимо затратить на той или иной проект; сталкиваются с трудностями прогнозирования конечного результата, поэтапного выполнения проектных мероприятий; 30 % педагогов сталкиваются с методическими трудностями, а именно: подбор дидактического материала, с которым будем интересно работать обучающимся; выдвижение гипотез; планирование проектов; 20 % педагогов сталкиваются с психологическими трудностями, а именно отмечают эмоциональную перенапряжённость.
70 % педагогов инклюзивного образования также отметили, что сталкиваются с организаторскими трудностями, особенно отмечают нехватку времени; 20 % педагогов сталкиваются с методическими функциями: нахождении приёмов и способов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех обучающихся, исходя из их подготовки и способностей; 10 % педагогов выделили среди психологических трудностей — эмоциональную перенапряжённость.
40 % педагогов коррекционного образования отмечают положительные моменты использования проектной деятельности связанные с формированием исследовательских умений обучающихся; 40 % педагогов отмечают — развитие самостоятельности; 10 % отмечают мотивирующий характер и 10 % развитие организаторских способностей обучающихся.
60 % педагогов инклюзивного образования также отметили, что в ходе проектной деятельности у обучающихся формируются исследовательские умения; 20 % отмечают мотивирующий характер; 10 % педагогов в ходе положительных моментов отмечают развитие организаторских способностей; 10 % педагогов отмечают развитие самостоятельности.
50 % педагогов коррекционного образования выделили темы, связанные с семьёй: «Я и моя семья», «Моя бабушка», «Семейные традиции» и пр. Это связано с тем, что школьники обучаются в школе интернатного типа, именно поэтому редко видят своих родителей; 40 % педагогов выделили темы, связанные с домашними питомцами: «Любимое домашнее животное», «Люблю тебя, мой друг мохнатый!», «Мои загадочные кошки»; 10 % отметили темы связанные с мультфильмами: «Мой любимый мультфильм», «Мой любимый герой из мультфильма», «Супергерои» и пр.
50 % педагогов инклюзивного образования отметили, что больше всего обучающимся интересны научные темы проектов: «Есть ли в воздухе вода?», «Почему морская вода солёная?» и пр.; 30 % педагогов отметили темы домашних питомцев: «Собака — настоящий друг», «Содержание и воспитание щенка», «Поведение кошек» и пр.; 20 % отметили темы мультфильмов: «Герои Марвел», «Дисней» и пр.
50 % педагогов коррекционного образования отметили познавательную литературу, как поиск информации; 20 % педагогов отметили — интернет; 10 % отметили — посещение музеев; 20 % педагогов отметили — беседы с родителями.
80 % педагогов инклюзивного образования отметили, что наиболее приемлемыми средствами поиска информации в рамках проекта для обучающихся является, познавательная литература; 20 % отметили — интернет, т. к. считают данный источник наиболее быстрым для поиска информации.
Таким образом, анализ анкет свидетельствует о том, что у большинства педагогов есть чёткое представление о понятии «проектная деятельность». Педагоги обеих школ отмечают широкие возможности реализации проектной деятельности на практике. Благодаря проектной деятельности педагоги овладевают набором специфических умений: умение увлечь обучающихся; умение ставить и находить перед обучающимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для школьников форме; способность выбирать интересные (актуальные) темы и т. д. Реализуя данные функции, педагог меняет отношение к собственным возможностям своей деятельности. Развиваются такие компетенции, как прогностическая, методологическая, коммуникативная, аналитическая, методическая, информационная и др. [3, с.62]. В ходе проектной деятельности изменяются и обучающиеся. Школьники приобретают знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, поскольку сами проявляют инициативу в том, что изучают и делают свой выбор.
Литература:
- Метод педагогического проектирования: история и современность: моногр. [Текст] / Е. М. Каргина. — Пенза: ПГУАС, 2014. — 212 с.
- Левитес, Д. Г. Педагогические технологии: учебник [Текст] / Д. Г. Левитес. — М.: ИНФА-М, 2017. — 403 с.
- Поздеева, С. И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников [Текст] / С. И. Поздеева, Т. В. Кузнецова // Вестник ТГПУ. — 2010. — № 3. — 62 с.
- Роготнева А. В., Тарасова Л. Н. и др. Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС: метод. пособие [Текст] / А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова и др. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 119 с.
- Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект? [Текст] / М. А. Ступницкая. — М.: первое сентября, 2010. — 44 с.