Педагогическое проектирование в подготовке будущих техников в области электроснабжения
Авторы: Гусейнова Татьяна Николаевна, Шамсутдинова Светлана Александровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 15.11.2022
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Гусейнова, Т. Н. Педагогическое проектирование в подготовке будущих техников в области электроснабжения / Т. Н. Гусейнова, С. А. Шамсутдинова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17565/ (дата обращения: 21.11.2024).
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме педагогического проектирования. В данной статье рассматривается потенциал использования педагогического проектирования в процессе обучения. Автор приводит результаты исследования для определения сущности педагогического проектирования .
Ключевые слова: педагогическое проектирование, исследование, проектировочная деятельность.
В настоящее время актуальным направлением деятельности педагога профессионального обучения является педагогическое проектирование. Оно обладает потенциалом для качественной подготовки вводимого педагогического новшества, детального представления будущих изменений, оценивания их ожидаемого эффекта, последствий и значения.
Преподаватель, владея проектировочной деятельностью, может осмысленно разрабатывать каждый компонент технологии обучения, а значит, может рассчитывать и на качество формирования у учащихся профессиональных знаний [1].
Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности педагога и учащихся. Оно сводит к минимуму однообразную работу преподавателя и оставляет больше места для творчества. Педагогическое проектирование предполагает ряд этапов, определяющих научно обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование, включающее разработку целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения; проектирование, которое заключается в дальнейшей разработке созданной модели и доведение ее до уровня практического использования; конструирование, предполагающее детализацию созданного проекта, приближающую его для использования в конкретных условиях реальными образовательными субъектами.
Педагогическое проектирование возможно только в том случае, если ценности, смысл и ресурсы принимаются и направлены на развитие. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых субъектов.
Для определения сущности педагогического проектирования нами было проведено исследование. В исследовании приняли участие 50 обучающихся Университетского колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет».
Для решения задач исследования нами было проведено анкетирование, позволившее: изучить особенности организации учебной деятельности обучающихся, основанной на их проектной активности и условия ее эффективности; конкретизировать сущность проектной деятельности обучающихся; определить уровень сформированности проективных умений обучающихся.
Респондентам был предложен вопрос: «Укажите, какая (какие) из перечисленных формулировок, на Ваш взгляд, наиболее точно определяет (ют) понятие «педагогическое проектирование», предполагающий выбор нескольких вариантов ответа. Мнения распределились следующим образом:
– 12,5 % считают, что педагогическое проектирование — это создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ;
– 17,5 % считают, что педагогическое проектирование — создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации;
– 25 % считают, что педагогическое проектирование — творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое, чего ранее не существовало;
– 37,5 % считают, что педагогическое проектирование — это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Одно из заданий анкеты направлено на определение организационных форм, способствующих качественному усвоению учебного материала. В связи с этим студентам было предложено выбрать один или несколько видов занятий: лекция, семинар, лабораторная работа, производственная практика, самостоятельная работа, творческое или исследовательское занятие (рис.1).
Рис. 1. Эффективность усвоения учебного материала на занятиях различных форм: 1 — лекция; 2 — семинар; 3 — лабораторная работа (занятие); 4 — производственная практика; 5 — самостоятельная работа; 6 — творческое (исследовательское) занятие
При ответе на вопрос о трудностях, которые испытывают студенты при выполнении проектных заданий, были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Трудности, возникающие у студентов при выполнении проектных заданий
Трудности, возникающие у студентов при выполнении проектных заданий |
Количественные показатели |
|
Число студентов |
% от общего числа студентов |
|
Трудности в сотрудничестве с другими людьми |
8 |
16 |
Недостаток информации |
5 |
10 |
Сложность в определении личного интереса в проектной деятельности |
6 |
12 |
Сложно работать самостоятельно |
8 |
16 |
Не возникает больших трудностей |
23 |
46 |
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы: 54 % студентов участвуют в проектной деятельности. Из них 36 % участвует из-за желания получить более эффективный результат деятельности, 15 % — могут наиболее полно проявить себя в проектной деятельности, 3 % — потому что этого требует педагог.
Таким образом, значимость педагогического проектирования в подготовке будущих техников области электроснабжения подтверждена не только теоретическими аспектами, но и доказана на практике.
Литература:
- Медникова, Л. А. Педагогическое проектирование деятельности, как эффективная образовательная технология // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 2.
- Беляева, О. А. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие / О. А. Беляева, Т. А. Бобрович. — Минск: РИПО, 2020. — 182 с.
- Преподаватель XXI век: общероссийский журнал о мире образования. — Москва: МПГУ, 2017. — № 1. Часть 1. — 244 с. — ISSN 2073–9613. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/971485
Похожие статьи
Роль педагога в организации проектной деятельности
В статье описана роль педагога в проектной деятельности. Приведена педагогическая ценность использования проектной деятельности в школе. Представлен анализ результатов анкетирования педагогов.
Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении
В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.
Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов
В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.
Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов
В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.
Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву
В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...
Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога
Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...
Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии
В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
Развитие профессионализма педагога-исследователя
В статье автор рассматривает образовательные исследовательские технологии, особенности педагогического профессионализма, организацию обучения.
Особенности мотивации педагогического персонала
В статье представлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации подогов, где рассмотрены основные теории мотивации и их применимость в практической деятельности, а так же представлена модель мотивационной схемы пед...
Похожие статьи
Роль педагога в организации проектной деятельности
В статье описана роль педагога в проектной деятельности. Приведена педагогическая ценность использования проектной деятельности в школе. Представлен анализ результатов анкетирования педагогов.
Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении
В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.
Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов
В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.
Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов
В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.
Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву
В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...
Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога
Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...
Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии
В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
Развитие профессионализма педагога-исследователя
В статье автор рассматривает образовательные исследовательские технологии, особенности педагогического профессионализма, организацию обучения.
Особенности мотивации педагогического персонала
В статье представлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации подогов, где рассмотрены основные теории мотивации и их применимость в практической деятельности, а так же представлена модель мотивационной схемы пед...