Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущих специалистов является актуальной проблемой и в дизайн-образовании. Инновации, инновационное образование, инновационные технологии, инновационная деятельность становится предметом активного обсуждения в педагогике. Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной квалификации и компетентности современного дизайнера. Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми современным обществом к специалисту, владеющему не только системой профессиональных знаний, но и способному к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию, овладению ключевых компетенций в сфере инновационной профессиональной деятельности.
В статье определены и проанализированы инновационные технологии в дизайн-образовании, которые зарекомендовали себя как эффективные в обучении будущих специалистов дизайна на разных ступенях профессиональной подготовки; определены особенности процесса подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности с использованием инноваций.
Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, дизайн, профессиональная подготовка, компетентность, инновационные технологии обучения
Введение. Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной квалификации и компетентности современного дизайнера и этим определяется необходимость внедрения инновационных технологий в дизайн-образовании.
В современной литературе, посвященной инновационному образованию, отмечается сложность и многоаспектность данного феномена. Показателями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития обучающихся; создание условий для овладения ими навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах. Инновационная образовательная технология — образовательная технология, базирующаяся на использовании инновационных методов образования. В педагогической науке условно выделяется три типа инновационных образовательных технологий: радикальная, подразумевающая перестройку процесса обучения или его значительной части, комбинированная, соединяющая ряд известных элементов, технологий или методов, а также модифицирующая, призванная улучшить классические методики без их существенного изменения. Если проанализировать их содержательную сторону, можно утверждать, что в основе данных технологий лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у обучающихся к пониманию профессиональной деятельности, развивать у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации.
В основе разработки инновационных технологий в дизайн-образовании лежит проектирование высоко эффективной учебной деятельности обучающихся и управленческой деятельности преподавателя.
Задачами педагогического обучения дизайнеров с применением инновационных технологий в ВУЗе должны стать:
‒ формирование специалистов, легко адаптирующихся к новым профессиональным условиям;
‒ подготовка востребованных специалистов, повышающих статус учебного заведения;
‒ формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования;
‒ формирование умения пользоваться инновационными разработками;
‒ формирование навыков понимания обязанностей, задач, оценки ее значимости, знания средств достижения цели.
Формулировка цели статьи. Выявить, теоретически обосновать актуальность применения инновационных технологий в дизайн — образовании как условие подготовки компетентного специалиста.
Изложение основного материала статьи. В современной педагогике одним из важнейших факторов качественного образования являются образовательные технологии, цель применения которых — приобретение выпускником вуза компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи, строить взаимоотношения в коллективе и быть востребованным на рынке труда. Существенный вклад в исследование проблемы использования современных технологий обучения внесли: B. П. Беспалько, Н. В. Борисова, В. Я. Виленский, В. В. Гузеев, Ю. Н. Дрешер, Г. И. Ибрагимов, М. И. Махмутов, В. М. Монахов, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, С. И. Смирнов, А. М. Смолкин, Д. В. Чернилевский, М. А. Чошанов, Ф. Т. Шагеева. Проблемы современного дизайн — образования рассматриваются в трудах Ю. М. Бундиной, А. А. Вилковой, Н. В. Воронова, И. С. Каримовой, Е. Н. Ковешниковой, Н. А. Ковешниковой, А. И. Лаврентьева, М. Н. Марченко, Т. В. Матвеевой, Р. Ф. Мухутдинова, Л. А. Сафиной, А. В. Соловьевой, И. В. Тарабриной, И. Б. Торшиной [8, с. 37]. Формирование профессиональной компетентности специалистов дизайна связано с эстетическим воспитанием личности, которое в сочетании с проектным мастерством и знанием новейших технологий в области дизайна направлено на преобразование предметно-пространственной среды. Компетентность является основой профессионализма, а ее уровень становится показателем качества образования дизайнеров. Деятельность по формированию профессиональных компетенций в образовательной среде анализируется в работах А. И. Ахулковой, В. И. Байденко, А. В. Баранова, О. М. Бобиенко, А. А. Вилковой, И. Б. Гладковой, Л. И. Гурье, И. А.Зимней, Е. А. Корсаковой, И. Л. Плужника, Н. С. Стениной, А. И. Субетто, A. Е. Упшинской, А. В.Хуторского, Е. И. Чахмахчян, И. В. Челпанова, Б. Д. Эльконина.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблеме формирования профессиональных компетенций у будущих дизайнеров посвящено большое количество работ, что свидетельствует об интересе ученых к данной проблеме [3, с. 128].
Одной из важных задач в современном дизайн-образовании является создание условий, способствующих развитию профессиональных навыков у обучающихся и подготовка компетентного специалиста инновационного типа, готового к инновационной профессиональной деятельности. Творческая деятельность дизайнера является по своей сути инновационной, решающей задачи, отличающиеся новизной и требующей интеграции теории и практики различных видов дизайнерской деятельности. Это является веским аргументом для создания соответствующих условий обучения и применения инновационных технологий в дизайн-образовании [6, с. 37]. Это прежде всего программное обеспечение, а также обеспечение современными материалами дизайна для выполнения экспериментальных задач по воплощению творческих идей. В теории и практике современного высшего образования представлены такие технологии, как разработка и использование лекционных мультимедийных средств, электронных и обучающих средств; использование специализированных программ, компьютерное тестирование, использование ресурсов Интернет, деловые и ролевые игры, проблемные, исследовательские методы, кейс-метод, учебные и личностные тренинги, модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса, метод проектов. Продуктивно используется при помощи новых технологий потенциал проблемного обучения, обучающих диалогов, исследовательских методик и разработки обучающимися эссе, имитационных игр, информационного поиска и других подходов [1, с. 47].
Инновационные технологии обучения должны быть направлены не только на овладение умениями, базирующимися на знаниях, но и на приобретение будущими специалистами опыта профессиональной деятельности [10, с. 97].
Выделим и рассмотрим некоторые инновационные технологии.
Интерактивное обучение. Интерактивная технология предусматривает обучение в сотрудничестве, путем постоянного, активного взаимодействия всех участников учебного процесса. При использовании данной методики осуществляется совместное решение проблемных ситуаций, моделирование ситуаций, схожих с практическими; оценка действий; создается среда, приближенная к профессиональной. Большим потенциалом использования интерактивных форм обучения обладают семинарские занятия. В рамках таких занятий формируются способность к самостоятельным действиям, готовность к групповому взаимодействию, формируется приближенная к профессиональной деятельности среда, что немаловажно при формировании профессиональной компетентности. У обучающихся появляется возможность проявить себя, применяя свои творческие способности.
Ситуационное обучение. Данная технология основывается на принципе проблемности, предусматривает решение ситуационных задач. Именно решение логично построенной цепочки ситуационных задач способствует приобретению обучающимися опыта в содержательном компоненте будущей профессиональной деятельности, создает предпосылки для успешной социальной адаптации через активное взаимодействие участников образовательного процесса [9, с. 374]. В аудиторных условиях возможно создание ситуаций, требующих анализа действий специалиста на отдельных этапах дизайнерского процесса, его имитации. Данная технология позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по изучаемой дисциплине, практический опыт обучающихся, их способность самостоятельно высказывать свои творческие мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано отстоять свою. С помощью ситуационного обучения появляется возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал. У обучающихся формируется интерес и позитивная мотивация по отношению к учебе, формируется профессиональная компетентность будущего специалиста-дизайнера [4, с. 152].
Проблемное обучение. Функцией данной технологии является творческое усвоение содержания учебного материала, приобретения опыта творческой деятельности. Развитием проблемного метода считается в педагогике метод проектов. В проблемном обучении преподаватель четко формулирует учебную проблему или подводит обучающихся к ее формулировке, организует исследовательскую деятельность по ее решению. Анализ и решение творческой задачи осуществляется обучающимися самостоятельно, в результате чего они должны получить реальный продукт в виде проекта. Суть идеи метода проектов-стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, решение которых предусматривает овладение ими знаний и умений. Проектная деятельность способствует развитию критического мышления и умению практически применять полученные знания; умению составлять и осуществлять творческие планы и личные проекты. Эта деятельность мотивирует обучающихся к самостоятельному поиску новых знаний ради практического приложения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся [2, с. 72]. Современный учебный процесс невозможно представить без применения информационных технологий. Эти технологии обеспечивают возможность моделирования любых объектов, их быструю модификацию, преобразование, деформирование. Процедуры визуализации позволяют точно воспроизводить такие свойства объектов, как цвет, текстуру, особенности материала, законы освещения и отражения. На экране дисплея объекты представлены в объеме, при этом их можно вращать рассматривая в необходимом ракурсе, удаляясь или приближаясь к отдельным элементам [7, с. 83]. Специальные системы обеспечивают создание анимационных решений, наблюдая поведение объекта в движении. Любое состояние может быть зафиксировано, сохранено и в любой момент воспроизведено. За счет таких технологий, современный дизайнер, создавая форму объекта, соответствующую замыслу, получает возможность проектирования с эстетических позиций и приданию моделируемым объектам необходимых свойств, учитывающих современные тенденции [5, с. 83].
Выводы. Каждая педагогическая технология имеет свои преимущества и недостатки. При наличии необходимых условий возможно достижение наибольшего эффекта применения той или иной технологии. Выбор конкретных форм и методов обучения зависит от поставленной конечной цели обучения. Рассмотренные технологии несомненно призваны и способствуют повышению профессиональной компетентности будущих дизайнеров.
Литература:
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бобиенко О. М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки / О. М. Бобиенко. Казань: Изд-во КГУ, 2006. — 146 с.
- Вилкова A. A. Формирование компетентности в процессе обучения живописи у специалиста-дизайнера в вузе: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / A. A. Вилкова. Ульяновск, 2007. — 195 с.
- Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие/ Н. А. Ковешникова. М.: Омега-Л, 2007. — 224 с.
- Монахов В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии / В. М. Монахов // Педагогика, 1997. № 6. — С. 26–31.
- Савельев А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России, 1994. № 2. — С. 29–37.
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин., Л. С. Подымова — М.: Магистр, 1997. — 185 с.
- Ушинская А. Е. Формирование компетенций выпускника в условиях интеграции науки и образования / А. Е. Упшинская. М.: Изд-во СГУ, 2009, — 129 с.
- Хуторской A. B. Современная дидактика: Учебное пособие / A. B. Хуторской. М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
- Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. — С. 34–35.