Современный этап модернизации высшего образования выдвигает повышенные требования к качеству профессиональной подготовки. Появилась необходимость в новых подходах к подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов-дизайнеров, имеющих сформированное профессиональное мышление, способных к самостоятельной профессиональной деятельности. Это требует новых, более эффективных путей реализации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.
Формирование готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности, связанной с отказом от штампов, стереотипов в профессии, нахождением новых оригинальных способов решения профессиональных задач приобретает важное значение в системе профессиональной подготовки будущих специалистов высшего звена.
Кардинальные изменения общества и его потребности приводят к необходимости создания педагогических условий профессиональной подготовки будущих студентов — дизайнеров как субъектов инновационной деятельности и соблюдения определенных педагогических условий.
В статье проанализированы и определены особенности процесса подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности с использованием инноваций, произведён анализ педагогических условий функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, дизайн-образование, профессиональная деятельность, мотивация, методы обучения, этапы учебной деятельности.
Постановка проблемы. Подготовка будущих дизайнеров как субъектов инновационной деятельности в нашем быстро развивающемся мире становится одной из актуальных проблем. Профессиональная подготовка будущих дизайнеров к инновационной деятельности оказывается эффективной, если определено содержание дизайнерской практики, предполагающее целенаправленное насыщение программ в виде исследовательских задач и практических заданий по изучению инновационных процессов в образовательном учреждении.
Важнейшей задачей системы высшего образования сегодня становится не только выпуск специалистов, соответствующих международному уровню подготовки, способных высококвалифицированно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях конкуренции, но и воспитание личности, способной к формированию высокого уровня современной культуры общества. Проблема профессиональной культуры молодого специалиста является одной из важных проблем, разрабатываемых в педагогической науке. Молодой специалист практически в любой сфере деятельности имеет такие трудности, как необходимость адаптации в коллективе, отсутствие значительного практического опыта, навыков самоорганизации своей профессиональной деятельности. Особенно важными эти проблемы являются для специалистов творческих специальностей, основной из которых является дизайн как синтез различных проявлений искусства и профессиональной деятельности.
Формирование нового стиля профессионально-творческого мышления, опора на личностно-ориентированный подход, внедрение современных образовательных технологий, гуманитаризация содержания образования и другие процессы определяют ведущие идеи и тенденции развития современного высшего дизайнерского образования.
Формулировка цели статьи. Рассмотреть комплекс педагогических условий, обеспечивающих функционирование модели подготовки студентов-дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе обучения.
Формулировка цели статьи. Рассмотреть и раскрыть педагогические условия успешного функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности.
Анализ исследований и публикаций. В теории профессиональной педагогики осмысливают модели систем образования разного уровня по определенному направлению профессиональной подготовки и модели специалиста на уровне его личностного профессионального развития. Анализ педагогической литературы по вопросам проектирования моделей совершенствования учебного процесса в ВУЗе подтверждает, что его основными факторами являются: подготовка, планирование и организация процесса обучения. Эти вопросы нашли отражение в трудах многих ученых (А. Алексюк, С. Гончаренко, В. Загвязинский, И. Лернер, В. Луговой, П. Пидкасистый, М. Скаткин), которые являются методологическим основанием обучения в современной высшей школе. Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день сложились предпосылки, позволяющие разработать технологию формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности у будущих студентов-дизайнеров.
Описаны сущностные характеристики, компоненты, структура и функции инновационного процесса (Е. В. Бондаревская, В. А. Бордовская, В. И.Загвязинский, В. А. Сластелин).
Определены содержание и структура готовности к инновационной деятельности (А. А. Веряев, И. Ф. Долгов, Н. В. Кузьмина, В. С. Лазарева, Н. С. Соломатин).
Раскрыто содержание понятий «педагогическая технология», «технология обучения», выявлены признаки и характеристики образовательных технологий (В. И. Загвязинский, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко, В. П. Сергеева, В. Т. Фоменко).
Изложение основного материала. В научной литературе под педагогическими условиями понимают существенный компонент педагогического процесса, интегрирующий в себе определенную совокупность мер педагогического процесса, направленных на достижение поставленной цели. Под «совокупностью мер» ученые понимают внешние характеристики педагогического процесса — содержание, формы, методы, педагогические приемы и средства материально-пространственной среды, ориентированные на определенные взаимоотношения с внутренним миром студента — потребностями, интересами, ценностными ориентациями [1, с. 147]. Под педагогическими условиями мы понимаем необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных мер педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение студентами более высокого уровня готовности к работе. Нами были выделены следующие педагогические условия реализации процесса профессиональной подготовки:
- Наличие мотивации и потребности к получению высокопрофессиональной подготовки. Мотивация является активной движущей силой, побуждающей студентов к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Важным мотивом является познавательный интерес. Являясь избирательной направленностью личности, обращенной к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями, познавательный интерес выступает главным показателем мотивационного компонента учебно-познавательной деятельности студентов, который включает в себя потребности, мотивы, желания. Он обеспечивает включение студентов в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. Данное условие подразумевает наличие у студентов познавательного интереса, выражающегося у студентов в положительном отношении к знаниям, с постоянным стремлением углубляться в изучение учебных дисциплин, осмысление студентами значимости получаемых знаний и умений. При достаточной мотивации студент строит планы на будущее, и каждый день делает шаги к их осуществлению. В целом это приводит к осознанию цели профессионального обучения, обеспечивая в свою очередь выражение в творчестве. Реализация этого педагогического условия, по нашему мнению, осуществима путем постоянного обращения к интересам, мотивам и целям студентов, что позволяет выявить зону ближайшего развития студентов и управлять их деятельностью.
- Оптимальное сочетание содержания, методов, средств и форм обучения. Нами выделены основные методы, используемые при обучении студентов-дизайнеров по внедрению инноваций: словесные методы, объяснительно — иллюстративный метод, преобразовательный метод, систематизирующий метод, практический метод, контрольный метод. Группа эвристических методов: поисковый метод, метод ассоциаций, аналогии, интерпретация, метод комбинаторики, метод проектов. Инновационные технологии расширяют спектр развития и применения в дизайнерской деятельности творческих задач, позволяют углубить профессиональный кругозор студентов. Применение ряда графических редакторов, которые предусмотрены государственным образовательным стандартом — векторная и растровая графика как современные способы разработки и подачи дизайнерской идеи, выводит на качественно новый, профессиональный уровень, способствующий самовыражению студентов и, соответственно, их положительной мотивации к процессу обучения [2, с.6].
На протяжении всего учебного процесса происходит постепенное увеличение индивидуальной формы работы со студентами. Одним из важных элементов повышения качества и эффективности процесса обучения является постоянное улучшение методического уровня. Выбор наиболее адекватного для данных условий комплекса методов обучения, средств, форм и содержания, позволяет подготовить высокопрофессиональных, компетентных специалистов, способных действовать в творческой нестандартной обстановке.
- Диагностика, позволяющая отслеживать и корректировать профессиональную подготовку студентов-дизайнеров. Основной целью диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования компонентов профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и делает весь педагогический процесс более эффективным и целенаправленным.
Точное представление о сущности и содержании подготовки студентов-дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе обучения привело нас к построению модели исследуемого процесса профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения по внедрению инноваций осуществлялась путем решения последовательного ряда взаимосвязанных проектных задач и заданий в учебной деятельности.
В модели нами выделяются и характеризуются три этапа учебной деятельности студентов-дизайнеров: формирующий, развивающий и творческий, которые совпадают у нас с уровнями учебно-познавательной деятельности: воспроизводящим, интерпретирующим, творческим.
На первом — формирующем этапе, закладывается основа профессионального образования личности студента.
На развивающем этапе происходит систематизация знаний и умений студентов-дизайнеров, ликвидируются пробелы, произошедшие на первом этапе.
Творческий этап призван воплощать и реализовывать проекты студентов на высоком профессиональном уровне.
Переход студентов на следующий уровень отслеживается промежуточной диагностикой и выполнением контрольных работ.
Комплекс педагогических условий представляет собой совокупность связанных друг с другом элементов, направленных на достижение одного результата — перехода студентов на более высокий уровень профессиональной подготовки.
Создание педагогических условий способствует проявлению индивидуальных особенностей будущих дизайнеров, их самореализации в творчестве. Через последовательное овладение репродуктивной, поисковой и продуктивной (творческой) видами деятельности в процессе обучения осуществляется формирование и развитие творческой активности студентов [4, с. 77].
Процесс обучения студентов необходимо осуществлять с ориентиром на постепенное повышение степени самостоятельности и активности студентов при усвоении нового и стимулировании поисковой деятельности в решении более сложных творческих задач. Процесс выполнения студентами поисковых графических работ с применением инновационных технологий должен стимулировать их на развитие их логического и образного мышления, умения предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед, что способствует формированию творческой деятельности будущих дизайнеров. В момент поиска оптимального решения у студентов должны активизироваться творческие (эвристические) процессы мышления, вызывающие появление и развитие художественно-творческой деятельности студентов. Художественно-творческая деятельность каждого студента на занятиях должна носить вариативный характер, что дает возможность студентам самореализовать себя, воплотить свои представления, используя инновационные технологии, в продуктах художественно-графической деятельности, развивать рефлексивные способности, позволяющие сформировать умения, необходимые для самостоятельного приобретения, углубления и применения своих знаний на практике [3, с. 357].
Выводы. Разработка моделей, программ и педагогических технологий в системе дизайн-образования является особого рода культуросозидательной проектной деятельностью. Педагогические технологии, используемые в учреждениях высшего профессионального образования, призваны обеспечивать успешность профессиональной деятельности выпускников в новых социально-экономических условиях. С целью повышения эффективности обучения будущих специалистов дизайна целесообразно применять различные формы обучения, уделяя особое внимание активным и интерактивным формам, наиболее способствующим формированию профессиональной компетентности.
Творческая деятельность является одной из основных составляющих профессиональной деятельности дизайнера, что требует от специалиста помимо владения теоретическими знаниями и практической подготовленности к выполнению всех видов профессиональной деятельности высокого уровняразвития творческих способностей, сформированности профессионального творческого мышления. Педагогические условия реализуются в технологии обучения, позволяющей эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями.
Литература:
- Загвязинский В. И. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
- Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, 1990. — С.5–14.
- Лихачев Б. Т., Педагогика / Б. Т. Лихачев. — М.:Прометей, 1993. — 526с.
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А Сластенин, Л. С. Подымова — М.: Магистр, 1997. — 185 с.