Педагогические условия успешного функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 22.01.2016

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Капунова, М. И. Педагогические условия успешного функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности / М. И. Капунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 834-837. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25450/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Современный этап модернизации высшего образования выдвигает повышенные требования к качеству профессиональной подготовки. Появилась необходимость в новых подходах к подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов-дизайнеров, имеющих сформированное профессиональное мышление, способных к самостоятельной профессиональной деятельности. Это требует новых, более эффективных путей реализации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.

Формирование готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности, связанной с отказом от штампов, стереотипов в профессии, нахождением новых оригинальных способов решения профессиональных задач приобретает важное значение в системе профессиональной подготовки будущих специалистов высшего звена.

Кардинальные изменения общества и его потребности приводят к необходимости создания педагогических условий профессиональной подготовки будущих студентов — дизайнеров как субъектов инновационной деятельности и соблюдения определенных педагогических условий.

В статье проанализированы и определены особенности процесса подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности с использованием инноваций, произведён анализ педагогических условий функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, дизайн-образование, профессиональная деятельность, мотивация, методы обучения, этапы учебной деятельности.

 

Постановка проблемы. Подготовка будущих дизайнеров как субъектов инновационной деятельности в нашем быстро развивающемся мире становится одной из актуальных проблем. Профессиональная подготовка будущих дизайнеров к инновационной деятельности оказывается эффективной, если определено содержание дизайнерской практики, предполагающее целенаправленное насыщение программ в виде исследовательских задач и практических заданий по изучению инновационных процессов в образовательном учреждении.

Важнейшей задачей системы высшего образования сегодня становится не только выпуск специалистов, соответствующих международному уровню подготовки, способных высококвалифицированно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях конкуренции, но и воспитание личности, способной к формированию высокого уровня современной культуры общества. Проблема профессиональной культуры молодого специалиста является одной из важных проблем, разрабатываемых в педагогической науке. Молодой специалист практически в любой сфере деятельности имеет такие трудности, как необходимость адаптации в коллективе, отсутствие значительного практического опыта, навыков самоорганизации своей профессиональной деятельности. Особенно важными эти проблемы являются для специалистов творческих специальностей, основной из которых является дизайн как синтез различных проявлений искусства и профессиональной деятельности.

Формирование нового стиля профессионально-творческого мышления, опора на личностно-ориентированный подход, внедрение современных образовательных технологий, гуманитаризация содержания образования и другие процессы определяют ведущие идеи и тенденции развития современного высшего дизайнерского образования.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть комплекс педагогических условий, обеспечивающих функционирование модели подготовки студентов-дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе обучения.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть и раскрыть педагогические условия успешного функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности.

Анализ исследований и публикаций. В теории профессиональной педагогики осмысливают модели систем образования разного уровня по определенному направлению профессиональной подготовки и модели специалиста на уровне его личностного профессионального развития. Анализ педагогической литературы по вопросам проектирования моделей совершенствования учебного процесса в ВУЗе подтверждает, что его основными факторами являются: подготовка, планирование и организация процесса обучения. Эти вопросы нашли отражение в трудах многих ученых (А. Алексюк, С. Гончаренко, В. Загвязинский, И. Лернер, В. Луговой, П. Пидкасистый, М. Скаткин), которые являются методологическим основанием обучения в современной высшей школе. Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день сложились предпосылки, позволяющие разработать технологию формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности у будущих студентов-дизайнеров.

Описаны сущностные характеристики, компоненты, структура и функции инновационного процесса (Е. В. Бондаревская, В. А. Бордовская, В. И.Загвязинский, В. А. Сластелин).

Определены содержание и структура готовности к инновационной деятельности (А. А. Веряев, И. Ф. Долгов, Н. В. Кузьмина, В. С. Лазарева, Н. С. Соломатин).

Раскрыто содержание понятий «педагогическая технология», «технология обучения», выявлены признаки и характеристики образовательных технологий (В. И. Загвязинский, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко, В. П. Сергеева, В. Т. Фоменко).

Изложение основного материала. В научной литературе под педагогическими условиями понимают существенный компонент педагогического процесса, интегрирующий в себе определенную совокупность мер педагогического процесса, направленных на достижение поставленной цели. Под «совокупностью мер» ученые понимают внешние характеристики педагогического процесса — содержание, формы, методы, педагогические приемы и средства материально-пространственной среды, ориентированные на определенные взаимоотношения с внутренним миром студента — потребностями, интересами, ценностными ориентациями [1, с. 147]. Под педагогическими условиями мы понимаем необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных мер педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение студентами более высокого уровня готовности к работе. Нами были выделены следующие педагогические условия реализации процесса профессиональной подготовки:

  1.    Наличие мотивации и потребности к получению высокопрофессиональной подготовки. Мотивация является активной движущей силой, побуждающей студентов к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Важным мотивом является познавательный интерес. Являясь избирательной направленностью личности, обращенной к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями, познавательный интерес выступает главным показателем мотивационного компонента учебно-познавательной деятельности студентов, который включает в себя потребности, мотивы, желания. Он обеспечивает включение студентов в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. Данное условие подразумевает наличие у студентов познавательного интереса, выражающегося у студентов в положительном отношении к знаниям, с постоянным стремлением углубляться в изучение учебных дисциплин, осмысление студентами значимости получаемых знаний и умений. При достаточной мотивации студент строит планы на будущее, и каждый день делает шаги к их осуществлению. В целом это приводит к осознанию цели профессионального обучения, обеспечивая в свою очередь выражение в творчестве. Реализация этого педагогического условия, по нашему мнению, осуществима путем постоянного обращения к интересам, мотивам и целям студентов, что позволяет выявить зону ближайшего развития студентов и управлять их деятельностью.
  2.    Оптимальное сочетание содержания, методов, средств и форм обучения. Нами выделены основные методы, используемые при обучении студентов-дизайнеров по внедрению инноваций: словесные методы, объяснительно — иллюстративный метод, преобразовательный метод, систематизирующий метод, практический метод, контрольный метод. Группа эвристических методов: поисковый метод, метод ассоциаций, аналогии, интерпретация, метод комбинаторики, метод проектов. Инновационные технологии расширяют спектр развития и применения в дизайнерской деятельности творческих задач, позволяют углубить профессиональный кругозор студентов. Применение ряда графических редакторов, которые предусмотрены государственным образовательным стандартом — векторная и растровая графика как современные способы разработки и подачи дизайнерской идеи, выводит на качественно новый, профессиональный уровень, способствующий самовыражению студентов и, соответственно, их положительной мотивации к процессу обучения [2, с.6].

На протяжении всего учебного процесса происходит постепенное увеличение индивидуальной формы работы со студентами. Одним из важных элементов повышения качества и эффективности процесса обучения является постоянное улучшение методического уровня. Выбор наиболее адекватного для данных условий комплекса методов обучения, средств, форм и содержания, позволяет подготовить высокопрофессиональных, компетентных специалистов, способных действовать в творческой нестандартной обстановке.

  1.    Диагностика, позволяющая отслеживать и корректировать профессиональную подготовку студентов-дизайнеров. Основной целью диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования компонентов профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и делает весь педагогический процесс более эффективным и целенаправленным.

Точное представление о сущности и содержании подготовки студентов-дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе обучения привело нас к построению модели исследуемого процесса профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения по внедрению инноваций осуществлялась путем решения последовательного ряда взаимосвязанных проектных задач и заданий в учебной деятельности.

В модели нами выделяются и характеризуются три этапа учебной деятельности студентов-дизайнеров: формирующий, развивающий и творческий, которые совпадают у нас с уровнями учебно-познавательной деятельности: воспроизводящим, интерпретирующим, творческим.

На первом — формирующем этапе, закладывается основа профессионального образования личности студента.

На развивающем этапе происходит систематизация знаний и умений студентов-дизайнеров, ликвидируются пробелы, произошедшие на первом этапе.

Творческий этап призван воплощать и реализовывать проекты студентов на высоком профессиональном уровне.

Переход студентов на следующий уровень отслеживается промежуточной диагностикой и выполнением контрольных работ.

Комплекс педагогических условий представляет собой совокупность связанных друг с другом элементов, направленных на достижение одного результата — перехода студентов на более высокий уровень профессиональной подготовки.

Создание педагогических условий способствует проявлению индивидуальных особенностей будущих дизайнеров, их самореализации в творчестве. Через последовательное овладение репродуктивной, поисковой и продуктивной (творческой) видами деятельности в процессе обучения осуществляется формирование и развитие творческой активности студентов [4, с. 77].

Процесс обучения студентов необходимо осуществлять с ориентиром на постепенное повышение степени самостоятельности и активности студентов при усвоении нового и стимулировании поисковой деятельности в решении более сложных творческих задач. Процесс выполнения студентами поисковых графических работ с применением инновационных технологий должен стимулировать их на развитие их логического и образного мышления, умения предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед, что способствует формированию творческой деятельности будущих дизайнеров. В момент поиска оптимального решения у студентов должны активизироваться творческие (эвристические) процессы мышления, вызывающие появление и развитие художественно-творческой деятельности студентов. Художественно-творческая деятельность каждого студента на занятиях должна носить вариативный характер, что дает возможность студентам самореализовать себя, воплотить свои представления, используя инновационные технологии, в продуктах художественно-графической деятельности, развивать рефлексивные способности, позволяющие сформировать умения, необходимые для самостоятельного приобретения, углубления и применения своих знаний на практике [3, с. 357].

Выводы. Разработка моделей, программ и педагогических технологий в системе дизайн-образования является особого рода культуросозидательной проектной деятельностью. Педагогические технологии, используемые в учреждениях высшего профессионального образования, призваны обеспечивать успешность профессиональной деятельности выпускников в новых социально-экономических условиях. С целью повышения эффективности обучения будущих специалистов дизайна целесообразно применять различные формы обучения, уделяя особое внимание активным и интерактивным формам, наиболее способствующим формированию профессиональной компетентности.

Творческая деятельность является одной из основных составляющих профессиональной деятельности дизайнера, что требует от специалиста помимо владения теоретическими знаниями и практической подготовленности к выполнению всех видов профессиональной деятельности высокого уровняразвития творческих способностей, сформированности профессионального творческого мышления. Педагогические условия реализуются в технологии обучения, позволяющей эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями.

 

Литература:

 

  1. Загвязинский В. И. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
  2. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, 1990. — С.5–14.
  3. Лихачев Б. Т., Педагогика / Б. Т. Лихачев. — М.:Прометей, 1993. — 526с.
  4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А Сластенин, Л. С. Подымова — М.: Магистр, 1997. — 185 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная профессиональная деятельность, профессиональная деятельность, процесс обучения, инновационная деятельность, педагогический процесс, профессиональная подготовка, профессиональная подготовка студентов-дизайнеров, познавательный интерес, студент, учебный процесс.


Ключевые слова

мотивация, методы обучения, профессиональная деятельность, готовность к инновационной деятельности, дизайн-образование, этапы учебной деятельности., этапы учебной деятельности

Похожие статьи

Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование

Одна из приоритетных задач современного высшего образования — это активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов творческой сферы, в том числе и дизайнеров к профессиональной деятель...

Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...

Уровень сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе специальной подготовки

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности остаются практически неисследованными. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнен...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Формирования профессионального творчества будущих специалистов

В данной статье рассмотрена методика повышения эффективности образовательного процесса на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и развитие процесса подготовки к профессиям путем применения акметехнологий, компьютерных техн...

Языковая подготовка студентов технических вузов на основе интегрированного подхода к инженерному образованию

В условиях глобализации рынка труда и расширения международных возможностей для выпускников технических вузов произошли существенные изменения в понимании содержания квалификации инженера. Современная модель квалификации включает высокие требования к...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Организация образовательного процесса на основе компетентностно ориентированного подхода

На данном этапе профессиональная образовательная организация должна учиты-вать требования современного рынка труда, где приоритетное место отводится вы-пускникам, которые получили образование методами интеграции и дифференциации. Ведь именно при этих...

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе

Общество все больше и больше требований ставит перед специалистами, что касается их знаний, умений и навыков. В связи с этим подготовка кадров требует обновленного подхода, совершенствования программ среднего и высшего образования. В настоящее время ...

Похожие статьи

Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование

Одна из приоритетных задач современного высшего образования — это активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов творческой сферы, в том числе и дизайнеров к профессиональной деятель...

Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...

Уровень сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе специальной подготовки

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности остаются практически неисследованными. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнен...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Формирования профессионального творчества будущих специалистов

В данной статье рассмотрена методика повышения эффективности образовательного процесса на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и развитие процесса подготовки к профессиям путем применения акметехнологий, компьютерных техн...

Языковая подготовка студентов технических вузов на основе интегрированного подхода к инженерному образованию

В условиях глобализации рынка труда и расширения международных возможностей для выпускников технических вузов произошли существенные изменения в понимании содержания квалификации инженера. Современная модель квалификации включает высокие требования к...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Организация образовательного процесса на основе компетентностно ориентированного подхода

На данном этапе профессиональная образовательная организация должна учиты-вать требования современного рынка труда, где приоритетное место отводится вы-пускникам, которые получили образование методами интеграции и дифференциации. Ведь именно при этих...

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе

Общество все больше и больше требований ставит перед специалистами, что касается их знаний, умений и навыков. В связи с этим подготовка кадров требует обновленного подхода, совершенствования программ среднего и высшего образования. В настоящее время ...

Задать вопрос