Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 20.04.2015

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Капунова, М. И. Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование / М. И. Капунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 940-943. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17544/ (дата обращения: 18.11.2024).

Одна из приоритетных задач современного высшего образования — это активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов творческой сферы, в том числе и дизайнеров к профессиональной деятельности с применением инноваций. Ориентация системы образования на новые виды деятельности обусловливает поиск новых образовательных форм, необходимость изменения целей в системе образования, освоения новых функций, содержания деятельности, прогрессивных форм и технологий организации образовательного процесса.

Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной квалификации и компетентности современного дизайнера. Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми современным обществом к специалисту, владеющему не только системой профессиональных знаний, но и способному к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию, овладению ключевых компетенций в сфере инновационной профессиональной деятельности.

В статье проанализированы и определены особенности технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности. Произведён анализ педагогических условий её функционирования, определены особенности процесса подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности с использованием инноваций, рассматривается структура готовности к инновационной деятельности как ключевой в образовательном процессе подготовки будущих дизайнеров.

Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, дизайн, профессиональная подготовка, компетентность.

 

Постановка проблемы. Качество подготовки специалиста в высшей школе в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и его интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом. Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной квалификации и компетентности современного дизайнера и этим определяется необходимость внедрения инновационных технологий в образование. В системе высшего образования происходит поиск новых образовательных форм, изменяются цели. Ориентация системы образования на новые виды деятельности обусловливает освоение новых функций, содержания деятельности, прогрессивных форм и технологий организации образовательного процесса. Постановка и решение проблемы формирования готовности будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности как ключевой характеристики его профессиональной компетентности обусловлены объективными процессами, протекающими в обществе, в системе образования и требованиями к профессиональной компетентности специалиста. Важной составляющей оптимизации учебного процесса будущих дизайнеров является разработка новых подходов в деятельности преподавательского состава. Высшая школа, решая задачу подготовки специалистов, способных осуществлять свою деятельность в новых условиях, должна вносить свой вклад в формирование таких качеств личности, как системное научное мышление, информационная культура, творческая активность [7, с. 64].

Задачами педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной деятельности в ВУЗе должны стать:

-          формирование специалистов, легко адаптирующихся к новым профессиональным условиям;

-          подготовка востребованных специалистов, повышающих статус учебного заведения;

-          формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования;

-          формирование пользоваться инновационными разработками;

-          формирование навыков понимания обязанностей, задач, оценки ее значимости, знания средств достижения цели [1, с. 258].

Формулировка цели статьи. Выявить, теоретически обосновать основы реализации технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и педагогические условия ее успешного функционирования.

Анализ исследований и публикаций. В настоящее время в педагогической науке и образовательной практике возникли объективные возможности для решения задачи оптимизации процесса подготовки специалистов в области дизайна. Эти возможности отражены в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

С общей проблематикой дизайн-образования связаны работы таких авторов как Н. Яковлев, В. Прусак, А. Трошкин, А. Фурса, О. Боднар, П. Татиивський, Е. Форест.

Вопросы профессионального дизайнерского образования освещаются в трудах Л. Ю. Анцукова, Ю. А. Грабовенко, Н. П. Вальковой, И. Ф. Волкова, Н. В. Воронова, Т. М. Журавской, М. С. Кагана.

Современные подходы к дизайн-образованию представлены в работах Е. Н. Ковешниковой, В. П. Климова, Е. Э. Павловской, Л. Б. Переверзева. Проблемы формирования индивидуального стиля деятельности исследованы в трудах В. С. Мерлина, Е. А. Климова, А. К. Байметова. Исследования Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенина, В. Ф. Худякова, Е. М. Чибиревой раскрывают структуру и логику формирования творческого стиля деятельности специалиста.

Изложение основного материала. Основной задачей современной высшей школы является формирование специалиста инновационного типа, готового к инновационной профессиональной деятельности.

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности находятся на стадии исследования. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнение ряда понятий, связанных с инновационными процессами, до конца не разработаны сущностные особенности инновационности в обучении студентов, требует изучения проблема моделирования процесса формирования готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности [2, с. 118].

Особого внимания заслуживает такой аспект проблемы, как определение психолого-педагогических условий и моделей совершенствования практики подготовки студентов к инновационной деятельности. В условиях подготовки специалистов-дизайнеров с высшим образованием сложился ряд противоречий между: новыми требованиями общества к подготовке специалистов инновационного типа и реальной готовностью выпускников вузов к инновационной деятельности; интересом современных студентов к проблемам творчества в профессиональной деятельности и реальным содержанием и технологиями обучения в ВУЗе; возможностями высшей школы в формировании конкурентоспособной личности и отсутствием теоретического обоснования, построения и осуществления на практике процесса формирования готовности студентов к инновационной деятельности.

Формирование готовности будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности будет эффективным, если: выявить и конкретизировать специфические особенности (социально-педагогические, организационно-дидактические и личностно-деятельностные) организации образовательного процесса в ВУЗе, а также источники его развития (содержательные, процессуальные и структурно-логические противоречия); обеспечить комплекс психолого-педагогических условий (мотивация к учебной и инновационно-профессиональной деятельности, развитие творческого потенциала и инновационных способностей, развитие рефлексивных умений, формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности, овладение опытом инновационной деятельности), определяющих формирование готовности будущих дизайнеров к инновационной деятельности; разработать модель формирования готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности, включающую в себя: предсуществующие условия (социальный заказ, ориентация педагогической системы на подготовку нового типа специалиста, интересы личности); характеристику инновационного типа личности (креативная, познавательная, творческая направленность; индивидуально-психологические свойства; способности); детерминанты (психологические, педагогические, методические релизеры) и процесс подготовки (цели, содержание, формы, методы, средства, контроль) [3, с. 68].

Комплекс педагогических условий, обеспечивающий формирование готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности включает: мотивацию к учебной и инновационной деятельности, развитие творческого потенциала и инновационных способностей, развитие рефлексивных умений, формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности, овладение опытом инновационной деятельности [5, с. 214].

Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности будет более эффективной при соблюдении:

-          общих педагогических условий: разработка учебных планов, программ и отдельных заданий по общепрофессиональным дисциплинам на основе деятельностной парадигмы построения художественного образа взамен стимульной парадигмы формирования художественного образа;

-          специальных педагогических условий: разработка учебных заданий с учетом планомерного поэтапного формирования инновационных способностей будущих дизайнеров; разработка специальных методик и технологий подготовки, способствующих формированию инновационных способностей будущих дизайнеров;

-          дополнительных педагогических условий: наличие разработанных критериев, показателей и применение в учебном процессе методик педагогической диагностики уровня сформированности инновационных способностей будущих дизайнеров [6, с. 39].

Процесс формирования готовности будущих дизайнеров к применению инноваций становится более эффективным при условии уточнения сущностных характеристик готовности к профессиональной деятельности, понимаемой как результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессиональной направленностью, сформированностью знаний, умений и навыков, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессиональных функций. Организация процесса обучения должна быть ориентирована на поэтапное формирование готовности к применению инноваций не только в профессиональной деятельности в целом, но и в отдельных ее компонентах (мотивационном, содержательно-операционном, рефлексивном), а также в планомерном переходе от низкого уровня к более высокому в соответствии с логикой формирования готовности.

Основной целью первого этапа является формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентации на применение инноваций в профессиональной деятельности; второй этап представляет собой освоение знаний о сущности, содержании и структуре инновационной профессиональной деятельности, целью третьего этапа является формирование исследовательских и рефлексивных умений и навыков будущих дизайнеров. Данный подход обеспечивает формирование целостной структуры готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности [4, с. 47].

Выводы. По мере развития общества по пути прогресса обогащаются и совершенствуются цели, задачи, содержание образования. Прогнозируя задачи формирования готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности, необходимо глубоко изучать педагогические инновации, инновационные процессы в образовании, широко привлекать их в педагогический процесс ВУЗа.

Условиями формирования готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности выступают: обогащение содержания дисциплин профессионального цикла знаниями из области инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности; активизация процесса формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности активными методами обучения; осуществление мониторинга реализации процесса формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский — М.: Высшая школа, 1980. — 367 с.

2.                  Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 159 с.

3.                  Климова Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова — Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.

4.                  Климова Т. Е. Педагогический эксперимент / Т. Е. Климова. — Магнитогорск: МаГУ, 2004 — С. 158.

5.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко — Ярославль, 1998–256 с.

6.                  Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин., Л. С. Подымова — М.: Магистр, 1997. — 185 с.

7.                  Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: метод. пособие / Г. И. Хозяинов — М.: Высшая школа, 1988. — 168 с.

8.                  Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В. А. Якунин — Л.: ЛГУ, 1988. — 54 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, инновационная профессиональная деятельность, инновационная деятельность, инновация, высшая школа, инновационная способность будущих дизайнеров, образовательный процесс, высшее образование, инновационный тип, профессиональная квалификация.


Похожие статьи

Педагогические условия успешного функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности

Современный этап модернизации высшего образования выдвигает повышенные требования к качеству профессиональной подготовки. Появилась необходимость в новых подходах к подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов-дизайнеров, имеющих сфо...

Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...

Уровень сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе специальной подготовки

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности остаются практически неисследованными. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнен...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Формирования профессионального творчества будущих специалистов

В данной статье рассмотрена методика повышения эффективности образовательного процесса на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и развитие процесса подготовки к профессиям путем применения акметехнологий, компьютерных техн...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда

В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС. Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и мо...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Роль мотивации в системе удержания квалифицированных сотрудников организации в современных рыночных условиях хозяйствования

Статья посвящена исследованию роли мотиваций квалифицированного персонала с целью его удержания на предприятии. Автором определено, что мотивация является серьезным инструментом стабилизации деятельности не только персонала, но и всего предприятия. Т...

Похожие статьи

Педагогические условия успешного функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности

Современный этап модернизации высшего образования выдвигает повышенные требования к качеству профессиональной подготовки. Появилась необходимость в новых подходах к подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов-дизайнеров, имеющих сфо...

Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...

Уровень сформированности готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе специальной подготовки

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности остаются практически неисследованными. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнен...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Формирования профессионального творчества будущих специалистов

В данной статье рассмотрена методика повышения эффективности образовательного процесса на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и развитие процесса подготовки к профессиям путем применения акметехнологий, компьютерных техн...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда

В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС. Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и мо...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Роль мотивации в системе удержания квалифицированных сотрудников организации в современных рыночных условиях хозяйствования

Статья посвящена исследованию роли мотиваций квалифицированного персонала с целью его удержания на предприятии. Автором определено, что мотивация является серьезным инструментом стабилизации деятельности не только персонала, но и всего предприятия. Т...

Задать вопрос