Педагогические условия формирования проектных умений в учреждения среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Статья просмотрена: 1421 раз

Библиографическое описание:

Алисиевич, Е. П. Педагогические условия формирования проектных умений в учреждения среднего профессионального образования / Е. П. Алисиевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 4 (4). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/4/248/ (дата обращения: 16.12.2024).

На протяжении последних десятилетий проектирование как человеческая деятельность играет все большую роль в культурной жизни общества. Проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека — материальное производство, науку, искусство, систему социальных взаимоотношений.

Проектное движение требует сформированности у современного специалиста проектной культуры как необходимого элемента деятельности. В связи с этим, проектные умения (как элемент проектной культуры) выступают одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки студентов, а их формирование является актуальной педагогической задачей.

Для результативного формирования проектных умений у студентов средних специальных учебных заведений необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу, то есть обеспечат достижение каждым студентом возможного для него уровня сформированности проектных умений.

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию проектных умений, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. Следует отметить, что понятие «педагогические условия» не имеет общепринятой научной трактовки. Авторы в рамках своих исследований включают в этот комплексный термин различные компоненты.

Так, A.M. Новиков под педагогическими условиями понимает «обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают (обуславливают) достижение заранее поставленных педагогических целей» [4, с. 31].

Н.М. Борытко, под педагогическим условием понимает «внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса» [1, с.127]. Ученый подчеркивает, что система педагогических условий специально создается, конструируется педагогом с целью повлиять на протекание процесса. Однако, в отличие от средства, условие не предполагает столь жесткой причинной детерминированности результата.

Н.Н. Никитина, О.В. Железнякова отмечают, что педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора содержания, форм, методов и технологий реализации поставленных целей. В их составе ученые выделяют следующие условия:

– организационные, направленные на создание  активной развивающей среды и образовательного пространства, организацию деятельности студентов;

– материальные – техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

– психологические – построение межличностных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям [3, с.13].

Сопоставительный анализ и обобщение различных определений позволяет педагогические условия определить как взаимосвязанный комплекс мер процесса обучения, обеспечивающий достижение студентами более высокого уровня сформированности проектных умений.

Процесс формирования проектных умений является частью целостного учебного процесса, выражающего специально организованное взаимодействие двух субъектов (преподавателей и студентов), опосредованное объектом усвоения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин). Принимая структурные компоненты образовательного процесса (цель, содер­жание, средства, методы, формы обучения, преподавателей и студентов) в качестве основания классификации, можно выделить следующие педагогические условия, которые оказывают влияние на результативное формирование проектных умений:

1. Оптимальное построение процесса проектной подготовки, которое предполагает, что:

– проектная подготовка должна охватывать весь период обучения студентов в среднем специальном учебном заведении. Планируя и организуя учебно-проектную деятельность, необходимо определить, какие способности или неспособности студента влияют на неё. В зависимости от этого разработать согласованный план формирования проектных знаний, умений на разных учебных дисциплинах, при выполнении разнообразных проектов в течение всего периода обучения;

– в процессе обучения студентов необходимо предусмотреть более широкое применение проблемно-поисковых заданий, побуждающих познавательную активность студента, содействующих становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности;

– содержание проектной подготовки целесообразно выстраивать по концентрической системе, предполагающей возвращение к проектным знаниям, умениям на протяжении всего периода обучения. Проектные знания и умения постепенно усложняются от курса к курсу по содержанию, форме и структуре. Вначале действия формируются во внешнем, потом - во внутреннем плане; сначала студенты узнают про сущность умений, потом – учатся их применять в разных условиях;

– организация проектной деятельности студентов должна строиться на основе взаимодействия учебного и производственного процессов. Другими словами, студенты должны выполнять параллельно с учебными работы, актуальные для предприятий и определяемые их техническими заданиями. Это обусловлено тем, что главное значение в становлении личности студента имеет формирование общественно полезной направленности, успешное накапливание профессионального опыта и развитие профессиональных способностей. Студенту присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально–ориентированных задач. К тому же, среднее профессиональное образование характеризуется как образование, направленное на подготовку к профессиональной практической деятельности, имеющее в качестве приоритетного и системообразующего практико–ориентированный прикладной аспект.

– содержание проектной подготовки необходимо разрабатывать на материале общепрофессиональных и специальных дисциплин, чтобы в итоге подготовить квалифицированного специалиста, способного применять проектный подход в своей профессиональной деятельности. К тому же, в содержание  подготовки студентов в качестве дисциплин по выбору необхо­димо вводить курсы, формирующие знания и умения по использованию профессиональ­ных прикладных пакетов программ, необходимых для их будущей трудовой деятельности. Это позволит значительно повысить эффективность выполнения практико-ориентирован­ных проектов, к тому же будет стимулировать мотивацию студентов к проектной деятель­ности;

– для более полного и направленного формирования проектных знаний, уме­ний целесообразно предусмотреть изучение студентами спецкурса «Основы проектной деятельности», предполагающего ознакомление студентов с общими теоретическими положениями, связанными с проектной деятельностью (её содержанием, структурой), а также способами её эффективного осуществления.

Данный курс может изучаться в качестве дисциплины по выбору студентов, факультатива или вводиться в качестве одного из разделов в любую общепрофессиональную, специальную дисциплину в рамках реализации национально–регионального компонента. Изучение спецкурса целесообразно начинать со второго года обучения студентов, так как это позволит сис­тематизировать разрозненные сведения, полученные ими ранее в ходе учебной и внеучебной проектной деятельности. При этом изучение теоретического материала должно проходить в тесной взаимосвязи с непосредственным осуществлением проектной деятельности. Студенты должны уяснить весь жизненный цикл проектируемого ими материального (идеально­го) объекта.

2. Подготовка студентов к проектной деятельности,  её организация и осуществление на основе проектного менеджмента.

Необходимость данного условия обусловлена тем, что, с одной стороны, менеджмент составляет основу любой деятельности, в том числе проектной, и обеспечивает возможность эффективного и производительного дости­жения её целей. С другой стороны, наблюдения за деятельностью студентов свидетельствуют о том, что проектная деятельность ведется ими чрезвычайно неэффективно. Очевидно, что это связано с тем, что студенты не владеют основными достижениями теории и практики менеджмента. Ибо, по мнению П. Друкера, практическое применение этих достижений позволяет любой развивающейся организации, команде достигать, причём в кратчайшие сроки, такого же уровня результативности и эффективности труда, темпов развития, какие существуют в наиболее развитых организациях [2].

Менеджмент занимается поисками и проверкой многочисленных решений в области планирования, организации, мотивации, координации и контроля организа­ционных ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, технологических и информационных) над большими группами людей, параллельно добиваясь значительного повышения производительности труда.

«Всепронизывающая проектность» современного этапа развития общества привела к развитию особого направления в менеджменте - проектного менеджмента. Проектный менеджмент (управление проектами) определяется как методология организации, планирования, руководства, мотивации, контроля рационального использования ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение определенных в проекте целей (результатов), путем применения современных методов менеджмента. Другими словами, проектный менеджмент - это специальный инструмент, обеспечивающий возможность эффективного и производительного достижения целей проектной деятельности, главным образом, посредством применения методов современного менеджмента.

Обратим ещё раз внимание на то, что владение основами проектного менеджмента позволит студентам добиться наилучшего практического эффекта в проектной деятельности, причем в кратчайшие сроки и с минимальными затратами, грамотно и эффективно организовать как свою собственную деятельность, так и работу проектной команды.

3) Комплексное учебно–методическое обеспечение процесса проектной подготовки, позволяющее  в большей мере создать необходимые условия для более качественного усвоения содержания проектной подготовки, реализации целей обучения и развития студентов, активизации их учебно–проектной деятельности и управления ею.

Основой комплексного учебно–методического обеспечения проектной подготовки является система проектных учебных задач, вовлекающая студентов с первого года обучения в освоение приемов и действий, из которых складывается проектная деятельность. Опираясь на классификацию уровней активности личности, можно выделить следующие типы учебных задач, применяемых в процессе проектной подготовки студентов:

пропедевтические задачи, развивающие общую готовность к выполнению проектных работ (минипроекты) и соответствующие ситуативной активности. Основное  назначение пропедевтических задач – освоение студентами проектных действий и составляющих их операций;

продуктивные проектные задачи. В эту группу мы включили учебные задачи, соответствующие надситуативной активности, где обучающиеся уже могли бы активно применять свои знания, умения по различным дисциплинам в практике, а также в новых незнакомых ситуациях;

творческие проектные задачи, соответствующие творческой активности личности (крупные учебные проекты). Творческая задача представляет собой задачу с вариативным результатом решения, алгоритм которого неизвестен исполнителю. Такая задача предусматривает деятельность, связанную с изучением, переосмыслением имеющегося опыта, анализом аналогов и прототипов, преобразованием исходных данных.

Основная суть учебных задач третьей группы заключается в том, чтобы студент самостоятельно выполнил полный цикл проектной деятельности, включающий четыре фазы: проектировочную, технологическую, предъявительскую и рефлексивную.

Ещё одним важным компонентов комплексного учебно–методического обеспечения процесса проектной подготовки являются методы обучения. Их многообразие предоставляет простор для моделирования педагогической деятельности.

В процессе обучения студентов необходимо предусмотреть более широкое применение активных методов, в частности, таких как, мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод информационной поддержки и др. В тоже  время, следует учитывать тот факт, что ни один из методов не является универсальным. К тому же, на каждом этапе выполнения проекта те или иные методы играют первостепенную роль. Поэтому при формировании проектной деятельности должны использоваться и традиционные, и нетрадиционные (активные) методы обучения. Главное, чтобы они активизировали проектную деятельность студентов, позволяли дать им необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Без этой свободы и возможности действовать проектные умения формироваться не могут.

4. Подготовленность преподавателя к руководству учебно–проектной деятельностью.

 Только в том случае, когда преподаватель будет обладать необходимым объемом методических и специальных знаний, владеть разнообразными технологиями обучения, иметь профессионально–творческие возможности, можно рассчитывать на позитивный эффект внедрения проектного обучения. Не маловажным при организации учебно-проектной деятельности являются и личностные качества самого преподавателя, прежде всего, самоотдача, творческое отношение к делу, требовательность, отзывчивость, внимательность, справедливость, ответственность.

Таким образом, на результативность процесса проектной подготовки оказывают влияние следующие условия: оптимальное построении процесса проектной подготовки; подготовка студентов к проектной деятельности, её организация и осуществление на основе проектного менеджмента; комплексное учебно–методическое обеспечение процесса проектной подготовки; подготовленность преподавателя к руководству учебно-проектной деятельностью. Реализация комплекса перечисленных условий в целостности будет способствовать организации результативного проектного обучения в средних специальных учебных заведений и позволит избежать возможных затруднений в работе.

 

Библиографический список

1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001.

2. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с анг.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

3. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально – педагогической деятельности. –М.: Мастерство, 2002.

4. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. -М.: Педагогический  поиск, 1998.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проектная подготовка, проектный менеджмент, умение, задача, методическое обеспечение процесса, подготовка студентов, студент, том, учебно-проектная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос