Одной из основных задач современного вузовского образования является переориентация на подготовку педагога, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, способного к инновационной педагогической деятельности.
Изучение проблемы формирования инновационной педагогической деятельности студентов позволило выделить комплекс педагогических условий, который представлен нами следующим образом: стимулирующее-мотивационные условия; содержательно-технологические условия; организационно-реализационные условия; контрольно-регулирующие условия.
Выделение стимулирующее-мотивационных условий основывается на положении о формировании потребности у студентов в развитии ценностно-смыслового отношения к инновационной педагогической деятельности как предпочитаемой форме познавательной активности, которое практически не учитывается в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Данная группа условий включает в себя поддерживание положительной мотивации студентов к инновационной педагогической деятельности; создание инновационно-рефлексивной среды вуза; моральное и материальное поощрение студентов, успешно занимающихся инновационной педагогической работой; построение концепции «Я — будущий учитель-инноватор».
Поддерживание положительной мотивации студентов к инновационной педагогической деятельности. Известно, что на продуктивность любой деятельности, в том числе инновационной, существенное влияние оказывает мотивационная сторона. По мнению А. Маслоу [4], термином «мотивация» обозначают побуждение к удовлетворению потребности, стремление восполнить насущную потребность. В результате удовлетворения потребности студентов в педагогическом творчестве, развивается умение нести ответственность за результаты собственной инновационной педагогической деятельности, появляется более конструктивное восприятие себя и других.
Мотивы инновационной педагогической деятельности — это побуждения, связанные с её осуществлением: внутренняя потребность в инновационной педагогической деятельности как объективной ценности, внутренняя убеждённость в необходимости инновационной педагогической работы в школе.
Сущность потребности проявляется в интересе, как форме её проявления, в нашем случае познавательный интерес определяется как ведущий мотив инновационной педагогической деятельности. Интерес — это стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе.
Экспериментально установлено, что положительная профессиональная мотивация может даже компенсировать недостаток способностей. Обратного же явления не происходит: Отрицательная профессиональная мотивация не восполняется даже самым высоким уровнем специальных способностей [3].
При этом мотивация студентов должна быть направлена на преодоление отрицательных стереотипов в их сознании в отношении к педагогическим инновациям и на формирование проблемного сознания, позволяющего видеть проблемы собственной инновационной педагогической деятельности.
Создание инновационно-рефлексивной среды вуза. Анализ педагогических исследований последних лет [1] позволяет говорить об образовательной среде, как об одном из существенных «источников», питающем развитие личности. Так, по утверждению А. Н. Тубельского, главным в учебном заведении является наличие среды, способствующей самостоятельному движению обучающихся [6, с. 166].
Инновационная результативность функционирования рефлексивной среды зависит от единства составляющих её компонентов: содержания, развивающих ситуаций, характеристик взаимодействия участников, внутриличностных условий каждого из них, результатов взаимодействия как внутриличностного превращения его содержания (Ю. А. Репецкий, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов и др.).
Вслед за Е. Ю. Немудрой, мы выделяем следующие принципы функционирования инновационно-рефлексивной среды в процессе формирования инновационной педагогической деятельности студентов:
§ принцип целостности: формирование инновационной педагогической деятельности осуществляется через актуализацию одного из наиболее целостных свойств явления, а все остальные рассматриваются как элементы, необходимые составляющие этой целостности;
§ принцип культивирования рефлексии через обращение к символико-культурным аналогам, специальным вопросам и специальным средствам;
§ принцип трансформации, содержащий нормативное обеспечение инновационных форм деятельности, их широкое распространение и использование в том или ином виде [5, с. 83].
К факторам инновационно-рефлексивной среды мы относим благоприятный психологический климат, способствующий созданию педагогических новшеств, инновационную политику руководителей учебного заведения, инновационную компетентность преподавателей, социально-психологические особенности коллектива и т. д.
Оптимальная инновационно-рефлексивная среда, в которой максимально реализованы названные факторы, безусловно, будет способствовать самоорганизации инновационной педагогической деятельности, влиять на успех её реализации, а также накоплению инновационного потенциала личности будущего учителя.
Моральное и материальное поощрение студентов, успешно занимающихся инновационной педагогической работой. Впроцессе формирования инновационной педагогической деятельности важно наличие морального и материального стимулирования студентов, поддержание духа состязательности, самостоятельности, творческой инициативы.
В качестве стимулирования студентов за успехи в инновационной педагогической деятельности мы предлагаем следующие виды поощрения: досрочные сдачи экзаменов и зачетов; участие в специальных занятиях для наиболее способных и талантливых студентов; надбавки к стипендиям; денежные премии; предоставление рекомендаций для дальнейшего обучения и стажировок; публикации результатов инновационной педагогической деятельности.
Особое значение для активизации инновационной педагогической деятельности студентов имеет работа студентов над «реальными»инновационными проектами, научно-исследовательскимипроблемами, привлечение студентов к научной работе кафедр.
Реализация концепции «Я — будущий учитель-инноватор». Как научное понятие «Я — концепция» вошла в оборот относительно недавно — во второй половине XX века и связано с именем Р. Бернса, А. Маслоу, Р. Роджерса. Так, по мнению Р. Бернса, термин «Я-концепция» употребляется как собирательный для обозначения всех представлений индивида о себе. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. «Я-концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельностное начало и возможности развития в будущем [2, с. 30–31].
Работа по реализации студентами собственной концепции «Я — будущий учитель — инноватор» включает следующие этапы:
Первый этап — разработка концепции. На этом этапе студенты прогнозируют цель, содержание и способы инновационной педагогической деятельности на ближайшее и отдалённое будущее.
Приведём примеры заданий, которые мы предлагаем выполнить студентам на данном этапе.
§ Проанализируйте своё собственное теоретическое осмысление проблемы формирования инновационной педагогической деятельности.
§ Охарактеризуйте свои возможности как будущего учителя-инноватора.
§ Определите основные направления своей деятельности, продвижение по которым позволит Вам овладеть инновационными умениями и навыками.
§ Спрогнозируйте появление затруднений в процессе формирования у Вас инновационной педагогической деятельности, типологизируйте их и укажите причины возникновения.
§ Спрогнозируйте перспективы развития у себя инновационных умений, необходимых в профессионально-педагогической деятельности.
§ Определите критерии, по которым Вы будете оценивать уровень готовности к инновационной педагогической деятельности.
В процессе данной работы у студентов формируется умение ставить цели, выбирать оптимальные средства их достижения, анализировать свои сильные и слабые стороны, видеть перспективы развития себя как инноватора, рефлексировать по поводу возможных затруднений на пути реализации намеченных целей.
Второй этап — реализация концепции «Я — будущий учитель — инноватор».
Анализ психолого-педагогических исследований позволили выделить следующие факторы успешной реализации концепции «Я — будущий учитель — инноватор»:
§ уверенность в наличии у себя основных качеств и способностей, необходимых для успешного и результативного проведения инновационной педагогической деятельности;
§ активное участие в инновационной педагогической деятельности;
§ позитивное восприятие своего прошлого опыта в свете инновационной педагогической деятельности;
§ осознание необходимости в инновационной педагогической деятельности.
После прохождения всех этапов работы по реализации собственной концепции «Я — будущий учитель — инноватор» студенты составляют себе рекомендации на будущее, которые формулируются в свободной форме, однако логически выводятся из содержания собственной концепции.
Третий этап — коррекция концепции «Я — будущий учитель — инноватор». На этом этапе студенты овладевают умениями оценивать достигаемые результаты деятельности, навыками анализа причин, обусловливающих полученный результат, вносят коррективы в деятельность по дальнейшей реализации концепции.
Работа над реализацией данной концепции способствует формированию у студентов способности прогнозировать своё саморазвитие в инновационной педагогической деятельности. Кроме того, составление концепции позволяет студенту грамотно планировать свою деятельность на педагогической практике, отмечать, какие пробелы и в каком направлении необходимо восполнить.
Итак, стимулирующее-мотивационные условия позволяют строить учебную деятельность студентов, прежде всего, как процесс побуждения их к инновационной педагогической деятельности, а также способствуют трансформации задач профессионального обучения в «личностный смысл» деятельности студентов.
Следующей группой условий являются содержательно-технологические условия.
Для реализации данной группы условий необходимо «погружение» студентов в инновационную педагогическую деятельность. Это возможно либо в обстановке реальной профессиональной среды (на педагогической практике), либо в обстоятельствах, близко моделирующих профессиональную реальность.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее активно формирование инновационной педагогической деятельности студентов происходит в контексте модели обучения посредством действия (моделирование с помощью всей системы форм, методов и средств содержания инновационной педагогической деятельности в школе) [3]. Данная модель предполагает, что студенты: работают над реальными инновационными педагогическими задачами; учатся в процессе анализа реальных инновационных педагогических проблем, участвуя в их решении и обсуждении; работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций; учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.
Мы выделяем следующие содержательно-технологические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов: углубленная теоретико-методологическая и методическая подготовка студентов к инновационной педагогической деятельности; решение инновационных педагогических задач; проектирование инновационной педагогической деятельности; тренинговые упражнения; самостоятельная инновационная педагогическая практика студентов.
Углубленная теоретико-методологическая подготовка к инновационной деятельностипредполагает овладение студентами системой знаний по проблеме формирования инновационной педагогической деятельности, которая включает в себя: сущность инновационной педагогической деятельности, состояние исследуемой проблемы и её эволюционное развитие в отечественной и зарубежной педагогике; технологии формирования инновационной педагогической деятельности, преимущества инновационного обучения в школе нового типа, особенности инновационного стиля и специфика деятельности педагога-инноватора.
Методическая подготовка к инновационной педагогической деятельности включает в себя знания в области методики того предмета, который выбран для преподавания будущим учителем, а также: овладение методикой проведения инновационной педагогической деятельности, овладение методикой диагностического обучающего эксперимента. Большое значение уделяется мониторингу и рефлексии инновационной педагогической деятельности.
Решение инновационных педагогических задач.Анализ существующей практики показывает, что специфика педагогической деятельности современного учителя, имеющая ярко выраженный инновационный характер, не может быть должным образом выявлена и творчески воссоздана студентами только на уровне освоения ими типовых педагогических задач, ориентированных на стереотипные подходы к разрешению актуальных учебно-воспитательных проблем современной общеобразовательной школы. В этой связи мы обращаемся к инновационной педагогической задаче как эффективному способу формирования инновационной педагогической деятельности студентов.
Проектирование инновационной педагогической деятельности. Отличительной чертой инновационных педагогических проектов является наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использование научных методов обработки и оформления результатов. Тематика инновационных педагогических проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития инновационных умений студентов. В процессе проектирования инновационной педагогической деятельности создаются условия, при которых студенты самым непосредственным образом включены в инновационный процесс, самостоятельно формулируют проблему исследования, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют полученные результаты.
Тренинговые упражнения.Значимую роль в процессе формирования инновационной педагогической деятельности мы отводим тренингу, который призван формировать у студентов ценностное отношение и мотивацию к инновационной педагогической деятельности, моделировать умения и навыки эффективного профессионального поведения в инновационной педагогической деятельности и на основе этого приобретение такого опыта.
При организации тренинговых занятий мы опираемся на положение об единстве теоретических знаний и практических действий, исходим из того, что тренинг как совокупность продуманных действий и шагов, осуществляемых в определённой последовательности, даёт знания и возможность их использовать, способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений.
В программе тренинговых занятий предусматриваются коммуникативно-творческие упражнения; упражнения на прогнозирование последствий принимаемых решений; упражнения на развитие прогностических и управленческих решений; упражнения, предполагающие анализ ситуаций и выбор решений; упражнения на развитие умения преломлять имеющиеся знания и опыт в нестандартной ситуации; упражнения на развитие умения управлять собой в конкретной педагогической ситуации и др.
В процессе тренинговых занятий студенты овладевают следующими компетенциями: готовностью к самообразованию, профессиональному самосовершенствованию; к рефлексивной деятельности на всех этапах осуществления инновационной педагогической деятельности; способностью критически осмысливать варианты решений и выбирать лучшие; проявлять ценностное отношение к инновационной педагогической работе в школе.
Самостоятельная инновационная педагогическая практика студентов. Вовлечение студентов в многогранную инновационную педагогическую практику способствует приобретению ими субъектного опыта инновационной педагогической деятельности, что является необходимым условием их успешной работы в образовательных учреждениях инновационного типа.
Формирование инновационной педагогической деятельности студентов требует особой организации не только внешней стороны педагогического процесса, направленного на формирование инновационной педагогической деятельности студентов, но и внутренней стороны, которой не уделяют должного внимания. Поэтому важными условиями формирования инновационной педагогической деятельности студентов, на наш взгляд, являются организационно-реализационные, определяющие установление педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов, основанных на сотрудничестве и субъект-субъектном взаимодействиивсистемах «студент-преподаватель», «студент-студент», «студент-студенческая группа». По своей сути данные условия отмечены для обозначения форм организации педагогического процесса, направленного на формирование инновационной педагогической деятельности студентов.
Контрольно-регулирующие условия способствуют анализу, учёту и коррекции процесса и результата формирования инновационной педагогической деятельности у студентов.
К регулирующим условиям мы относим следующие: побуждение студентов к рефлексивному управлению процессом формирования инновационной педагогической деятельности; обеспечение самомониторинга формирования инновационной педагогической деятельности студентов.
Данная группа условий должна обеспечивать поступательный переход от внешнего управления над процессом формирования инновационной педагогической деятельности у студентов к самоуправлению и развитие рефлексии. В основе этого перехода заложены процессы саморегуляции и самоорганизации. Самоорганизация студентом процесса формирования у него инновационной педагогической деятельности осуществляется через действия самоконтроля и самооценки. Сам процесс формирования инновационной педагогической деятельности осуществляется через различные формы сотрудничества, развивающиеся в логике перестройки уровней саморегуляции от максимальной помощи преподавателя в решении инновационных педагогических задач к последующему нарастанию собственной поисково-исследовательской активности студентов до полностью саморегулируемых действий и появления партнёрской позиции к преподавателю.
Итак, уровень инновационной педагогической деятельности студентов зависит от организации специально ориентированного образовательного процесса вуза, эффективность которого обеспечивается при моделировании и реализации комплекса педагогических условий, который представлен нами следующим образом:
§ стимулирующее-мотивационные, создающие потребности и мотивацию студентов в овладении ими инновационной педагогической деятельностью, формирование готовности работать над собой.
§ содержательно-технологические, интегрирующие индивидуальные и технологические возможности инновационной педагогической деятельности и требования предстоящей профессиональной деятельности.
§ организационно-реализационные, определяющие установление педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов, основанных на сотрудничестве и субъект-субъектном взаимодействии в системах «студент-преподаватель», «студент-студент», «студент-студенческая группа».
§ контрольно-регулирующие, способствующие анализу, учёту и коррекции процесса и результата формирования инновационной педагогической деятельности студентов.
Литература
1. Аболин, А. М. Образовательное пространство школы нового типа [Текст] / А. М. Аболин, Л. Ф. Блинова. — Казань, Карпол, 1997. — 155 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. — М., 1986.
3. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская, А. Реан. — СПб.: Питер, 2003. — 304 с.
4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
5. Немудрая, Е. Ю. Формирование инновационных умений у будущего учителя [Текст]: дис.... кан. пед. наук / Е. Ю. Немудрая. — Челябинск, 1999. — 199 с.
6. Тубельский, А. Н. Экспертиза инновационной школы [Текст] / А. Н. Тубельский // Инновационное движение в российском школьном образовании. — М.: Парсифаль, 1997. — С. 166.