Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.09.2019

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Щербинина, А. Ю. Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза / А. Ю. Щербинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4426/ (дата обращения: 16.12.2024).



Эмоциональная культура — это способность к выражению чувств, эмоций, позитивное реагирование на эмоции и чувства окружающих. При достаточно развитом уровне эмоциональной культуры будут наблюдаться такие качества как эмпатия, отзывчивость, понимание, доброжелательность, толерантность, уважение, коммуникабельность, готовность помочь и т. д.

Почему же так важно развивать уровень эмоциональной культуры студентам социально педагогических, психологических направлений? Во-первых, потому что в дальнейшем им предстоит работать с людьми. И не просто с людьми, а с людьми проблемного характера, с рядом психологических проблем. Такие люди требуют к себе особого подхода, который мы не сможем осуществить без достаточной базы знаний как теоретических, так и эмоциональных. В своей работе мы можем столкнутся с людьми разных эмоциональных состояний: кто-то будет агрессивный, кто-то — депрессивный, кто-то — неуравновешенный, кто-то — подавленный. Некоторые сами обращаются за помощью, а некоторые отрицают наличие у них проблем. В любых ситуациях социальный педагог должен проявлять себя не только как социальный педагог, решающий проблемы социального характера, но и как психолог, решающий личностные психологические проблемы. Ведь всё в работе социального педагога взаимосвязано, в большинстве случаев социальные проблемы имеют именно психологическую природу. А не устранив причину, мы не сможем разрешить ситуацию.

Обучение вузовское, школьное больше направлено на приобретение теоретических знаний. Но когда выпускник начинает свою профессиональную деятельность он сталкивается с рядом проблем, к которым он не готов, именно психологических, связанных с личностной адаптацией в новом коллективе, новой социальной ролью, кругом новых обязанностей. И вот вторым пунктом, почему так важно развивать эмоциональную культуру ещё будучи студентом, и будет, для самосовершенствования, для подавления страха всего нового, для развития уверенности себе, в своих знаниях, в своей подготовке. Здесь большую роль сыграет такое качество, относящееся к одному из базовых в понятии эмоциональной культуры, как самоконтроль. Достаточно развитый уровень эмоциональной культуры поможет решить проблемы адаптивного характера у самого социального педагога. То есть польза эмоциональной культуры будет и для субъекта, и для объекта социально педагогической деятельности.

В связи с вышеизложенным, мы создали модель развития эмоциональной культуры студентов в образовательном процессе вуза. В ней отражены, как цели, так и подходы, позволяющие достигать поставленные цели. Принципы обучения не нарушают связи данной модели с другими науками, изучаемыми студентами, а даже наоборот, объединяют несколько учебных целей. Занятия могут проходить, как напрямую направленные на повышения уровня эмоциональной культуры, так и косвенно, например, особые тематические мероприятия, учебные и производственные практики и т. д. В педагогике для развития у студентов эмоциональной культуры необходимо взаимодействие, которое организуется по средствам групповых форм обучения, активных методов обучения, коллективной деятельности, волонтёрской деятельности, практических занятий и др. Эмпатия является одной из составляющих показателей эмоциональной культуры, поэтому достаточно большая часть работы по развитию эмоциональной культуры будущих социальных педагогов отводится именно развитию эмпатия.

Итоговым результатом применения данной модели в целом и каждого компонента в том числе должно являться повышение уровня эмоциональной культуры студента.

Социальный заказ на высококвалифицированного специалиста: высокий уровень профессиональной компетенции, куда входит один из важнейших элементов — эмоциональная культура.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная культура, социальный педагог, повышение уровня, проблема, развитый уровень.

Похожие статьи

Программа развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Педагогическая диагностика в инновационном процессе профессионального образования вуза

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Логико-смысловая модель мотивационного управления развитием диалоговой культуры студентов вуза

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Похожие статьи

Программа развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Педагогическая диагностика в инновационном процессе профессионального образования вуза

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Логико-смысловая модель мотивационного управления развитием диалоговой культуры студентов вуза

Формирование поликультурных умений школьника в образовательном процессе

Задать вопрос