Программа развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 22.08.2019

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Щербинина, А. Ю. Программа развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза / А. Ю. Щербинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62105/ (дата обращения: 19.11.2024).



Эмоциональная культура — это способность к выражению чувств, эмоций, позитивное реагирование на эмоции и чувства окружающих. При достаточно развитом уровне эмоциональной культуры будут наблюдаться такие качества как эмпатия, отзывчивость, понимание, доброжелательность, толерантность, уважение, коммуникабельность, готовность помочь и т. д.

Важно развивать уровень эмоциональной культурыстудентам социально педагогических, психологических направлений, так как в дальнейшем им предстоит работать с людьми. И не просто с людьми, а с людьми проблемного характера, с рядом психологических проблем. Такие люди требуют к себе особого подхода, который мы не сможем осуществить без достаточной базы знаний как теоретических, так и эмоциональных.

В своей работе мы можем столкнуться с людьми разных эмоциональных состояний: кто-то будет агрессивный, кто-то — депрессивный, кто-то — неуравновешенный, кто-то — подавленный. Некоторые сами обращаются за помощью, а некоторые отрицают наличие у них проблем. В любых ситуациях социальный педагог должен проявлять себя не только как социальный педагог, решающий проблемы социального характера, но и как психолог, решающий личностные психологические проблемы. Ведь всё в работе социального педагога взаимосвязано, в большинстве случаев социальные проблемы имеют именно психологическую природу. А не устранив причину, мы не сможем разрешить ситуацию.

Обучение вузовское, школьное больше направлено на приобретение теоретических знаний. Но когда выпускник начинает свою профессиональную деятельность он сталкивается с рядом проблем, к которым он не готов, именно психологических, связанных с личностной адаптацией в новом коллективе, новой социальной ролью, кругом новых обязанностей, поэтому самосовершенствование, подавления страха всего нового, для развития уверенности себе, в своих знаниях, в своей подготовке. Здесь большую роль сыграет такое качество, относящееся к одному из базовых в понятии эмоциональной культуры, как самоконтроль. Достаточно развитый уровень эмоциональной культуры поможет решить проблемы адаптивного характера самого социального педагога. То есть польза эмоциональной культуры будет и для субъекта, и для объекта социально педагогической деятельности.

Изучением эмоциональной культуры занимались В. И. Андреев, Т. В. Ежова, Т. В. Ковалёва, Н. А. Рачковская, Г. А. Ястребова и др.

Нами было проведено исследование средистудентов Воронежского государственного педагогического университета гуманитарного факультета, будущих социальных педагогов, разных курсов. По результатам этого исследование мы сделали вывод о том, что достаточным уровнем эмоциональной культуры обладает меньшая часть диагностируемых, а это говорит, в связи с вышесказанным, о важности эмоционального компонента в дальнейшей профессиональной деятельности, и с учётом полученных результатов при исследовании, что необходимо обратить внимание на развитие уровня эмоциональной культуры среди студентов.

Для повышения уровня эмоциональной культуры будущихсоциальных педагогов мы создали развивающую программу.

Данная программа определяет следующие принципы:

− соблюдение интересов студентов (принцип определяет роль педагога, решающего проблему с максимальной пользой для студентов);

− системность (принцип определяет единство диагностики и развития, т. е. сначала проводится диагностика, затем подбираются развивающие методики);

− непрерывность (принцип гарантирует плановое выполнения намеченных мероприятий до достижения конечной цели).

В структуре эмоциональной культуры выделяют три компонента (когнитивный, мотивационный, конативный) [2], [7], [8] или четыре компонента (добавляя ценностный) [5]:

− когнитивный — эмоциональная компетентность как осознание собственных эмоций и эмоций окружающих, знание об эмоциях, их видах, психических механизмах их возникновения и регуляции, о роли психологических защит в этом процессе;

− аксиологический — осознание эмоции как ценности, т. е. признание важности эмоциональных переживаний — как собственных, так других людей [2];

− мотивационно-смысловой — эмоции выступают как смысл и как регулятор деятельности при недостаточном уровне осознания субъектом собственных мотивов [7];

− конативный — поведение, направленное на саморегуляцию субъектом своих собственных эмоциональных состояний и при необходимости — помощь в этом другим людям, а также прямое и косвенное воздействие на эмоциональное состояние партнеров по общению [8].

Опираясь на эту концепцию, мы ставим такие задачи как:

− овладеть теоретическими знаниями;

− практическое усвоить теоретический материал;

− продиагностировать уровень развития эмоциональной культуры среди студентов;

− получить новую информацию о собственных эмоциях на основе просмотров документальных фильмов;

− осознать важность эмоциональной культуры в будущей профессии, разобрав социально педагогические ситуации;

− развить самоконтроль;

− повысить уровень личной эмоциональной культуры.

Адресат. Программа предназначена для студентов направленияпсихологии и социальной педагогики.

Показания кприменению:низкий уровень эмоциональнойкультуры.

Длительность. Срок освоения данной программы4месяца.Встуденческих группах преподавателем проводятся занятия 1 раз в неделю по 2 часа на протяжении одного семестра.

Условия реализации программы.

− кадровое обеспечение (высшее профессиональное образование, квалификация «социальный педагог», «педагог», «психолог», опыт профессиональной деятельности не менее 3х лет);

− методическое обеспечение для изучения эмоциональной культуры, диагностики уровня эмоциональной культуры и способов его повышения;

− материально-техническое обеспечение (аудитория, оснащённая учебными столами и стульями, телевизором или ноутбуком);

− положительный климат.

Таблица 1.

План занятий для повышения уровня эмоциональной культуры студентов

Вид занятия

Тема

Кол-во часов

1

Лекция

Общие представления об эмоциональной культуре

2

2

Практическое занятие

Связь эмоциональной культуры с социальной педагогикой

2

3

Практическое занятие

Анкетирование на выявление уровня эмоциональной культуры у студентов

2

4

Акмеологический семинар

Эмоциональная компетентность

4

5

Волонтёрский поход

Осознание эмоции как ценности.

2

6

Практическое занятие

Самоконтроль и саморегуляция — основы будущей профессии.

2

7

Итоговый семинар

Подведение итогов

2

  1. Разобрать определение «эмоциональная культура. Кто ввёл понятие, кто изучал, как менялись представления и значение ЭК. Строение и характеристика ЭК. Внутренние и внешние факторы развития ЭК. ЭК как профессиональная компетенция социального педагога. Способы развития ЭК.
  2. Опрос по материалу лекции. На основе изученного материала провести беседу (дискуссию) со студентами о месте ЭК в профессиональной деятельности социального педагога и о значении, уделяемом развитию ЭК у студентов в учебном процессе.
  3. Провести анкетирование для выявления уровня ЭК среди студентов.
  4. Акмеологический семинар разбивается на 2 занятия.

1 Занятие. Показ документального фильма, социального характера, в котором присутствуют сцены, отражающие негативные эмоции людей. (Агрессия — драки, дети, растущие в неблагоприятных семьях, ненависть — издевательства моральные и унижения над слабыми людьми, несправедливость — обманутые, брошенные люди, брошенные дети). Обязательным элементом фильмов, помимо сюжетной линии, является монолог лиц — участников данных сцен, как с одной, так и с другой стороны, которые делятся своими эмоциями, переживаниями, какую бы помочь они хотели получить в тех ситуациях и т. д. Цель фильма — вызвать эмоции у студентов, для дальнейшей дискуссии. Далее анализ фильма — высказать своё отношение, свои эмоции, как бы поступил как социальный педагог, столкнувшийся с каждым из героев данной ситуации, какую бы работу с ними провёл, какую бы проблему выделил, причину. Как бы с ней боролся.

2 Занятие. Показ документального фильма, социального характера, в котором присутствуют сцены, отражающего позитивные эмоции. Цель — вызвать у студентов положительные эмоции, те, к которым нужно стремиться при работе с людьми. Проанализировать какие эмоции испытали.

  1. Посещение центра людей с ОВЗ. Беседа с ними, где каждый рассказывает свою историю, как он живёт, какие трудности испытывает, как с ними справляется, что чувствует, как к нему относятся окружающие, какая помощь самая необходимая таким людям. Цель — понимание у студентов как работать с людьми с ОВЗ, какую помощь они могут оказать как будущие социальные педагоги, развитие эмпатии, сопереживания, отзывчивости.
  2. Студентам раздаются карточки с описанием разных ситуаций. Им нужно представить себя практикующими социальными педагогами и решить поставленную проблему, в зависимости от выбранной ситуации. Рассказать свой план действий, как он будет работать, с чем он будет работать, с помощью каких методик. Цель — развитие самоконтроля и самодисциплины в любых профессиональных ситуациях, для правильной постановки действий как профессионала.
  3. Подвести итоги. Ответить на вопросы:

Изменилось ли восприятие выбранной профессии?

Какое место занимает эмоциональная культура в работе социального педагога?

Раскрыли ли новые эмоции в себе?

Начали ли по-другому относиться к людям и их проблемам?

Готовы ли помогать людям?

Считаете ли профессию социального педагога востребованной и необходимой в современном обществе?

Методы исредства оценки результативности программы. Чтобыоценить действенность программы необходимо после её окончания повторить методики диагностики уровня эмоциональной культуры. Если будет наблюдаться положительная динамика, значит программа решила поставленные перед ней задачи.

Литература:

  1. Бабочкин П. И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности // Философ. науки. — 2007. — № 12. — С. 100–113.
  2. Додонов Б. И. Эмоция как ценность, М.- Политиздат, 1978, 272 с.
  3. Ежова Т. В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. — Оренбург, 2003. — 158 с.
  4. Ковалева Т. В. Современная вузовская молодежь как проблема будущего // Аспирант и соискатель. — 2006. — № 6. — С. 108–110.
  5. Кочеткова А. И. Высшее образование как фактор социокультурной адаптации молодежи // Alma mater: Вестн. высш. школы. — 2009. — № 2. — С. 22–27.
  6. Рачковская Н.А- Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе-Монография-, — М: Издательство МГОУ, 2011, — 201 с.
  7. Рачковская Н.А- Эмоциональная культура учителя... Научно — методическое обеспечение профессиональной подготовки будущего учителя в условиях вуза-Сборник программ-,Петропавловск-Камчатский, Издательство КГПУ 2002, с 46–53.
  8. Ястребова, Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 13.02.08 / Г. А. Ястребова Волгоград, 2008–192.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная культура, социальный педагог, студент, эмоция, практическое занятие, проблема, профессиональная деятельность, социальный характер, будущая профессия, документальный фильм.


Похожие статьи

Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла

Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий

Развитие творческих способностей студентов университета в условиях модернизации образования

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Похожие статьи

Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла

Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий

Развитие творческих способностей студентов университета в условиях модернизации образования

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Задать вопрос