Исследование эмоциональной культуры студентов и молодых специалистов. Роль вуза в становлении собственного культурно-эмоционального опыта студентов
Автор: Щербинина Алёна Юрьевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2019)
Дата публикации: 28.09.2019
Статья просмотрена: 105 раз
Библиографическое описание:
Щербинина, А. Ю. Исследование эмоциональной культуры студентов и молодых специалистов. Роль вуза в становлении собственного культурно-эмоционального опыта студентов / А. Ю. Щербинина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15330/ (дата обращения: 17.12.2024).
Несмотря на то, что в настоящее время тема эмоциональной культуры молодых специалистов недостаточна изучена, появляется всё больше и больше сведений, основанных на научных исследованиях касаемо этого вопроса. Большое внимание уделяется условиям развития эмоциональной культуры студентов в вузе, внешним и внутренним факторам, влияющим на уровень развития эмоциональной культуры.
Мы провели исследование и затронули такие вопросы как:
− отношение студентов к своей будущей профессии;
− как меняется уровень эмоциональной культуры студентов на протяжении образовательного периода в вузе;
− как оценивают преподаватели уровень эмоциональной культуры выпускников;
− какие методы используются в образовательном процессе вуза для повышения уровня эмоциональной культуры студентов;
− какова роль педагогической практики для приобретения студентами собственного эмоционально-культурного опыта;
− какое значение имеет уровень эмоциональной культуры для молодого специалиста;
− с какими проблемами сталкивается молодой специалист при смене образовательной среды на профессиональную;
− какими качествами должен обладать специалист для успешной профессиональной деятельности.
Базу нашего исследование мы разделили на три группы:
1) Студенты Воронежского государственного университета, гуманитарного факультета, кафедры общей и социальной педагогики, разных курсов и форм обучения;
2) Преподаватели Воронежского государственного университета, кафедры общей и социальной педагогики:
− Шакурова Марина Викторовна, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики, доктор педагогических наук, профессор;
− Неценко Ольга Викторовна, преподаватель кафедры общей и социальной педагогики, кандидат исторических наук, доцент по специальности 13.00.01.;
− Алёхина Екатерина Валентиновна, преподаватель кафедры общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент;
3) Начинающие специалисты, стаж работы которых не превышает 2х лет.
Исследование показало, что большинство студентов первых курсов недостаточно серьёзно воспринимает значимость своей будущей профессии, обучаются без особой мотивации, аргументируя свой выбор безысходным положением, заключающимся в недостаточном количестве проходных баллов и малым количеством мест на других, более желаемых, направлениях. Однако, есть и другая часть студентов, примерно 1/3, в основном обучающихся в магистратуре, осознанно выбравших свою профессию, целью которых является реализация себя в качестве высококвалифицированных специалистов.
Соответственно можно сказать о том, что у старших курсов уровень эмоциональной культуры выше, а это значит, что на протяжении образовательного периода в вузе она повышается.
«Эмоциональная культуры студентов зависит от их общей культуры, уровня воспитанности. Определённое влияние оказывают субкультурные предпочтения. В отдельных случаях играют определённую роль две позиции:
− наблюдаемость (видит ли кто-либо из статусно или личностно значимых людей момент реагирования или момент ситуации, вызывающей эту реакцию);
− публичность или виртуальность (в виртуальной среде реакции более эмоциональные и значительно чаще, менее культурные).
Для большинства студентов присутствуют возрастные отличия уровня эмоциональной культуры. Влияют устои вуза, факультета, группы; сказывается взросление, погружение в процессию». (М. В. Шакурова)
«Уровень эмоциональной культуры студентов педагогического вуза в пределах нормы, я бы сказала, что выше среднего, — считает О. В. Неценко, — на младших курсах он заметно ниже, но у большинства также в пределах нормы».
По мнению Е. В. Алёхиной, уровень эмоциональной культуры выше среднего на последних курсах, средний, иногда низких — на первых. Это объяснятся спецификой выбранной профессии.
Анализируя ответы преподавателей, мы можем сделать вывод о том, что вуз выполняет функцию, развивающую эмоциональную культуру студентов, о чём говорит повышение её уровня с каждым новым курсом. В итоге к моменту выпуска, практически все студенты имеют высокий уровень эмоциональной культуры.
Преподаватели поделились с нами информацией о методах, которые они используют на своих занятиях со студентами для повышения их уровня эмоциональной культуры и профессиональной компетентности в целом. К ним относятся:
− беседы;
− невербальные реакции;
− создание общей атмосферы взаимоотношений;
− личный пример;
− организация эмоционально развивающих видов деятельности (например, волонтерство).
Одним из важных факторов, влияющих на приобретение студентом собственного эмоционально-культурного опыта в период образовательного процесса вуза — педагогическая практика. Её роль является определяющей и решающей. Она позволяет приобрести опыт. По мнению О. В. Неценко, формирование эмоциональной культуры возможно только в процессе взаимодействия, в том числе педагогического.
«Роль педагогической практики значительна и потенциал её велик, поскольку ставит студента перед необходимостью проявлять себя в новой роли в новых условиях. Повышается значение критерия «уместность». Кроме того, появляется новый круг представителей профессиональной среды, которые реагируют и дают оценку, в том числе, эмоциональному рисунку поведения студента-практиканта». (М. В. Шакурова)
Подводя итоги данного вопроса, мы можем сказать о том, что практика является неотъемлемой и ведущей деятельностью, способствующей развитию эмоциональной культуры, развивая в студентах новые профессиональные качества, давая новые знания о предстоящей профессиональной деятельности, снижая в последующем уровень и период адаптации, меняя взгляды на будущую профессию.
Разберём вопрос, касающийся значения эмоциональной культуры для начинающего специалиста. По словам М. В. Шакуровой, «это важный ресурс выстраивания взаимоотношений (встречают и принимают не только «по одежке», но и по эмоциональному рисунку коммуникации, насколько доброжелателен, уравновешен, открыт и т. д.), другая сторона, сдержанность, умение в критических состояниях сдерживать эмоции, не поддаваться на провокации».
О. В. Неценко считает, что уровень эмоциональной культуры в профессиональной деятельности необходим, но знаний и умений не заменяет, и, если человек обладает эмоциональной культурой, но не имеет других профессиональных достоинств, она позволит набираться опыта и принимать замечания спокойно, если молодой специалист инициативен, активен, компетентен и при этом обладает навыками эмоционально-культурного поведения, это сразу повысит его авторитет в глазах коллег.
В настоящее время специалисты практически любой профессии должны быть максимально эмоционально развиты, так как необходимо уметь работать и правильно себя вести с людьми невротичными, эмоционально не сдержанными, это значительно осложняет профессиональную деятельность, но подобные случаи встречаются достаточно часто.
Так же мы проводили опрос среди молодых специалистов разных профессий. В нашем исследовании приняли участие: инженер группы по организации службы, подготовки и пожаротушения, учитель истории, школьный психолог, воспитатель детского сада, социальный педагог, сотрудник полиции. Всех данных специалистов можно назвать начинающими, так как их профессиональный стаж не превышает 2х лет.
По результатам исследования мы выяснили, что основными проблемами, с которыми столкнулись вышеуказанные специалисты, начиная свою профессиональную деятельность, это:
− страх неприятия коллективом;
− боязнь ответственности;
− боязнь не справиться с должностными обязанностями;
− не уверенность в себе и в своих знаниях;
− боязнь нестандартной ситуации;
− страх большого количества детей.
Наличие данных проблем не говорит о том, что участники опроса обладают недостаточным уровнем эмоциональной культуры, но можно сделать вывод, что к адаптации они не подготовили себя должным образом, особенно это касается специалистов, не связанных с педагогикой. В ходе беседы выяснялось, что как таковых проблем из-за своих страхов у них не возникло, и период адаптации уже прошёл, но в начальный период своей профессиональной деятельности они не могли показать себя, свои знания и возможности должным образом, по причине эмоциональной неподготовленности.
На вопрос о том, каких же именно качеств Вам не хватило для преодоления своих страхов, участники нашего опроса ответили следующее:
− решительность;
− коммуникабельность;
− ответственность;
− внимательность;
− умение контролировать себя и свои эмоции;
− уверенность в себе.
Конечно, молодые специалисты занимаются саморазвитием, самосовершенствованием. Профессиональный опыт помогает преодолевать свои страхи и повышать уровень эмоциональной культуры и профессиональной компетенции.
Несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются как студенты, так и молодые специалисты, вуз делает большой вклад в становление их собственного культурно-эмоционального опыта, наше исследование это подтвердило.
Вопрос эмоциональной культуры хоть и начал изучаться давно, но должное значение начало придаваться последние несколько десятков лет. К молодым специалистам выдвигается всё больше требований, которые вуз обязан удовлетворить. Эмоциональный компонент не исключение.
Наше исследование показало, что вуз полностью выполняет функцию, развивающую уровень эмоциональной культуры студентов, специалисты, приходящие в профессию, соответствуют требованиям, заданным современным обществом, соответственно можно сказать, что общество эмоционально развивается и совершенствуется.