Исследование и развитие образовательно-эмоционального интеллекта, культуры обучающихся в теоретической и практической педагогике как необходимая часть социально-общественного школьно-образовательного пространства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 30.04.2020

Статья просмотрена: 551 раз

Библиографическое описание:

Радченко, В. А. Исследование и развитие образовательно-эмоционального интеллекта, культуры обучающихся в теоретической и практической педагогике как необходимая часть социально-общественного школьно-образовательного пространства / В. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 512-523. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69406/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта (ЭИ), культуры обучающихся в социально-общественном и школьно-образовательном пространстве.

Представлен исследовательский анализ наличия, понимания, осознания, восприятия, ощущения, применения ЭИ, культуры в широком аспекте, как общего социально-общественного явления у школьников. Подтверждается присутствие высокой степени значимости, необходимости существования мира эмоций, чувств, в рамках неотъемлемого, биологического, природного феномена человеческого существования, и принятие его как безусловного, без проявления оттенков субъективного личностного характера обучающихся, без учета внутреннего, органического «Я».

Особое внимание в статье уделяется ЭИ, культуре именно в узком аспекте, как необходимому важному и значимому элементу школьно- образовательного пространства.

Образование является единым, комплексным, целенаправленным процессом обучения, воспитания, развития не только умственного, но ЭИ, культуры. Это и есть сущность образования.

Изучение эмоциональных основ, в школьно-образовательном пространстве обучающихся, было направленно: на способность идентифицировать, понимать, называть эмоции и чувства; на наличие степени значимости ЭИ в образовании школьника; на возможность получения эмоционального обучения, воспитания, развития, в том числе и навыков культуры; на умение выражать, понимать, управлять положительными и отрицательными эмоциями, впечатлениями, чувствами (стеническими и астеническими); на навыки осознавать, анализировать, видеть эмоциональное состояние, реакцию, порыв, потребность, чувствительность другого человека, присутствие эмпатии, эмоциональной тактичности; на опыт управлять ЭИ и культурой в субъективном внутриличностном пространстве, как части эмоционального самосознания, самоконтроля, саморазвития, самовоспитания; на взаимодействие, взаимосвязь, влияния ЭИ, культуры и умственного интеллекта школьника.

По итогам проведенного исследования ЭИ и культуры в школьно- образовательном пространстве обучающихся, выявлены множественные проблемные зоны в направлении всех эмоциональных основ и сфер.

Установлена важная необходимость обращать внимания на особенность каждого, отдельного школьника, на его субъективное внутри — личностное, эмоциональное пространство, иметь индивидуальный подход к эмоциональной культуре. Именно через субъективный внутриличностный характер понимания, формирования, восприятия, мышления, усвоения, развития, обучения, воспитания происходит становление эмоционального школьно-образовательного пространства школьника, с дальнейшим переходом в общую социально-общественную основу ЭИ и культуры.

Раскрыта взаимодополняющая, взаимодействующая связь между благоприятной, эмоциональной средой в школьно-образовательном пространстве и ЭИ, который отражается на умственном развитии школьника. Положительные эмоции, чувства является движущей силой для всего образовательного процесса. Комфортная эмоциональная среда, это залог полноценного биологического, физического, умственного, психического, эмоционального, социального становления обучающихся.

Выявлена необходимость ввести в теоретическую, научную часть педагогики определения образовательного ЭИ, культуры и его главных составляющих частей. Так же, прикрепить изучаемую область к основным современным принципам целостного образовательного процесса, как новый — единый духовно-нравственный, социокультурный, эмоциональный, эстетический компонент (ЕДСЭЭК). Обозначить новое понятие самоэмоциональность, как значимую часть формирования личности школьника в образовании. Это востребовано и актуально для реализации практической педагогикой деятельности.

На основании результатов опросника и проведенного исследования, предложены педагогические, рекомендательные, практические, допустимые действия в школьно-образовательном пространстве для обучения воспитания и развития ЭИ и культуры школьника.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, культура, проблема, обучающийся, социально-общественное, школьно-образовательное, пространство, эмоции, чувства, восприятие, познание, состояние, реакция, субъективное, внутриличностное, теория, практика, педагогика.

Введение. Современные условия ритма жизни: прогрессивные достижения науки, существование различных многонациональных, коммуникативных отношений, многообразие общественных, социальных связей, находятся под воздействием различных нововведений, изменений, преобразований всех сфер жизни деятельности человека.

В том числе эти факторы комплексно отражаются в педагогической науке, и выражаются в потребности теоретических преобразований, и в практической новизне обучения, воспитания, развития обучающихся.

Педагогика должна «идти в ногу со временем» и научиться внедрять, применять новые методы, формы, принципы, для формирования благополучного социально-общественного и школьно-образовательного пространства школьника.

За последние десятилетия одним из таких, необходимых новаторских направлений в педагогической деятельности является сфера ЭИ, культуры школьника, которая должна стать составляющей современного образовательного процесса.

Наличие большой социально-общественной значимости в высокотехнологичных, цифровых, компьютерных, электронных, нано — информационных направлений, становятся причиной доминирования умственного, интеллектуального развития в образовании и отодвигают мир чувств и эмоций школьника на малозначимый, второстепенный план.

Это способствует зарождению проблемной зоны, как эмоциональная неграмотность, отсутствие образовательного ЭИ, культуры обучающихся, пренебрежение и игнорирование его в практической, педагогической действительности.

Для успешного, гармоничного существования и формирования в социально-общественном пространстве детям, необходимо получить начальное, первостепенное, фундаментальное образование основ ЭИ, культуры, именно в школьно-образовательном пространстве, при реализации образовательного процесса.

Как отдельное, самостоятельное явление ЭИ (чувства, эмоции), изучается разными науками: в медицине — как интегральная, неразделимая часть сферы внутренних органов, работа головного мозга, подкорковых областей, затрагивающая вегетативную, нервную систему; в биологии — как эволюционное достояние, необходимое для сложных форм поведения и адаптации организма к окружающей среде; в социологии — как главный феномен первичной социализации личности; в психологии — как эмоционально-волевая сфера человека и как психический процесс (эмоции, чувства).

Однако, педагогика, как науки о воспитании, обучении, человека, которая раскрывает закономерности формирования и развития личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебно-воспитательном процессе [1, стр.11], испытывает дефицитное эмоциональное выражение, определение, направление концентрации внимания в данной сфере образовательного процесса обучающихся, с учетом эмоций чувств, как основополагающих.

Представленная тема мало изучена, и находится не в центре теоретической, практической, актуальной, педагогической деятельности совершенно не заслуженно, и нуждается в дальнейшем изучении.

Классики педагогической (в большей степени гуманистической) и психологической науки, под разными уклонами, затрагивали изучение эмоционального интеллекта, культуры и эмоциональных основ ребенка, обращали внимание на общих понятиях эмоциональных, духовных, нравственных, моральных, этических, культурных, эстетических установок, рассматривали многообразие мира чувств и эмоций детей каждый под своим научным взглядом, практическим и теоретическим воззрением: Л. С. Выготский, А. Л. Леонтьев, А. Лурия, А. С. Макаренко, С. В. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, К. Бюлер, Я. Корчак, Ж. Пиаже, Э. Х. Эриксон, современники Ю. Б. Гиппенрейтер, Д. Готтман, Д. Гоулман.

Отмечен особый вклад выдающегося педагога В. А. Сухомлинского [2], который в своих трудах выделил ЭИ, культуру именно в школьно- образовательном пространстве обучающихся. Касался основных понятий эмоционального: воспитание, чувства, бескультурье, познание, состояние, культура, восприимчивость, интеллект, порыв, реакция в том числе, их значение, влияние на обучение, воспитание, развитие и формирование учеников.

По его мнению: «Как ребенок видит мир зависит от того, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и призрение, любовь и ненависть. Каждых факт, о котором сообщалось, влечет личное эмоциональное отношение к нему. Становится духовным приобретением личности, потому что проходит через сердце» [2, стр.178]. Он отмечал: «Чем больше человек узнает об окружающем мире, тем больше он должен знать о человеке. Пренебрежение к этому очень важному правилу нарушает гармонию между знаниями и нравственностью детей» [там же, стр. 181]. «Эмоциональное бескультурье в отношении к себе и к людям, рождает эгоизм, который является главным корнем равнодушия, антиобщественных поступков, преступлений» [там же, стр.251]. В этих слова педагога-новатора раскрывается сущность ЭИ, культуры образования школьника.

Признанный, американский психолог и писатель Д. Гоулман [3] дает определение сущности общего ЭИ: «Это побуждение к действию с привнесением умственности в эмоции, способность человека управлять своим побуждением (эмоцией, чувством)» [3, стр.23,31]. Обозначил позицию о том, что: «Лишь в последние годы появилась модель эмоционального ума, объясняющая, каким образом очень многое из того, что мы делаем, происходит под влиянием эмоций» [там же, стр. 508].

Хочется это высказывание сопоставить с реальной образовательной действительностью, находящейся без модели эмоционального ума.

Образование требует, обозначить в теоретической педагогике ЭИ, культуру, как неотъемлемую часть обучения, воспитания, развития школьника, представить его, как востребованное явление. Необходимо ввести определение образовательного ЭИ, культуры, и понимание его составляющих в образовательном процессе. Сформулировать новый принцип с включением ЭИ, культуры, как одного из основных, исходных положений педагогической деятельности, способствующий социально-общественному и школьно-образовательному формированию личности обучающихся.

В практической педагогике следует привнести в образовательной процесс значимость и навыки педагогических работников по обучению, воспитанию, развитию ЭИ, культуры, обучающихся в школьной среде, обязательного для решения проблемы эмоциональной грамотности. Повысить ценность эмоциональных основ, привести их в практическую, применяемую категорию.

Как отдельное самостоятельное явление ЭИ, культура мало представлены в педагогике. Его рассматривают в разных направлениях, связывают с различными категориями: духовно-нравственными, социокультурными, этическими, моральными, нравственными, культурными, волевыми, как элемент универсальных учебных действиях (личностный результат), в психолого-педагогическом, как личное развитие; в индивидуально — специфическом влиянии педагога для изменения поведения и сознания школьника.

Таким образом, ЭИ, культуре тяжело предстать во всей «красе», раскрыться и проявить себя как самостоятельное, образовательное явление, в виде педагогической независимой категории, с теоретической и практической стороны. Поэтому, хочется объединить точечные прикрепления ЭИ, культуры, многообразие форм его понимания в школьно- образовательном пространстве в виде нового, современного принципа образовательного процесса — единого, духовно-нравственного, социокультурного, эмоционального, эстетического компонента, и обозначить его аббревиатурой ЕДСЭЭК.

Также, в теории педагогической науки нет четко сформулированного определения именно образовательного ЭИ, культуры и его основных составляющих. Попытаемся на представленных, четких, лексических значениях, основных терминов, как слагаемых, получить словесную сумму в виде целого определения.

Обратимся к русскому лексикографу В. И. Далю: «Образование — это действие, состояние, направленное на ум и нрав, образованный — это научившийся общим сведениям познаниям» [4, Т.2, стр.509]; «Эмоция — это чувственное, душевное движение или переживание. Эмоциональный — это человек к подобным чувствам относящийся, ими обуславливаемый» [5, Т.4, стр.455]; «Интеллект, как интеллектуальный — это духовный, умственный, разумный, чувственный» [4, Т.2, стр.41] «Культура — это обработка и уход, возделывание, образование умственное, нравственное, цивилизованное». [там же Т.2, стр.181] Получаем определение, образовательный эмоциональный интеллект, культура это — процесс педагогических действий, направленный на познание, движение, переживание общих духовных, умственных, разумных, нравственных, чувственных основ обучающихся, и способность к их цивилизованной обработке.

Его основные составляющие части: 1) познание — когнитивный, мыслительный процесс приобретения знаний, навыков, умений, сведений, опыта в области ЭИ, культуры; 2) движение — как процесс взаимодействия внешнего и внутреннего перемещения ЭИ, культуры (эмоций, чувств); 3) переживание — процесс отражения в сознании и уме ЭИ, культуры; 4) цивилизационная обработка — как конечный результат, наличие способности к культурному, нравственному, этическому, моральному, познанию, движению, переживанию, применению ЭИ, культуры в социально-общественном, школьно-образовательном и внутриличностном пространстве обучающихся.

Представленный принцип образовательного процесса ЕДСЭЭК, определение образовательного ЭИ, культуры, и его основные составляющие, позволит как теоретически, так и практически создать и интегрировать общее представление в данном педагогическом направлении, для реализации образовательного процесса как основного пути обучения, воспитания, развития школьника эмоциональной грамоте. Даст возможность ориентироваться субъектам образовательных отношений в образовании эмоциональных основ, комплексно соединить приобретение умственного и ЭИ.

На основании вышеизложенного, было проведено исследование всех фундаментальных эмоциональных основ обучающихся в действующим школьно-образовательном пространстве. Выявлены проблемы понимания, восприятия, идентификации, эмпатии, чувствительности, тактичности, культуры, наличия минимальных источников информации о чувствах и эмоциях. Установлены уровни эмоциональной грамотности обучающихся, в социально-общественном, школьно-образовательном и субъективном внутриличностном пространстве.

Высказывание эксперта в области ЭИ, американского психологаД. Гоулмана[3] полностью соответствует результатам проведенного исследования и может стать его выводом: «Велика необходимость научить детей, как следует управлять эмоциями…преподаватели, извечно обеспокоенные низкими оценками по математике и чтению у учеников младших классов, начинают понимать: существует и другой, более тревожный недостаток образования — эмоциональная безграмотность» [3, стр.407]

Представленная цитата классика отечественной педагогики А. С. Макаренко [6], однозначно подходит под рекомендательную меру изучаемой проблемы: «Ребенок — это живой человек. Это не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. Но ее колебания не только великолепны, но и опасны… Если взрослый эту насыщенную, яркую и нежную жизнь видит и знает, если размышляет над ней, в ней участвует, то только тогда он становится действительным и полезным» [6, стр.212]

Другой классик психолого-педагогической науки Э. Эриксон [7] утверждал: «Школа становится для ребенка совершенно обособленной, отдельной культурой со своими целями и границами, своими достижениями и разочарованиями» [7, стр. 62]

Именно поэтому, важно в школьно-образовательном пространстве начинать заниматься обучением, воспитанием, развитием ЭИ, культуры обучающихся, особенно младшего школьного и младшего подросткового возраста, так как учеба является основной, ведущей деятельностью, идет преимущественное развитие познавательной сферы, умственного и эмоционального интеллекта. Этот возраст неустойчивого эмоционального состояния и познания многообразных эмоциональных основ. Происходит: завоевание личного признания; познание первых успехов и неудач; присутствует доверчивость и открытость личности школьника; формируется адекватная самооценка; способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений, навыков; открытие своих способностей и возможностей; появление нравственных суждений правил и норм общение со сверстниками; опыт первых осознанных неудач; приспособленность к новым социальным связям, отношениям в школьно-образовательной пространстве; открывается новый, школьный, интересный, сложный, богатый мир чувств и эмоций.

Внедрение ЭИ, культуры в школьно-образовательное пространство, включение его в основу теории и закрепление в педагогическую практику обучения, воспитания, развития обучающихся несомненно будет способствовать: лучшим умственным показателям успеваемости в школе; приобретению благоприятной, коммуникативной грамотности школьника в социально-общественном пространстве; развитию положительных навыков, умений, знаний по разрешению конфликтов и спорных ситуаций; самореализации и самодисциплине; комплексному укреплению физического и психологического здоровья; снижению степени девиантной и делинквентной формы поведения школьников.

Требуется с акцентировать, внимание еще на одном важном моменте. В педагогике отводится существенная роль развитию и формированию навыков самообразования обучающихся, способностей к самовоспитанию, самообязательству, самосознанию, самоорганизации, самоконтролю, самокритики, самореализации. Это позволяет формироваться личностному, внутреннему «Я» в школьно-образовательном пространстве, с выделением части «само», для придания особой важности своей деятельности, как познание самого себя. «Само — как индивидуально, нужно, должно быть» [5, Т.4, стр.12]. Все эти направления являются для школьника неотъемлемой частью образования и выступают, как «сложный интеллектуальный волевой и эмоциональный процесс» [8, стр.209].Поэтому, необходимо добавить к представленным выше категориям, самоэмоциональность — способность формировать из себя реальную личность, грамотно сочетающую чувства, эмоции с умом и разумом, что будет способствовать повышению не только уровню ЭИ, культуры, но и умственного развития школьников.

Целью данной работы являлось исследование проблемы развития ЭИ, культуры обучающихся в школьно-образовательном пространстве, как главного, допустимого источника получения знаний, навыков, умений, и практического применения эмоциональной грамотности в младшем школьном и младшем подростковом возрасте. Выявлению проблемных зон в данном направлении для возможного повышения значимости и необходимости обучения, воспитания, развития мира эмоций, чувств обучающихся в школьной среде, как основополагающих для гармоничного социально-общественного формирования и успешного внутриличностного становления с высокоразвитым эмоциональным и умственным интеллектом.

Решались следующие задачи:

Выявить общий уровень и показатель ЭИ, культуры обучающихся в начальном, основном общем образовании в социально-общественном и школьно-образовательном пространстве.

− Установить степень познания и отношение школьников к пониманию необходимости, потребности, значимости, важности мира эмоций и чувств человека в социально-общественном, школьно-образовательном пространстве. Выявить взаимосвязь, схожесть и разнородность, в этих отдельных пространствах, провести сравнительный анализ.

− Узнать зрелость развития и наличие сформированной способности школьника к своим субъективным, внутриличностным, эмоциональным основам, культуре, грамотности.

− Определить зону эмоциональной комфортности обучающихся в школьно-образовательной пространстве. Наличие и преобладание положительных и отрицательных эмоций, чувств (стенических и астенических);

− Зафиксировать проблемные направления, препятствующие практическому существованию ЭИ, культуры в школьно-образовательном пространстве, как одного из главных информационных, познавательных, образовательных источников развития школьника.

− Рассмотреть влияние субъективного внутриличностного пространства школьников на становление и формирование ЭИ, культуры в общественной и школьной жизни.

− Подтвердить влияние, и взаимосвязь между ЭИ и умственными знаниями в процессе образования.

− Дать определение образовательного ЭИ, культуры в теоретической части педагогической науки, ввести понятие ЕДСЭЭК, как современного принципа образовательного процесса, представить самоэмоциональность, как элемент формирования, личности школьника.

− Обозначить рекомендательные меры в практической педагогической деятельности по повышению обучения, воспитания, развития ЭИ, культуры школьника в начальном и основном общем образовании, способствующих: научить, понимать, управлять, контролировать, проявлять, объяснять, выражать свои эмоции и чувства, иметь эмпатию, уважать, тактично принимать, адекватно реагировать на чувства и эмоции других.

Предмет исследованияпрактическое и теоретическое педагогическое, образовательное направление эмоциональных основ в социально-общественном, школьно-образовательном пространстве.

Объект исследованияэмоциональный интеллект, культура обучающихся.

Научная новизна заключается:

− в рассмотрении комплексного явления, как ЭИ, культура обучающихся в социально-общественном, школьно-образовательном и субъективном внутриличностном пространстве. Проведение сравнительного анализа в понимании, познании, восприятии, ощущении, чувствовании эмоциональных основ школьника, содержащихся в представленных сферах.

− введение в теоретическую часть педагогической науки, необходимого, четко сформулированного определения как — образовательный ЭИ, культура, и его основных составляющих, внедрению ЕДСЭЭК, как современного принципа образовательного процесса, для четкого понимания педагогическими работниками значимости, эффективности практического обучения, воспитания, развития эмоциональной грамотности школьников;

− обозначение самоэмоциональности как важной категории формирования, личности школьника в образовательном процессе, направленном на становление внутреннего эмоционального «Я», со способностью, грамотно сочетать чувства, эмоции с умом и разумом (эмоционального и рационального);

− в разработке допустимых, рекомендательных векторов воздействия направленных на обучающихся в школьно-образовательном пространстве, для приобретения, развития, закрепления эмоционального интеллекта, культуры школьника в педагогической практической деятельности, с дальнейшим перспективным, положительным влиянием на эмоциональную базу знаний, навыков, умений в субъективном внутриличностном, и социально-общественном пространстве.

Испытуемые иметоды исследования.

В феврале — марте 2020 года было проведено исследование в виде прямого письменного опроса с включенными, четко сформулированными вопросами смешанного типа (открытые и закрытые).

Участниками исследования стали респонденты — обучающиеся, начального и основного общего образования. Всего 70 школьников в возрасте от 7 до 12 лет — младший школьный и младший подростковый возраст. Опрос проводился в 15 школах г. Воронежа и Воронежской области, методом случайного выбора респондентов. Опросник носил анонимный характер, с частичной непосредственной информацией о респонденте — школьнике, с указанием возраста и номера школы (образовательных учреждений). Ответы были получены в очном присутствии исследователя.

Главным методом сбора информации являлось непосредственное обращение к респондентам — школьникам по факту заполнения опросника, содержащего 10 вопросов.

Вопросы под номерами 1, 2, 3, 4, 5 были направленны на выявления общего уровня ЭИ и культуры школьника в социально-общественном пространстве. На наличие представлений, знаний, пониманий эмоций и чувств человека, как необходимые и значимые элементы развития личности в целом. Данные вопросы представлены в закрытом виде с альтернативным выбором ответов для респондентов — обучающихся. Отметим конструктивную особенность вопроса номер 4 с поливариантным характером, выбор участниками опроса был направлен конкретно не на один, а нескольких вариантов ответа. Полученные результаты обрабатывались статистическим методам подсчета количественных данных.

Другая часть вопросов под номерами 6,7,8,9,10 способствовала выявлению конкретного уровня ЭИ и культуры обучающихся, в школьно- образовательном пространстве. Вопросы носили открытый характер, ответы даны в свободной форме. Поэтому, при подведении результатов использовался метод контент-анализа по смысловым категориям с выделением одинаковых смысловых единиц.

Данное разграничение вопросов в направлении социально-общественного и школьно-образовательного пространства, в комплексе составили единое, целостное исследование на ЭИ, культуру обучающихся и являются неотъемлемым дополнением друг друга.

Результаты иих обсуждения

Опросник (с результатами ответов респондентов — обучающихся)

1. Ты знаешь, что такое чувства и эмоции, ты понимаешь, для чего они нужны человеку? (общие представление об эмоциях и чувствах, эмоциональное познание).

да — 70 %; нет — 0 %; не очень понимаю — 30 %;

2. Ты когда-то сам переживал, испытывал чувства, эмоции? (анализ эмоциональное познания себя, общая внутренняя самооценка).

да — 70 %; нет — 10 %; не знаю — 20 %;

3. Ты замечал, что у других людей тоже есть чувства и эмоции? (эмпатия, чуткость, восприимчивость, эмоциональное познание других людей, эмоциональная реакция).

да — 50 %; нет — 10 %; не знаю — 40 %;

4. Тебе кто-то рассказывает про чувства, эмоции человека? (источники получения общих эмоциональных основ).

родители (семья) — 50 %; учитель (школа) — 10 %;

никто — 20 %; друзья — 30 %; в храме — 20 %;

5. Тебе нужны эмоции и чувства? (общее понимание потребности, необходимости эмоций, чувств, осознание их значимости, существования, самоопределение).

да — 80 %; нет — 0 %; не зная — 20 %;

6. Тебе нравится ходить в школу? (наличие состояния эмоционального комфорта, общее эмоциональное восприятие благополучной (или нет) школьной среды, внутренняя эмоциональная оценка окружающей обстановки).

да — 35 %; нет — 45 %; не знаю — 30 %;

7. Чему тебя может научить школа, твой учитель? (школа, как источник эмоционального интеллекта, культуры, навыков, умений, практических применений, возможность и реальность получения совместных основ умственного, интеллектуального и эмоционального, чувствительного).

получать знания, ум — 60 %; ничему — 15 %;

всему сразу знаниям, уму, чувствам, эмоциям — 25 %;

8. Какие приятные эмоции, чувства, впечатления доставляет тебе школа твой учитель? Какую радость ты можешь получить от школьной жизни? (опыт положительных, школьных, эмоциональных переживаний, впечатлений, ситуаций, познаний, стенические эмоции, чувства, способность их идентифицировать, эмоциональная грамотность)

праздничные мероприятия — 20 %; общение с друзьями — 40 %;

мой любимый урок — 10 %; когда учитель в хорошем настроении — 10 %;

нет радости — 20 %;

9. Тебя может чем-то огорчить расстроить твоя школьная жизнь, твой учитель? (опыт отрицательных, школьных, эмоциональных переживаний, впечатлений, ситуаций, познаний, астенические эмоции, чувства способность их идентифицировать, эмоциональная грамотность)

плохая оценка — 40 %;

обстоятельства личного характера (личная ситуация) — 60 %;

10. Каким человеком тебе хочется стать? (уровень эмоционального интеллекта, культуры в данный момент, способность к эмоциональному восприятию, осознанию себя как человека с определенными, эмоциями, чувствами, человеческими качествами, характеристиками, внутреннее эмоциональное самосознание, самовосприятие, наличие эмоционального порыва, потребности на будущие, эмоциональный ориентир)

названы человеческие качества — 45 %;

названа профессия — 55 % (этот показатель при вербальном воздействии исследователя разделился: а) профессия вместе с человеческими качествами — 30 %; б) только профессия — 25 %)

Анализ результатов опросника респондентов-школьников позволяет сделать следующие выводы:

У 70 % респондентов-школьников отмечается общая положительная динамика по факту наличия ЭИ, познания, понимания основных, базовых эмоцией и чувств человека в социально-общественном пространстве. Однако, 30 % обучающихся-респондентов ответили, что не очень осознают значимость, необходимость человеческих эмоций и чувств. Это может говорить о низком социально-общественном ЭИ, низком пороге базовых познаний мира чувств и эмоций. Отсутствие общего понятия о представленном явлении, как на бессознательном, так и на сознательном уровни.

В социально-общественном пространстве анализировать прожитый, пройденный, личный эмоциональный опыт, умение прочувствовать свою эмоциональную реакцию, осознать и признать ее существование внутри себя, способны — 70 % обучающихся, что является показателем высокого эмоционального самопознания. Объединив другую часть ответов (нет — 10 %; не знаю — 20 %), получим 30 % школьников находятся на уровни низкого порога ЭИ, в отношении понимания, самоанализа, ощущения, осознания собственных чувств, эмоций. Прослеживается внутренняя, личностная апатия эмоциональной восприимчивости и переживаний.

Испытывать эмпатию, проявлять внимательность, восприимчивость, чувствительность к эмоциональной реакции других людей, прослеживается у 50 % респондентов. Подтверждается ЭИ в отношении к другим людям, эмоциональное видение, возможность осознавать, замечать эмоциональную реакцию ближнего, давать эмоциональную оценку его поведению. Можно говорить о понимании эмоционального внутриличностного пространства другого человека. Отрицательный факт в отсутствии эмпатии, ЭИ, чувства, культуры в отношении к другим выявлен у 50 % школьников (объединив ответы: нет — 10 %; не знаю — 40 %). Эта часть респондентов относится к незрелым, «холодным» эмоциональным личностям.

Анализ источников информации в получении знаний по приобретению ЭИ, культуры показал, что 50 % школьников основным источником считают для себя родителей (семью); 30 % — друзей; 20 % — храм.

Отсутствие источника информации прослеживается у 20 %, что является результатам низкой значимости и важности у взрослых субъектов педагогических, воспитательных отношений (учитель, родитель) понимания необходимости обучения, воспитания, развития эмоциональных основ школьников, в общем социально-общественном пространстве; у 10 % обучающихся источником информации является — школа (учитель), достаточно маленький процент для образовательной организации по реализации педагогической деятельности, как основного ведущего вектора направления в образовании обучающихся, как одного из главных агентов социализации личности школьника, в физическом, психологическом, эмоциональном, интеллектуальном становлении. Важно отметить, для младшего школьного и младшего подросткового возраста, учебно- познавательная деятельность является ведущей в интеллектуальном, эмоциональной плане, поэтому минимальный показатель школьного (учительского) источника получения эмоциональных знаний, навыков, умений является негативным фактом.

80 % участников опроса выражают явную необходимость, нужность чувств и эмоций, без каких либо обстоятельств, причин, без учета субъективного внутриличностного пространства, не проявляется индивидуальная причина: нет субъективного эмоционального порыва, реакции, обиды, ситуации, школьниками не учитывается внутреннее эмоционального «Я» (в ответе на вопрос № 5). Проявляется природный ЭИ. Необходимость эмоциональных основ принимается респондентами, как безусловный факт, на уровне природного, врожденного, человеческого, биологического существования. Происходит осознание нужности эмоциональной базы, как неотъемлемая данность существования в социально-общественном пространстве. 20 % обучающихся не знают, и не понимают, не осознают роль чувств и эмоций для себя, прослеживается эмоциональная незрелость, неразвитость.

Существенным, хорошим показателем является, что не один из школьников, не выразил мнение, о ненужности чувств и эмоций, не выбрал ответ, с вариантом нет — 0 %.

В целом, можно говорить о положительной тенденции эмоциональных основ школьника в социально-общественном пространстве, на основе безусловного, врожденного характера их существования. Основные базовые представления об ЭИ, культуре обучающихся в социально-общественном пространстве не отражают субъективное внутриличностное пространство, не пропускаются школьниками через собственное, внутреннее «Я».

Достаточно большое количество обучающихся, имеют эмоциональный ориентир, и общие представления о человеческих чувствах, эмоциях. У обучающихся, младшего школьного и младшего подросткового возраста происходит начальная стадия формирования эмоционального самоопределения, зарождение осознанного (умственного), ЭИ и культуры, при наличии минимального социально-общественного, эмоционального опыта, и глубокого познания своего субъективного внутриличностного пространства, происходит эмоциональное самоформирование. Зарождается эмоциональное внутренне «Я». Школьники принимают мир человеческих эмоции, чувств бесспорно, на бессознательном уровни, как данность. Для них это безусловный, неотъемлемый факт, природного, биологического, происхождения. Они четко знают, понимают необходимость эмоционального существования, ощущают свою принадлежность к миру чувств и эмоций, без каких-либо пояснений и комментариев, и без учета внутриличностного пространства эмоциональных основ.

Часть школьников — респондентов имеет эмоциональные задатки, основы к человеко-познанию другого, формируется эмпатия, эмоциональное чувствование. Однако другая половина обучающихся лишена этого качества, просматривается эмоциональная неграмотность, нетактичность, бесчувствие, эмоциональная холодность. Появляется потребность в эмоциональном образовании.

Непосредственное восприятие обучающимися школьно-образовательного пространства, с точки зрения эмоциональных основ (интеллекта, культуры), и эмоционального чувствования школьной жизни, выражается в разноплановом характере. 45 % участников опроса испытывают отрицательный эмоциональный настрой, и воспринимают школьно-образовательную среду, как некий дискомфорт, неприятную обстановку для себя, эмоциональное отвержение школьного пространства. 35 % школьников представили утвердительные, позитивные ответы в приятном, благополучном, эмоциональном, личном, состоянии, восприятии школьного пространства. Проявили положительные эмоции и чувства, выразили эмоциональную комфортность в школьной жизни. 20 % респондентов не имеют четкого эмоционального восприятия, ориентировки, не могут оценить, обозначить свои эмоции, чувства в данном пространстве, что говорит о низком ЭИ, отсутствие способности анализировать, выражать, проявлять, воспринимать, ощущать, эмоциональные основы. Происходит развитие школьной, эмоциональной апатии, негативно влияющая на образовательный процесс, и умственных способностях обучающихся.

Как источник эмоциональных знаний школьно-образовательное пространство воспринимается 25 % респондентами, обозначивших возможность получать от школы (учителя) ЭИ, культуру, знания о чувствах и эмоциях человека. Цитата одного из респондента — школьника: «Учитель учит, как правильно воспринимать мир, как общаться с людьми, как поступать с человеком в разных ситуациях, манерам поведения, иметь свою сильную волю в жизни».

60 % школьников не приобретают знания эмоциональных основ в школьной среде, считают, что школа (учитель) дает предметные знания, умения, навыки. При этом респонденты называют свои любимые предметы, где имеют хорошую успеваемость, получает положительные оценки: математика, чтение, русский язык, окружающий мир, рисование, пение. На этих уроках обучающиеся, чувствуют эмоциональную приятную обстановку, прибывают в позитивных чувствах и эмоциях, через восприятие субъективного внутриличностного пространства.Содной стороны, данный показатель обозначил проблемную зону, в отсутствии образования эмоциональных основ в школьном пространстве, что является негативным фактом, школьники выделяют знания, как результат школьного воздействия. С другой стороны, прослеживается положение о позитивном эмоциональном внутреннем комфорте, проявляющийся через обозначение своих любимых, учебных предметов их положительное эмоциональное восприятие.

Обучающиеся выделяют для себя часть школьного пространства, где они себя хорошо чувствуют, испытывают позитивный настрой, удачу, уверенность. Таким образом, в школьно-образовательном пространстве начинает проявляться и формироваться субъективное внутриличностное пространство, чувства и эмоций пропускаются через свое «Я» восприятия, ощущение, познание, опыт.

К сожалению, эмоциональный флегматизм к знаниям, умственная и эмоциональная дезориентировка, присутствует у 15 % школьников, не сумевших обозначить свои чувства, эмоции к школьно-образовательному пространству, выразить свое эмоциональное мнение, ориентир.

Школьники — респонденты на осознанном уровни называют личные, эмоциональные причины, в которых раскрывается глубина, как эмоциональных радостей, восторгов, удовольствий, так и переживаний, непониманий, трудностей, негативных обстоятельств в школьном пространстве.

В анализе эмоций, чувств, стенического характера, положительного позитивного, осознания, ощущения, восприятия школьно-образовательного пространства, появляется доминирующий вектор эмоциональных основах, через внутриличностное пространство обучающихся, через свое «Я». Отпадает природный, неосознанный и появляется человеческий, сознательный оттенок эмоционального интеллекта, культуры в школьной жизни.

Для школьников важно, находиться в эмоциональной, комфортной, образовательной среде, ощущать спокойную, приятную, положительную, обстановку, доставляющую позитивные чувства, эмоции. 20 % обучающихся назвали для себя эмоциональной радостью в школьной жизни — различные праздничные мероприятия; 40 % — позитивные чувства, эмоции доставляет возможность встречаться и общаться со школьными друзьями; только 10 % школьников обозначили свой любимый урок, как источник положительной эмоции, радостного чувства, получаемое от школы и учителя. Появляется элемент эмоциональной окраски учебной деятельности со стороны обучающихся. 10 % участников опроса эмоциональной радостью считают, когда на них не кричит учитель, и у него хорошее настроение. Отмечается эмоциональная чувствительность, восприимчивость школьника к наличию отрицательного, эмоционального посыла учителя. Ученик испытывает потребность благоприятных, эмоциональных проявлений со стороны педагогического работника, ощущает его эмоциональное поведение, восприимчиво реагирует на проявленные эмоций и чувств в образовательной деятельности, выражает четкую эмоциональную реакцию на эмоциональный, отрицательный порыв учителя. Именно учитель является главным образцом ЭИ, культуры для школьников. 20 % респондентов-школьников не смогли назвать эмоциональных, позитивных впечатлений, переживания, проявили низкий ЭИ, отсутствие способности обозначить, выражать свои эмоции и чувства в школьно-образовательном пространстве, отсутствие эмоционального самоопределения, самопознания, самовыражения, самоориентира.

Наличие отрицательных эмоциональных переживаний, впечатлений, познаний, всех чувств, эмоций, астенического характера, в школьно- образовательном пространстве у 50 % обучающихся проявляются в получении плохой оценке. Развита эмоциональная реакция школьника на отрицательное действие, неприятный факт, присуще эмоциональное осознание, понимание и переживание негативных действий, обстоятельств, ситуаций, зарождается эмоциональный самоанализ результатов своей деятельности. Оставшиеся 50 % респондентов называют отрицательные, негативные переживания и различные обстоятельства, связанные с ситуациями личного характера, снова на первом плане проявляется субъективное, внутриличностное эмоциональное пространства. На вопрос: «Тебя может чем-то огорчить расстроить твоя школьная жизнь, твой учитель?», приведем примеры цитат содержащихся в ответах школьников: «Меня обижают одноклассники»; «Я устаю»; «На меня кричит учитель при всех»; «Школьные друзья меня обзывают»; «Ссора»; «Меня огорчают, хулиганы из нашего класса»; «Когда злой учитель, и он сердится на меня». Срабатывает субъективное личностное пространство, через работу чувств, эмоций внутреннего «Я», происходит зарождение самоэмоциональности.

Неблагополучные субъективные внутриличностные обстоятельства способствуют неблагоприятной эмоциональной обстановке для школьной среды. Отрицательное эмоциональный посыл со стороны педагога, отсутствие эмоционального контакта учителя с обучающимся, не знание и не понимание его эмоциональных личных проблем, являться одной из главных причин в трудностях усвоения образовательных программ, развития интеллектуальных, умственных знаний, плохой учебной успеваемости, сложностей во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, развитию эмоциональной дезадаптации в социальном, школьном, личном пространстве, склонность к деструктивному и девиантному поведению.

Через яркость положительных и отрицательных эмоций, чувств, (стенических и астенических), как внешних, так и внутренних, происходит становление того эмоционального состояния, в котором будет находиться обучающийся в школьно-образовательном пространстве: в каком эмоциональном настроении прибывает, какой ЭИ и культуру, опыт получает, какую эмоциональную реакцию вырабатывает.

Единую, суммарную, интегрированную эмоциональную зрелость, грамотность школьников в социально-общественном, школьно-образовательном, внутриличностном пространстве, раскрывает вопрос: «Каким человеком тебе хочется стать?», именно в нем открывается уровень ЭИ, культуры обучающихся.

Предоставляется возможность раскрыть и показать свои эмоциональные познания, ощущения, чувства, восприятия, потребности, порывы через эмоциональную оценку своего внутриличностного «Я», самоэмоциональности, с учетом социально-общественного и школьно- образовательного ЭИ, культуры. Хочется отметить, лексическое, непонимание представленного вопроса. Большинство респондентов-школьников, испытывали затруднение в ответе. Первоначально школьники задумывались, и вторично, вербально восклицали: «Не знаю!!!».

45 % обучающихся — участников опроса сразу назвали человеческие качества, чувства, черты характера, эмоциональную этическую основу личности, как в отрицательных, так и в положительных направлениях. Например: «Хочу стать добрым, хорошим человеком»; «Равнодушным»; «Счастливым»; «Нужным, полезным людям»; «Великим»; «Серьезным»; «Спокойным»; «Трудолюбивым»; «Худым и красивым»; «Зарабатывающим много денег». 55 % респондентов назвали профессию, выбирали профессиональный ориентир для ответа, не осознания себя как отдельную личность с определенным чертами характера, человеческими качествами, чувствами и эмоциями. Не было способности анализировать себя с эмоциональной, человеческой точки зрения, отталкиваясь от мира чувств, эмоций. Однако, исследователем была предпринята вербальная попытка в корректном пояснении, что этот вопрос не подразумевает профессионального определения, а направлен на характеристику человека. После этого из 55 % респондентов 30 % проявили ЭИ, подписали к ранее обозначенным профессиям, человеческие качества, чувства выразили эмоциональную основу, характеризующую человека. Например: «Банкир, отзывчивый», «Ветеринар, хороший», «Повар, дружелюбный», «Полицейский, веселый», «Врач, добрый». 25 % школьников так и не поняли, о чем идет речь, и оставляли выбранную профессию.

Таким образом, для респондентов в школьно-образовательном пространстве прослеживается недостаточный уровень эмоциональной грамотности. Происходит активный рост субъективного внутриличностного эмоционального характера обучающихся в школьно-образовательном пространстве, что требует обучения, воспитания, развития ЭИ, культуры.

Важно, повышать эмоциональные основы, и реализовывать их в образовательном процессе. Недостаточно развитая, несформированная эмоциональная грамотность, чувственная область школьника, будет приводить к негативным последствиям в становлении их личности.

Плохо, что школа выступает как минимальный источник информации и пассивного образования мира чувств и эмоций; является средой негативных отрицательных ощущений для обучающихся; не заботиться об эмоциональном комфорте; игнорирует эмоциональные внутриличностный характер обучающихся; демонстрирует отрицательные эмоциональные поведение преподавателей; не является образцом эмпатии сочувствия переживания; выступает как минимальный эмоциональный стимул и мотиватор к учебной деятельности; не воспитывает и не развивает ЭИ, культуру, грамотность чувства, мышление, восприятие, познание, порывы, реакции человека.

Можно говорить о воздействии в школьной среде двух крайних эмоциональных противоположностей: положительных и отрицательных эмоций, чувств, которые резко отпечатываются в эмоциональной памяти на обучающихся, формируют их будущий ЭИ, культуру, опыт.

Существенное количество детей находится на низком уровне образовательной эмоциональной степени. Не могут выражать, называть, определять, воспринимать, анализировать, проявлять управлять своими эмоции, чувствовать эмоциональный мир другого человека.

Заключение. Висследовании было выявлено и доказано наличие проблемной зоны как ЭИ, культура обучающихся в практической педагогике, и пробелы в ее теоретической части по отсутствию определения, направления деятельности эмоционального образования школьника.

В социально-общественном пространстве показатель ЭИ, культуры обучающихся младшего школьного и младшего подросткового возраста находится на достаточно высоком уровни. Он воспринимается школьниками как врожденная, природная данность, как безусловное явление, рассматривается как неотъемлемая часть их органического существования (без личностных причин, конкретных ситуаций, обстоятельств).

ЭИ, культура не отражается в данном пространстве с учетом субъективного внутриличностного характера, не пропускается через внутреннее, индивидуальное «Я» школьника.

Получается, что обучающиеся прекрасно на бессознательном, биологическом понимании, ощущении, восприятии определенно, выдают положительные показатели о значимости, необходимости, важности, нужности мира чувств, эмоций человека.

Установлено, что показатель уровня ЭИ, культура в школьно-образовательном пространстве обучающихся выражен в низкой степени его осознания, потребности, значимости, как безусловного явления. Происходит резкое вторжения личностного, внутреннего, эмоционального «Я», зарождается «Я» самоанализа чувств, эмоций.

Школьно-образовательное пространство начинает выступать, как первичная образовательная площадка к осознанному, ЭИ, культуре, с оттенком внутриличностной направленности. Образовывается соприкосновение, слияние, связь бессознательного (природного) и сознательного (умственного) ЭИ в школьной среде (синапс ЭИ, культуры).

Эмоции, чувства школьника формируются под влиянием ума, разума, как единое целое в образовательном пространстве.

Поэтому важно и необходимо в практической педагогике при реализации образовательного процесса заниматься обучением, развитием, воспитанием ЭИ, культуры обучающихся.

Именно школьно-образовательное пространство, должно стать не только первичным источником информации, знаний, навыков, умений эмоциональных основ, но и фундаментом становления внутриличностного пространства эмоционального индивидуального «Я» школьника.

Без практической, педагогической, образовательной деятельности невозможно образование ЭИ и культуры, которое в настоящее время находится на низком уровни обучения, воспитания, развития школьников в современном образовательном процессе.

Школьно-образовательное пространство выступает как единственная, практическая, жизненная, опытная арена, на которой «выступают» все субъекты образовательных отношений и проявляют свою культуру и грамотность эмоциональных основ.

Педагогическим работникам так же, необходимо иметь ЭИ, культуру. Они представлены, как главные «дирижеры» образовательной, эмоциональной «мелодии», эмоционального посыла ученикам.

Подтверждено, что незначительные изменения, перемены, как положительных, так и отрицательных (стенических, астенических) чувств, эмоций напрямую влияют на мышление, познание, восприятие, обучающихся, отражаются на интеллектуальном, умственном образовании. Все эмоциональные сигналы от учителя воспринимаются школьниками очень тонко, чувственно, происходит некий эмоциональный симбиоз учителя и ученика. Учитель должен быть наделен эмоциональной проницательностью, чувствительностью, эмпатией по отношению к школьникам, должна присутствовать эмоциональная, педагогическая этика.

Грубое, резкое слово, замечание, высказывание, порицание, отказ в поддержки, эмоциональная холодность учителя, отсутствие позитивных стимулов (вербальных, невербальных), могут сильно отразиться, как на формировании школьной эмоциональной обстановке, так и на внутриличностной сфере, оставить отпечаток на всем образовательном, умственном развитии. Приобрести целый ряд негативных последствия для школьника: раздражительность, грубость, импульсивность, пассивность, агрессия, не уравновешенность, не дружелюбность, психологическая подавленность, неврологические заболевания, девиантное, социальное, антиобщественное поведение.

Правильно созданная учителем эмоциональная образовательная обстановка, является показателем эмоциональной комфортности обучающихся в школьном пространстве. Доказано, что дети предпочитают, желают находиться в той обстановке, где им хорошо, спокойно, комфортно, где преобладает позитивная благоприятная среда с положительными (стеническими) чувствами, эмоциями.

Выявлены основные проблемные зоны, препятствующие практическому существованию ЭИ, культуры в школьно-образовательном пространстве:

  1. Фактическое отсутствие значимости и важности ЭИ, культуры как неотъемлемой части образовательного процесса у педагогических работников. Его игнорирование, восприятие, как мало значимого, и не выступающего в роли главного информационного, познавательного, образовательного источника обучения, воспитания, развития школьника. Не осознание, что базовые эмоции, чувства: страх, гнев, отвращение, печаль, радость, интерес влияют на процесс мышления, умственное познание обучающихся. Пассивная, педагогическая, эмоциональная реакция на различные эмоциональные ситуации, личные проблемы школьника;
  2. Отсутствие у самих учителей собственного ЭИ, культуры, эмпатии, чувствования. Нет способности к внедрению в образовательную практику эмоционального воздействия, посыла эмоционального сигнала школьникам, не используются эмоции, чувства, как метод мотивации к обучению, созданию эмоциональной комфортной среды.

Для практической педагогической реализации ЭИ, культуры в образовательном процессе, в современных условиях действительности обучения, воспитания, развития обучающихся, мало вероятно внедрение нового, специального, узко — направленного, предметного образования эмоциям, чувствам человека в школьном пространстве. Однако, вполне достижимо и осуществимо выполнение, внедрение практических рекомендательных мер реального характера в педагогической деятельности:

  1. Положительное эмоциональное воздействие учителя в образовательном процессе, выраженное в искусстве общения, уважения, сочувствия (эмпатии);
  2. Создание эмоциональной комфортной школьной обстановки, посылы эмоциональных сигналов как мотивация к учебе, стимулирование позитивного настроя на школьную жизнь обучающихся;
  3. Озвучивание базовых эмоций, чувств человека в образовательной практике их выражение, обозначение, идентификация, для умения пояснить свое эмоциональное состояние и понять состояние другого;
  4. Учителю относиться к ЭИ, культуре как к возможному средству сближения с обучающимся;
  5. Оказание эмоциональной помощи школьнику в нужной ситуации, найти варианты решения в затруднительной эмоциональной обстановке.

Педагог на собственном примере может стать образцом эмоциональной грамотности для школьника, в проявлении элементарных эмоций, чувств стенического и астенического характера, через вербальные и невербальные методы, не стесняясь при этом обозначить, свое внутреннее эмоциональное состояние. К ним можно отнести лексические выражения: «Я радара вас видеть», «Мне приятно слышать правильный ответ», «У тебя все получится не огорчайся», «Не надо тревожиться», «Я огорчена вашим поведением, (результатами, оценками)», «Мне интересно узнать, почему ты расстроен, (радуешься)», «Я вам доверяю», «Досадно, что вы поспорили» «Благодарю вас за то, что вы проявили внимание (терпение, сосредоточенность, тактичность)», «Горжусь твоим (вашим) поведением (оценкой, поступком)», «Я уверенна в вас (тебе)», «Вы (ты) очень аккуратные (красивые), умные», «Я уважаю проявленное тобой (вами) мнение, действие, позицию, ответ».

  1. Педагогическим работником использовать возможность в части практической, образовательной реализации обучения, воспитания, развития ЭИ, культуры, как умение и способность благодарить обучающихся за проведенную совместную учебную деятельность, выраженную вербальным эмоциональным посылом: «Спасибо за работу (за урок)!».

Все это будет способствовать эмоциональному образованию: понимать, управлять, контролировать, проявлять, объяснять, выражать свои эмоции и чувства, иметь эмпатию, уважать, тактично принимать, адекватно реагировать на чувства и эмоции других, решать межличностные, конфликтные, спорные ситуации.

  1. Значимо, подключить и усилить работу педагогических, психологических служб в образовательные организации (именно работа педагогов — психологов) по обучению, воспитанию, развитию ЭИ, культуры обучающихся, которая будет содействовать повышению не только уровня эмоциональной грамотности, но и умственному, интеллектуальному развитию школьника.
  2. Допустить проведение эмоциональной диагностики обучающихся при непосредственной реализации образовательного процесса.

В. А. Радченко в научном исследовании считает: «Эмоциональную диагностику, как важную часть усвоения простых духовно-нравственных, социокультурных ценностей, норм, отражающихся в протекании последующего образовательного процесса, влияющих на способность к комплексному, гармоничному, психологическому, физическому, интеллектуальному, эмоциональному, культурному, духовному развитию обучающихся» [9, с.34]

Эмоциональная диагностика позволит педагогам — психологам не только развивать ЭИ, культуру школьника, но и выявлять его проблемные зоны в школьно-образовательном и внутриличностном пространстве, вести необходимую коррекционную работу (симптоматическую и каузальную), оказывать эмоциональную, психологическую помощь, предотвращать нежелательные, отрицательные деструктивные отклонения в поведении школьника, заниматься профилактической работой в появлении нежелательных психологических, эмоциональных новообразований.

В теоретическую часть педагогики необходимо ввести:

1. Новое определение образовательного эмоционального интеллекта, культуры для ориентира в образовательной, практической, деятельности учителей, дать ему определение и выделить составляющие части.

Образовательный эмоциональный интеллект, культура это — процесс педагогических действий, направленный на познание, движение, переживание общих духовных, умственных, разумных, нравственных, чувственных основ обучающихся, и способность к их цивилизованной обработке.

Его основные составляющие части: 1) познаниекогнитивный, мыслительный процесс приобретения знаний, навыков, умений, сведений, опыта в области ЭИ, культуры; 2) движение как процесс взаимодействия внешнего и внутреннего перемещения ЭИ, культуры (эмоций, чувств); 3) переживание процесс отражения в сознании и уме ЭИ, культуры; 4) цивилизационная обработкакак конечный результат, наличие способности к культурному, нравственному, этическому, моральному, познанию, движению, переживанию, применению ЭИ, культуры в социально-общественном, школьно-образовательном, внутриличностном пространстве обучающихся.

2. Внедрить новый, современный принцип образовательного процесса, как одного из главных направлений практической, педагогической деятельности, в виде единого духовно-нравственного, социокультурного, эмоционального, эстетического компонента ЕДСЭЭК. Важно, чтобы произошла интеграция всех компонентов данного принципа в единстве, и целостности их существования в образовании. Должна быть синергия, их совмещение, соединение, объединение в неразрывной, взаимодополняющей работе, при раздробленности их педагогическая реализация неэффективна.

3. Обозначить новое понятие самоэмоциональность, как значимую часть формирования личности школьника в образовании, направленную на становление внутреннего эмоционального «Я», способную грамотно, самостоятельно формировать сочетание чувств, эмоций с умом и разумом, управлять, развивать, контролировать, познавать, свои эмоциональные внутренние, внешние процессы.

Представить самоэмоциональность, как личностный результат, универсальных, учебных действий (УУД), включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию, саморегуляции, самоконтролю, собственными индивидуальными эмоциями, чувствами, и дальнейшему, благополучному, профессиональному самоопределению.

Решение проблемы образовательного ЭИ, культуры, и повышение его доминирующей значимости в теоретической, практической части педагогикой науки, позволит усовершенствовать эффективность реализации образовательного процесса, успешно осваивать образовательные программы обучающимися.

Без его существования современное образование выглядит как «безжизненная пустыня знаний» с эмоционально-неграмотными школьниками «детьми кактусами».

Литература:

  1. Руденко А. М. [и др.] Основы педагогики и психологии: учебник. — Ростов н/Д., 2019. — 383с.
  2. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М., 2018.-346с.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ.-М., 2019.-544с.
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т., Т2. -М., 2002.-672с.
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т., Т4. -М., 2002.-576с.
  6. Макаренко А. С. Книга для родителей. — СПб.,2019.-352с.
  7. Акинеева Н. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон. — СПб., Питер,2016.-128с.
  8. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. — СПб., 2006.-320с.
  9. Радченко В. А. Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации / В. А. Радченко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 27–35. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68623/ (дата обращения: 24.04.2020).
  10. Амонашвили Ш. А. Истина школа. — М.,2018.-104с.
  11. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. пособ. — Ростов н/Д., 2013.-381с.
  12. Быкова А. А. Как подружить детей с эмоциями. -М., 2018.-128с.
  13. Выготский Л. В. Вопросы детской психологии. — СПб., 2019.-224с.
  14. Гиппернрейтер Ю. Б. Каким человеком вырастит ваш ребенок? Мораль и воспитание детей. -М., 2020.-208с.
  15. Готтман Д., Деклер Д., Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. -М., 2020.-272с.
  16. Корчак Я. Полный курс лекций. — М., 2019.-478с.
  17. Клюева Н. В. Педагогическая психология: учеб. пособ.-М., 2003- 400с.
  18. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн.2. Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения.-М., 2007.-606с.
  19. Экман П. Психология эмоций. — СПб., 2019.-448с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьно-образовательное пространство, эмоция, культура, чувство, образовательный процесс, культура обучающихся, школьник, социально-общественное пространство, эмоциональный интеллект, обучающийся.


Ключевые слова

проблема, культура, эмоциональный интеллект, пространство, практика, чувства, состояние, педагогика, эмоции, познание, восприятие, теория, обучающийся, реакция, социально-общественное, школьно-образовательное, субъективное, внутриличностное

Похожие статьи

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Стихосложение как компонент методической системы речевого развития дошкольников

Данная статья посвящена теме использования стихосложения в качестве педагогически обоснованного инструмента для развития речи у детей дошкольного возраста. Обосновывается роль и место такого дидактического инструмента как компонента в общей методичес...

Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся

В статье рассматриваются особенности реализации педагогических условий, способствующих формированию предметных компетенций учащихся. Под понятием «педагогические условия» понимается совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопров...

Педагогика: воспитательная деятельность педагога

Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в дея...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста как теоретическая проблема

Статья посвящена изучению современных подходов к понятию «рефлексия». В статье анализируется научная и педагогическая литература, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развити...

Творчество как форма самоутверждения личности

Творчество — наиболее сложная сфера отношения человека к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, в проявлении творческой активности и всестороннего разви...

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования

Рассмотрена идея непрерывного образования. Непрерывное образование включает в себя не только собственно образование, но самообразование. На формирование потребности в самообразовании влияет ряд факторов, но прежде всего семья. Показаны механизмы стан...

Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье рассматривается содержание понятия «субъектная позиция», раскрываются сущностные характеристики её компонентов. Автором описаны социально-психологические особенности учащихся со статусом детей-сирот и статусом детей, оставшихся без попечения...

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и поликультурной личности

В настоящей статье рассматриваются условия формирования полилингвальной и поликультурной личности, важнейшим из которых является степень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции как одной из ключевых образовательных ко...

Похожие статьи

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Стихосложение как компонент методической системы речевого развития дошкольников

Данная статья посвящена теме использования стихосложения в качестве педагогически обоснованного инструмента для развития речи у детей дошкольного возраста. Обосновывается роль и место такого дидактического инструмента как компонента в общей методичес...

Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся

В статье рассматриваются особенности реализации педагогических условий, способствующих формированию предметных компетенций учащихся. Под понятием «педагогические условия» понимается совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопров...

Педагогика: воспитательная деятельность педагога

Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в дея...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста как теоретическая проблема

Статья посвящена изучению современных подходов к понятию «рефлексия». В статье анализируется научная и педагогическая литература, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развити...

Творчество как форма самоутверждения личности

Творчество — наиболее сложная сфера отношения человека к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, в проявлении творческой активности и всестороннего разви...

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования

Рассмотрена идея непрерывного образования. Непрерывное образование включает в себя не только собственно образование, но самообразование. На формирование потребности в самообразовании влияет ряд факторов, но прежде всего семья. Показаны механизмы стан...

Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье рассматривается содержание понятия «субъектная позиция», раскрываются сущностные характеристики её компонентов. Автором описаны социально-психологические особенности учащихся со статусом детей-сирот и статусом детей, оставшихся без попечения...

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и поликультурной личности

В настоящей статье рассматриваются условия формирования полилингвальной и поликультурной личности, важнейшим из которых является степень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции как одной из ключевых образовательных ко...

Задать вопрос