В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание, специфика работы обучающихся и учителя.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов
Воспитать интерес к обучению в ребенке, обеспечить его всестороннее развитие, а в соответствии с ФГОС второго поколения развить личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия является главной задачей учителя.
Важное место в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании занимает воспитание самостоятельности и творческого подхода к получению знаний, стремления к познанию и самообразованию.
В современных условиях быстрого накопления и обновления информации передо мной стоит задача усовершенствования учебной деятельности гимназистов как ведущего вида их деятельности, поиска дидактических и методических средств повышения самостоятельности обучающихся в учебном процессе.
Новые знания можно получать от других в готовомвиде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, полученные в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, опросов и умозаключений, обычно самые глубокие и долговечные. Условия для этого дает внедрение метода проектов на уроках
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью анализа эффективных методов к изучению относительно нового для Самарской области предмета — основы проектной деятельности, а также результатов, которых позволило добиться проектное обучение. Так, в 2006 году был разработан УМК для сопровождения работы обучающихся по методу проектов (Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В.; Под ред. Когана Е. Я.). УМК рекомендован к использованию в образовательных учреждениях Самарской области научно-методическим экспертным советом министерства образования и науки Самарской области (Протокол № 2 от 19 декабря 2008 г.). На основе данного УМК и методического пособия для педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы «Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования» в нашей гимназии были составлены календарно-тематические планы по предмету «Основы проектной деятельности (Право)», который преподается с 2010 года в 9–11 классах.
Цели и задачи проектного обучения
Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.
Учебный проект в различных формах позволит учителю вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, закрепить теоретические знания.
Цели и задачи проектной деятельности:
− контроль знаний и умений по предмету;
− формирование у обучающегося комплексной картины мира;
− совершенствование работы с компьютером;
− развитие умений поиска и обработки информации;
− самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
− приобретение коммуникативных умений, работа в различных группах;
− выработка уверенности при публичном выступлении;
− развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез);
− развивать системное мышление.
− развитие навыков самоконтроля.
Типология и классификация проектов
Урок, на котором используется метод проектов, может быть как уроком изучения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач, уроком повторения. Существуют различные классификации проектов.
Так, Е. С. Полат [3] предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:
- По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские; творческие; ролевые, игровые; информационные; практико-ориентированные (прикладные); поисковые; ознакомительно-ориентировочные.
- По признаку предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одной области знания); межпредметные проекты.
- По характеру контактов: внутриклассные; внутришкольные; внутренние или региональные; международные.
- По количеству участников проекта: индивидуальные; парные; групповые.
- По продолжительности проекта: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные.
- По результатам: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка и др.
Этапы и последовательность работы над проектом
Представляется возможным выделить следующие этапы проектной деятельности:
− постановка цели;
− выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
− обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
− самообразование при помощи учителя;
− продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
− исследование: решение отдельных задач, компоновка;
− обобщение результатов, выводы;
− анализ успехов и ошибок, коррекция.
Особенностью системы выполнения проектов в рамках образовательного учреждения является совместная творческая работа учителя и обучающегося (обучающихся).
Последовательность работы над проектом
Последовательность работы включает в себя 4 компонента:
− стадия работы над проектом;
− содержание работы;
− деятельность учащихся;
− деятельность учителя.
Ниже рассмотрим подробно работу над проектами разных типов, созданными учащимися гимназии за 2010–2016 годы.
Практико-ориентированный проект «5-ая очередь Самарской набережной» (был выполнен обучающимся 9 класса Пустоветовым К. в 2015/16 учебном году). Это был региональный межпредметный проект, который предусматривал разработку и рекомендации внедрения плана строительства 5-ой очереди набережной.
Этапы работы над проектом:
- Подготовка.
Ученик обсуждает тему проекта с учителем и получает при необходимости дополнительную информацию. Определяет цели проекта. Учитель помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой ученика.
- Планирование.
Ученик формулирует задачи проекта, вырабатывает план действий, определяет способы сбора и анализа информации, определяет способы представления результатов (формы проекта). Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за работой учащегося.
- Исследование.
На данной стадии идет сбор и уточнение информации, поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
Учащийся поэтапно выполняет задачи проекта:
− Изучение истории застройки Самарской набережной 1, 2, 3, 4 очередей;
− Составление собственных планов благоустройства 5 очереди набережной;
− Распечатка планов.
− Составление предложения по благоустройству.
− Сбор подписей среди учеников Гимназии № 3 и отправка предложения с копиями планов в уполномоченные на его рассмотрение органы власти.
Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
- Выводы.
Обучающийся выполняет исследование и работает над проектом, анализирует информацию. Оформляет проект. Учитель наблюдает, советует.
- Защита проекта и оценка его результата.
Содержание работы — подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Представление результатов в работе (проекте). Ученик представляет проект, участвует в его анализе и оценке. Учитель оценивает усилия обучающихся, качество отчета, творческий подход, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
При этом немаловажно то, что при выполнении данного проекта, обучающимся проводилась его внешняя оценка. В том числе и в виде ответов уполномоченных органов власти, рассмотревших предложения по благоустройству. Тем самым ученик получил опыт деловой переписки. Кроме того, была проведена оценка проекта на Всероссийском конкурсе проектов учащихся «Созидание и творчество», где обучающемуся (ученику 9 класса Гимназии № 3 Пустоветову К.) было присуждено звание лауреата I степени. Данный факт подтвердил высокий уровень развития способностей учащегося к проектной деятельности и качество самого продукта — практико-ориентированного проекта.
Рис. 1. Диплом лауреата Всероссийского конкурса проектов учащихся 2016 г.
Исследовательский проект учащихся 10 класса по составлению обращения по обоснованию целесообразности возвращению самарского времени в Самарской области (2012/13 учебный год).
- Подготовка.
Обучающиеся определяют тему и цели проекта, делятся по группам. Учитель знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
- Планирование.
Обучающиеся определяют источники необходимой информации, определяют способы сбора и анализа информации, определяют способы представления результатов (формы проекта), распределяют обязанности между членами рабочей группы. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за работой учащихся.
- Исследование.
Обучающиеся осуществляют сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, анкетирование), выявляют и обсуждают альтернативы, возникшие в ходе выполнения проекта, поэтапно выполняют исследовательские задачи проекта. При этом главным для участников группы является выявить мнение общественности в лице учеников гимназии по вопросу отношения к возврату самарского времени. Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
- Выводы.
Обучающиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект, формулируют выводы. Учитель наблюдает, советует (по просьбе учащихся).
- Защита проекта и оценка его результата.
Обучающиеся осуществляют подготовку отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Оформление обращения для его последующей отправки в Правительство Самарской области, Самарскую Губернскую Думу. Учитель слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
В ходе выполнения данного проекта ученики 10 класса смогли составить проекты обращений по группам, каждая из которых включала 6 учащихся (всего в классе 24 человека). По итогам составления проектов было проведено обсуждение и выявлены элементы «идеального» обращения по вопросу возвращения самарского времени. После чего один учащийся в качестве домашнего задания составил окончательную форму обращения на основе обращений 4 групп. Этот вариант, подписанный учениками, и был направлен в органы власти. Таким образом, был получен опыт коллективной и индивидуальной работы. Выполнение проекта позволило выполнить побочную задачу — сплочение коллектива, т. к. класса являлся объединенным на основе двух 9 классов.
Ролевой (игровой) проект, заключавшийся в составлении жалобы с использованием правового материала на основе конкретной ситуации (выполнялся обучающимися 10 класса в 2012/13, 2013/14 учебных годах). Это был внутриклассный монопроект. На уроке ученикам предлагалось ознакомиться с ситуацией, правовой материал же должен быть изучен дома. С его использованием они должны составить жалобу. Ниже привожу задание.
Вариант 1.
Ситуация: с апреля 2011 г. по настоящее время имеет место ненадлежащее предоставление услуг по горячему водоснабжению, полотенцесушитель не отапливается по стояку квартир дома (кв. № 2, 4, 6 и т. д.). Ранее жильцами неоднократно направлялись обращения по поводу неподключенности полотенцесушителя в ЖЭУ. В Госжилинспекцию они еще не обращались (этот орган вправе провести комиссионную проверку и наложить штраф).
Материалы, на которые учащимся необходимо ссылаться, им предлагаются отрывки из данных актов.
− Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда 2003 г., утверждены приложением к Правилам предоставления коммунальных услуг 1997 г.
− Постановление от 11 марта 2003 г. № 13 главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1201–03».
− Приложение к Правилам предоставления коммунальных услуг от 26.09.1994 г. № 1099.
- Подготовка.
Обучающиеся знакомятся с заданием, образцами и рекомендациями, определяют цели проекта.
Учитель знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Наблюдает за работой учеников.
- Планирование.
Учащиеся определяют источники необходимой информации, определяют способы представления результатов (форму проекта). Учитель наблюдает за работой учащихся.
- Исследование.
Учащиеся поэтапно выполняют задачи проекта путем написания элементов жалобы (введение, основная часть, резолютивная)
Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
- Выводы.
Учащиеся оформляют проект в чистовой форме.
Учитель наблюдает, советует (по просьбе учащихся).
- Защита проекта и оценка его результата.
Учащиеся представляют проект. Учитель, собрав работы учащихся осуществляет их проверку, оценивает усилия учащихся, качество использования источников, соблюдение формы.
На основе изложенных выше примеров выполнения проектов на уроках проектной деятельности в Гимназии № 3 можно сделать выводы, что все они строятся на основе таких принципов, как вариативность (можно использовать индивидуальную или групповую формы работы), проблемность (проблема заставляет учащихся думать, а значит — учиться), самостоятельность, учеба с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится), личностный фактор (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях), адаптация заданий (при составлении заданий учителю следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).
Секрет успешности проектной методики состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда обучающиеся осознают, что они имеют дело с жизненными проблемами, уровень их мотивации к проектированию резко повышается.
Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают основы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, формулировать собственные выводы, у учащихся воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность. Проектные работы учащихся успешно представляются на конкурсах, конференциях различного уровня, учащиеся становятся призерами и победителями. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, могут быть учтены и органами власти при реализации управления.
Метод проектов выступает в современных условиях не только эффективным средством реализации ФГОС второго поколения, но и средством повышения качества обучения, формирования системных знаний, подтвержденных и апробированных на практике.
Литература:
- Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В.; Под ред. Когана Е. Я. УМК для сопровождения работы учащихся по методу проектов. Самара, 2006.
- Никитин А. Ф. Право. 10–11 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Ф. Никитин. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — с. 414.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд, исп. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Метод. библиотека).
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42.