В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.
Ключевые слова: исследовательские умения, исследовательская деятельность, этапы учебного исследования
Keywords: research skills, research activity, phase of research study
Современная система образования нацелена на формирование готовности у учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности являются одними из предъявляемых к учащимся школы требований. Одним из путей реализации этого требования является включение обучающегося в исследовательскую деятельность. Исследовательская технология обучения — это система действий педагога по организации учебно-познавательной деятельности путём постановки и самостоятельного творческого решения учащимися познавательных и практических задач, в ходе которого учащиеся проходят все или большинство этапов исследования. По Л. В. Занкову исследовательские умения — это «стремление учащихся к познавательной активности, способности сравнивать, анализировать, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи». В процессе работы перед педагогом стоит задача — сформировать исследовательские умения:
− находить и формулировать научную проблему;
− формулировать цель и задачи исследования;
− устанавливать предмет и объект исследования;
− находить и самостоятельно работать с источниками исследования;
− выдвигать гипотезу;
− анализировать, сравнивать;
− проверять, доказывать, отвергать гипотезу;
− делать умозаключения и выводы;
− презентовать свою работу;
− определять сферы и границы применения результатов исследования.
Надо отметить, что данную работу начинают учителя начальных классов. Ученики с младших классов, определившись с темой исследовательской работы, с удовольствием ведут свои первые самостоятельные исследования, наблюдая за окружающим миром, читая предложенную литературу. Презентацию результатов исследовательской деятельности мы видим на ежегодных школьных научно-практических конференциях. Принимая этих детей в основной школе, важно, чтобы интерес к исследовательской работе не потерялся. Работа над исследовательской работой способствует расширению знаний по предмету, приобретению навыков публичного выступления, расширяет кругозор учащихся, создает атмосферу сотрудничества, взаимоподдержки и способствует формированию информационной культуры учащегося, что в конечном итоге, способствует повышению качества образования.
В старшей школе выбор темы исследовательской работы чаще всего осуществляется исходя из профессионального самоопределения. Она стимулирует учащегося на творчество и самостоятельность, формирует у учащихся умение анализировать, сравнивать, делать собственные умозаключения. Формирование исследовательских навыков происходит как в урочное, так и во внеурочное время и направлена на формирование личностных и предметных и метапредметных результатов, установленных стандартом. К личностным относим саморазвитие, саморегуляцию, самоконтроль и самооценку. К регулятивным относим работу с информацией, моделирование, умение осуществлять учащимися выбор наиболее эффективных способов решения задач. К коммуникативным относим планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, реализацию речевой деятельности как в устной, так и в письменной формах. На уроках истории тема будущей исследовательской работы может возникнуть спонтанно. Например, в 5 классе при изучении темы «Греко-персидские войны» можно предложить тему исследования «Какие изобретения и открытия Древнего мира сохранились до наших дней?» при изучении «угличского дела» в 7 классе возникает вопрос: «Кому была выгодна смерть царевича Дмитрия Ивановича?», в 9 классе при изучении темы «Реформы Столыпина» можно предложить тему исследования: «Столыпин — великий реформатор или диктатор?» и др.
В процессе работы над учебным исследованием ученик совместно с учителем проходит основные этапы:
1) Мотивация исследовательской деятельности.
2) Формулирование проблемы, целей и задач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы.
3) Выдвижение гипотезы исследования.
4) Определение, обсуждение, выбор методов исследовательской деятельности.
5) Определение и выбор способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, выступление, творческий отчёт и др.)
6) Сбор, обработка, анализ и систематизация источников исследования.
7) Проверка гипотезы. Доказательство или опровержение гипотезы.
8) Подведение итогов, оформление результатов исследования.
9) Презентация результатов исследовательской работы в выбранной форме.
10) Анализ результатов деятельности. Определение перспектив и новых проблем исследования.
Проходя эти этапы, учащиеся формируют и развивают способности получать новые знания, анализировать их, сопоставлять, сравнивать и делать собственные умозаключения. Д.Локк в книге «Некоторые мысли о воспитании» (1693) писал: «Чтобы привлечь ребёнка к занятиям, следует широко использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. Большое значение имеют детские вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием. Необходимо развивать у детей способность к самостоятельным суждениям». [4, 32] Я считаю, то самое любопытство и является основой для поиска новой информации и инициирования исследовательской работы. На этапе мотивации важно не только пробудить интерес, но сохранить его на последующих этапах работы. Исходя из этого, при выборе темы необходимо руководствоваться уровнем сложности, объёмом предстоящей работы, наличием литературы и времени, которую займёт работа над исследованием. Технология личностно-ориентированного обучения позволит учителю учесть психологические, физиологические, интеллектуальные особенности учащегося.
Работая над этапом формулирования темы, нужно быть готовым, что учащемуся тема, которая в начале работы казалась интересной для изучения, перестанет быть объектом интереса. В этом случае, возможно, необходимо будет переформулировать тему или отказаться, предложив новую тему для исследования. Использование технологии проблемного обучения является одной из основ для формирования исследовательских умений. В процессе формулирования проблемы происходит активизация мышления ученика. Ученик должен самостоятельно анализировать фактический материал, сформулировать проблему исследования и, впоследствии, получить новую информацию.
Последующие этапы будут характеризоваться большим объёмом работы. Определившись с темой исследования, необходимо проанализировать источники исследования. Большую часть источников учащиеся будут искать в интернете. В этот момент необходимо воспользоваться технологией развития критического мышления. Не вся информация, представленная на сайтах, соответствует достоверности. Учителю необходимо помочь ученику сориентироваться в поисках нужной и интересной информации в тех сайтах, которые могут дать максимально достоверную и объективную информацию не только по тематике исследовательской работы, но и в процессе подготовки к урокам истории. Изучить историю только по учебнику невозможно, так как на многие события существуют альтернативные точки зрения. Кроме того, учебник не может передать того многообразия и богатства, которым обладает эпоха, культура того или иного периода, история определённого народа. Собрав необходимую информацию, выдвигая различные теории, учащийся начинает делать первые шаги в науку. Активный процесс сотворчества ученика и учителя характерен для этих этапов. Учитель работает над формированием умения у учащегося работать с источниками, критически правильно оформлять цитаты, библиографию, ссылки. Одновременно идёт работа над формированием у учащихся умений передавать информацию, организации взаимодействия с другими детьми, управлять своим психическим состоянием. Так рождается исследовательская работа, которая принесёт радость не только ученику, но и учителю. В книге «Разговор с молодым директором школы» В. А. Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования». [4,324]
Литература:
- Казарина Л. А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-issledovatelskoj-kompetentnosti-uchawihsja-profilnyh-gumanitarnyh.html
- Фаритов А. Т. Модель формирования исследовательской компетентности учащихся. журнал Молодой учёный. — 2016. — № 30 (134).
- Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик. Педагогические системы и технологии: курс лекций для педагогических специальностей ВУЗов. Минск, Экоперспектива, 2010. — 196
- История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и психология»/М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев и др.; Под.ред. ЛН.Литвина. — 2-е изд., дораб. — М., Просвещение, 1989. — 352 с.