Данная статья посвящена оценке влияния проектной деятельности на формирование математической грамотности и культуры, в частности, проанализированы положительные стороны исследовательской деятельности студентов при изучении математики статья предназначена преподавателям математики СПО, учителям математики, студентам, учащимся.
Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность.
В рамках продолжающейся реформы образования требования к выпускникам колледжа обуславливают их будущую конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому, учебным заведениям необходимо не просто дать выпускнику определенные знания, но и сформировать у студентов стойкие познавательные потребности, творческое и аналитическое мышление, являющиеся главными характеристиками гармоничной и всесторонне развитой личности. Для этого, надо научить их самостоятельно обобщать и анализировать научную информацию. Целью творческой и проектно-исследовательской работы обучающихся является развитие творческих способностей будущих специалистов и повышение уровня их профессиональных компетенций. Это возможно осуществить с помощью личностно-ориентированного подхода, применения активных форм и методов обучения. Необходимо расширить и углубить теоретические знания обучающихся в области изучаемых дисциплин, сформировать и развить практические навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, умения грамотно оформлять результаты своих научных изысканий, а также аргументировано презентовать итоги собственной деятельности. В связи с этим в образовательную деятельность СПО учреждений рекомендовано вводить новые педагогические технологии, использовать активные методы обучения, одним из которых является метод проектов. Пользуясь этим методом, студенты могут развить свои таланты и индивидуальность, научиться принимать единственно верные решения в нестандартных ситуациях. Постепенно произойдет формирование у студента собственной исследовательской системы [1].
На современном этапе развития общества роль математики в становлении личности переоценить невозможно. По мнению Г.М. Захаровой: «Чтобы оценить огромное влияние математики на личность, достаточно перечислить общечеловеческие умения, которые приобретают учащиеся, изучая данную дисциплину. Это — доказательства, обобщения, сравнения, аргументация, систематизация, анализ и многое другое. В связи с этим встаёт вопрос о применении таких способов организации учебного процесса, которые не только давали бы конкретные знания и прививали бы умения и навыки, но и развивали бы интеллектуальную, творческую, эмоциональную и другие сферы интересов человека» [2].
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемой дисциплине. Ни для кого ни секрет, что многие ребята боятся трудностей, а зачастую и не желают приложить каких-либо усилий для получения знаний. Федеральный государственный образовательный стандарт профессиональной подготовки по всем профессиям, реализуемым в учреждениях СПО, требует серьёзных знаний по математике, а обучающиеся, поступающие в колледж, чаще всего, имеют слабую подготовку и полное отсутствие интереса к предмету. Поэтому добиться глубоких знаний по математике крайне проблематично [2].
Какие же теоретические и практические знания должна давать математика? Математика должна обеспечить обучающихся методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, выбирать самые рациональные методы решения заданий, делать правильные выводы, одним словом — думать. На практике, в образовательной деятельности необходимо формировать умения проблемно-поисковой и исследовательской деятельности. Решить эту проблему привычными методами невозможно. Поэтому, поставленную проблему необходимо решать организацией проектной и исследовательской деятельности на занятиях математики [2].
«Метод проектов — это новый взгляд в преподавании. Применительно к дисциплине «Математика» проектный метод рассматривается как некая альтернатива классно — урочной системе. Современный проект студента — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств» — говорит Г. М. Захарова [2].
Начать работу с обучающимися на эту тему необходимо с введения определения понятия «метода проектов». Метод проектов — это педагогическая технология, направленная на применение имеющихся фактических знаний и приобретение новых путем самостоятельного исследования. Затем, поясняем обучающимся, что активное включение студента в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, формировать некоторые личностные качества, являться активными участниками процесса. Работая таким образом, обучающиеся попадают в среду неопределенности, но именно это является мощным активатором их мыслительной деятельности. Вовлечение обучающихся в создание проектов осуществляем с помощью компьютерных технологий. Студенты становятся самостоятельными активными участниками процесса обучения, расширяя, при этом свои знания, умения и навыки. Для решения проблемы они самостоятельно прибегают к ранее изученным теоретическим основам, анализируют, обобщают и делают выводы. Все это стимулирует их познавательную активность, развивает аналитические и творческие способности, а также помогает получить эмоциональное удовлетворение и самоутверждение среди сверстников. В ходе реализации метода преподаватель проектов является координатором, помощником и консультантом процесса. Преподаватель должен приложить все усилия, чтобы студент испытал радость от проделанной работы, прочувствовал успех достижения цели [2].
В соответствие с требованиями ФГОС в учреждениях СПО математика изучается три календарных модуля. Поэтому работа по проектно-исследовательской деятельности со студентами на занятиях по дисциплине «Математика» спланирована на три календарных модуля.
В первом календарном модуле основное внимание уделяется определению уровня творческих способностей студентов. Очень часто творческие ответы дают самые, что ни наесть заурядные ребята. Разноуровневые задания помогают выявить творчески одаренных и интеллектуально одаренных обучающихся. По мнению Г.М. Захаровой: «Если общество сегодня действительно ценит творчество и творческую личность, то мы педагоги в первую очередь должны быть внимательны к творческому студенту, с большим пониманием относится и к его силе, и к его слабости». Для развития творческих и интеллектуальных способностей студентам можно предложить сочинить пьесу, написать сочинение, придумать рекламный слоган, написать заметку в газету, выпустить очередной номер стенгазеты. Одаренным интеллектуально студентам можно поручить составить кроссворд, дидактическую настольную игру, подготовить доклад для конференции, составить тест на заданную тему, подготовить презентацию… На протяжении нескольких лет мы проводим занятия в математическом кружке «Интеграл», которые с удовольствием посещают и творческие студенты, и интеллектуалы и выполняют различные проекты на различную тематику [2].
Второй календарный модуль посвящен обучению студентов проектно-исследовательской деятельности, созданию условий для самостоятельного выдвижения идей, на поиск их доказательств методом исследования.
Организация исследовательской работы осуществляется по плану:
- Выбор темы, целеполагание;
- Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (поиск помощников, поиск источников информации, подбор принадлежностей и оборудования и т.п.)
- Выполнение проекта — практическая часть.
- Защита выполненного проекта;
- Подведение итогов — определение задач для новых проектов;
- Рефлексия [2].
Оформление работы по проекту необходимо выполнить в виде презентации в программе PowerPoint, по следующим правилам:
На первом слайде должно быть отражено:
- Фамилия, имя автора;
- Номер группы, наименование специальности, название учебного заведения;
- Тема исследовательской работы.
На втором слайде должно содержаться краткое описание работы.
На последнем слайде должна содержаться информация об использованных ресурсах [2].
В третьем календарном модуле проводится работа на основе проведенной учебно — исследовательской деятельности обучающихся по созданию презентаций в программе PowerPoint со студентами второго курса. Эта работа состоит из этапов:
1 этап — информационный;
2 этап — межпредметные связи;
3 этап — теоретические основы изучаемого объекта;
4 этап — применение теоретических знаний к решению практических задач.
5 этап — оформление проекта.
6 этап — презентация созданных проектов на уроках математики [2].
По плану работы математического кружка «Интеграл» проводятся конкурс социальных проектов, конкурс на лучшую студенческую творческую и исследовательскую, организовывается участие обучающихся в научно-практических конференциях различного уровня. Оценивание исследовательских проектов студентов осуществляется по совокупности следующих критериев:
– направленность темы исследования на получение нового знания;
– грамотность формулировок;
– обоснованность использованных методов исследования;
– многогранность и глубина анализа полученной информации;
– уровень обобщения полученных сведений;
– актуальность использованных библиографических материалов;
– авторская подача материала;
– культура и стилистика подачи материала [1].
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование метода проектов при изучении дисциплины «Математика» обеспечивает глубокое и надежное усвоение изучаемого материала, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, без отрыва от реальной исследовательской деятельности, а также способствует формированию профессиональных компетенций [2].
Литература:
- Сборник статей Новокузнецк — URL: http://rykovodstvo.ru/exspl/115637/ index. html (Дата обращения 20.08.2018 г.)
- Организация проектной и исследовательской деятельности на занятиях Математики — URL: www.informio.ru/publications/id81/Organizacija-pro...anjatijah-matematiki (Дата обращения 22.08.2018 г.)
- Горбунова, Н. В. Методика организации работы над проектом / Н. В. Горбунова // Образование. — 2010. — № 4. — С. 21-27.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. — Москва: Центр «Педагогический поиск», 2000.