В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.
Ключевые слова:проектная технология, деятельность, деятельностный подход в образовании, воспитательный аспект
Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.
Батищев Г. С.
Окунёмся в историю, Постановление ЦК ВКП/б/ в 1931 году декларировало, что использование метода проектов в практике советской школы привело «к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами». …Прошло немногим более семидесяти лет, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем, проект перспективен! Проект -это панацея от всех недостатков российской системы образования! Так ли это?
Деятельностный характер проектной технологии предполагается по определению. В современной педагогике метод проектов — это определенная совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [1,с.45]
Процесс организация проектно-исследовательской деятельности укладывается в структуру деятельности: мотив — проблема — цель — задачи — методы и способы — план — действия — результат- рефлексия [2] и моделирует реальную технологическую цепочку, состоящую из пяти «П»:
- ПРОБЛЕМА-определение проблемы проекта, отбор необходимых источников информации, составление маршрутной карты и календарного плана подготовки и реализации проекта; выбор формы проекта — индивидуальной или групповой. Например, при реализации проекта «Филофей Лещинский- митрополит Тобольский и Сибирский», мы выявили недостаточную осведомлённость учащихся нашей школы о Филофее — святом, пятом митрополите Тобольском и Сибирском, которому посвящён местный православный приход;
- ПОИСК — поиск информации, при реализации обозначенного проекта мы использовали архивные и музейные источники, литературу из православного прихода;
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ — анализ и исследовательская деятельность, творческая переработка информации. В том случае, если готовится групповой проект, происходит определение роли и степени участия каждого в предстоящей работе. На этом же этапе происходит фиксация результатов в различных формах (создание схем, таблиц, компьютерная обработка данных, фото- и видеосъемка);
- ПРОДУКТ — продуктом нашего проекта стала книжка-малышка «Филофей Лещинский — митрополит Тобольский и Сибирский», интерактивная карта " Миссионерская деятельность Филофея» и книжная выставка в школьном музее «Летопись»;
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ- презентовали проект на первых муниципальных Кирилло-Мефодиевских чтениях, стали призёрами.
Таким образом, на каждом этапе создания проекта, будь то учебного либо социального, мы, как педагоги, можем организовать и проследить самостоятельную деятельность учащихся.
Также хотелось бы обратить внимание коллег на воспитательные возможности этой технологии как движущей силы развития школьника, т.е. воспитания у обучающегося коммуникативной, нравственной, правовой, интеллектуальной и информационной, экологической, художественной, экономической, трудовой, развития самостоятельности детей, умения благотворно влиять на общество.
Работа над учебным и социальным проектом — это один из способов вхождения обучающегося в деятельность, в которой он учится определять границы своей свободы, ответственности и самостоятельности. Учащийся постепенно начинает понимать, что проект- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причем результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для него самого. Данная характеристика проекта наиболее ярко проявляется в социальном проектировании. Ребенок, проявляясь в проектной деятельности, получает от окружения эмоциональное подкрепление, которое становится стимулом для его последующей деятельности, открывает новые горизонты для творчества.
Проект также предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, так как только личная заинтересованность ученика в получении результата может поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать трудности и проблемы возникающие в процессе проектной деятельности. [2]
Этапы |
Самостоятельная деятельность обучающихся |
Тьюторская деятельность учителя |
Воспитательный аспект |
1 этап |
Рассмотрение проблемного поля, формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы, отбор необходимых источников информации, составление маршрутной карты и календарного плана подготовки и реализации проекта; выбор формы проекта — индивидуальной или групповой |
Помощь в формулировании тематики будущих проектов, примерной проблемы и гипотезы |
Воспитывается умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей. |
2 этап |
Поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания. Проведение исследования. В том случае, если готовится групповой проект, определение роли и степени участия каждого в предстоящей работе. Фиксация результатов в различных формах (компьютерная обработка данных, видео- и фотосъемка) |
Координация индивидуальных и групповых планов, обсуждение первых результатов, помощь в формировании содержания и оформления проекта, помощь в разработке сценария презентации проекта |
Формируется чувство ответственности, происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; развитие коммуникабельности. |
3 этап |
Предзащита проекта — публичное выступление |
Выявление недоработок, обсуждение спорных моментов, просмотр версии презентации проекта, организация рейтинга проектов, организация технической поддержки |
Происходит повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализация |
4 этап |
Презентация в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макет, плакат, компьютерная презентация, чертеж, модель, театрализация, видео, аудио и сценическое представлении). Закрепление навыка предъявления результата собственной практической деятельности |
Обеспечение аудитории, составление рецензии на проект, представление проекта экзаменационной комиссии. Обсуждение недоработок процедуры защиты проекта |
|
5 этап |
Реализация проекта |
Обеспечение площадки, координация деятельности участников |
Осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностный рост в процессе выполнения проектного задания |
[3]
Подводя итог, проектная технология -это:
- технология реализующая личностно-ориентированную направленность;
- технология деятельности, соответствующая ФГОС второго поколения;
- технология, воспитывающая базовую культуру личности;
- развивающая умения и желание самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, а значит, способствующая саморазвитию обучающегося;
- воспитывающая самостоятельность, целеустремленность, коллективизм, толерантность, ответственность, инициативность и творческое отношение к общему либо собственному делу. [2]
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но это отнюдь не вытесняющая её панацея. Сегодня специалисты стран, уже имеющих широкий опыт проектного обучения, считают, что проект следует применять в воспитательной и внеурочной работе как дополнение к другим видам обучения, как средство ускорения личностного и академического роста обучающихся.
Литература:
1. Полат Е. С. Как рождается проект — М.: Академия, 1995.
2. Федоскина О. В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности [электронный ресурс]// Режим доступа http://w.school2100.ru/upload/iblock/df4/df4dd5f33aa86de09f23cb68d49f7976.pdf
3. Ланчакова Л. А. Формирование социальных компетенций учащихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности [электронный ресурс]// Режим доступа http://uoidra.narod.ru/metod.files/opit/lanzakova.doc