Интеграция в проектной деятельности учащихся | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.07.2019

Статья просмотрена: 1026 раз

Библиографическое описание:

Василенко, Т. К. Интеграция в проектной деятельности учащихся / Т. К. Василенко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4356/ (дата обращения: 21.12.2024).



В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осуществления школьных проектов.

Ключевые слова: проектная деятельность, транспредметная интеграция, внеурочная деятельность, дополнительное образование, образовательный процесс, проектная работа.

Различные виды исследовательской, в том числе проектной деятельности учеников, за последние десятилетия стали привычным явлением в нашей системе образования.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные учебные программы включают проектную деятельность в содержание различных предметных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и прочих образовательных организациях.

Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Что касается основного образовательного смысла учебной проектно-исследовательской деятельности, то и по данному вопросу на сегодня особых разногласий нет. Разные источники педагогического знания, с небольшими модификациями, называют примерно следующие задачи проектной деятельности:

– приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности;

– развитие исследовательского мышления;

– активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе.

Интеграция характеризуется как процесс установления связей между информацией, знаниями, науками, обеспечение их целостности, охватывающей все компоненты в их единстве. Интеграция предполагает:

– рассмотрение любых явлений с различных точек зрения;

– развитие умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

– формирование способности проводить творческие исследования [2]

Предметы области «Искусство» по сути своей направлены как раз на формирование и развитие личностного отношения и оценки произведений искусства, предполагают решение творческих задач в процессе обучения. Поэтому учителям музыки близки принципы проектной деятельности.

Работа над проектом осуществляется с учетом следующих педагогических принципов:

– Непрерывность образования как механизма полноты и целостности образования

– Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

– Системность организации учебно-воспитательного процесса;

– Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

В течение учебного года учениками нашей школы были подготовлены проекты «Служение муз не терпит суеты», «Школа мечты» и «Золотой век русской культуры». В ходе осуществления планов проектов деятельность была разнообразной:

– Экскурсии в Пушкинские горы, в музей СОШ № 321 (история Благородного пансиона и Первой Санкт-Петербургской гимназии)

– Исследование исторической литературы, интернет-источников

– Чтение художественной литературы

– Прослушивание и разучивание музыкальных произведений

– Создание видеоролика, электронной презентации

– Написание статьи для школьного журнала

– Подбор иллюстраций

– Подготовка творческого выступления

– Создание сценария и компьютерной презентации для представления итогов проекта.

Приведенный перечень показывает, что в процессе проектной деятельности ученики, как правило, используют навыки, полученные на уроках из разных предметных областей, то есть возникает межпредметная интеграция.

Проектная работа прекрасно способствует реализации принципов внутрипредметной интеграции — систематизирование знаний внутри определенной дисциплины, переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового. Способствует этому и участие детей разного уровня знаний в одном проекте (ученики разных возрастов, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования).

Стало очевидным, что при подготовке проектной работы возникает необходимость интеграции основного общего и дополнительного образования школьников. Например, разучивание музыкальных фрагментов для проекта «Служенье муз» — это работа во внеурочное время, участвуют дети, которые занимаются в вокальной студии.

При распределении обязанностей в рамках проекта появляется несколько рабочих групп, где каждый участник может реализовать свои способности в соответствии с желанием, склонностями. Так как группы бывают разновозрастными, то образовательный процесс включает не только общение с источниками научными и художественными, но и общение внутри группы.

Например, в проекте «Служенье муз не терпит суеты» были заняты ученики начальной школы, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов. Актуальность выбора темы обусловлена особым вниманием к творчеству классиков русского искусства, чьи юбилейные даты отмечаются в текущем 2019 году. Прежде всего — 220 годовщина со дня рождения А. С. Пушкина, наследие которого во многом определило пути дальнейшего развития русского искусства. Сюжеты пушкинских произведений заняли важное место в творчестве композиторов-юбиляров 2019 года: М. И. Глинка (215 лет), М. П. Мусоргский (180 лет), Н.А Римский-Корсаков (175 лет).

В ходе работы участники проекта знакомились с биографиями и творчеством названных корифеев русского искусства, прослеживали взаимосвязь событий истории создания, сюжетов произведений, разучили фрагменты известных опер.

Таким образом возникает еще один вид интеграции, который уже исследует современная педагогика — транспредметная интеграция.

Транспредметная интеграция — это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. [2]

Именно интеграция общего и дополнительного образования детей обеспечивает условия:

– эффективной реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

– успешного жизненного и профессионального самоопределения;

– развития разносторонних способностей разных категорий детей;

– формирования ключевых компетенций учащихся.

Обучающийся овладевает целым рядом интегрированных умений:

– способностью ориентироваться в различных предметных областях знания;

– эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;

– развивать основы критического, творческого, продуктивного мышления;

– способностью к продуктивному творчеству.

Таким образом в современной педагогической практике учителя музыки в рамках руководства проектной деятельностью применяются все виды интеграции в образовании: внутрипредметная, межпредметная и транспредметная интеграция.

Литература:

  1. Никитина А. Современное понимание проблем интеграции в образовании / А. Никитина, Л. Савенкова // Учительская газета [Электронный ресурс]. — 2016. — 6 мая. — Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1092
  2. Созыкина Т. К. Эффективность интеграции общего и дополнительного образования в современном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС. / Т. К. Созыкина // «Интерактивное образование», № 25, апрель 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, транспредметная интеграция, внеурочная деятельность, образовательный процесс, проектная работа, вид интеграции, дополнительное образование, проект, русское искусство, учитель музыки.

Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Роль проектной деятельности в развитии информационной культуры старшеклассников

В статье авторы рассматривают роль проектной деятельности в развитии информационной культуры старшеклассников.

Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении

В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образоват...

Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Роль проектной деятельности в развитии информационной культуры старшеклассников

В статье авторы рассматривают роль проектной деятельности в развитии информационной культуры старшеклассников.

Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении

В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образоват...

Задать вопрос