Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ (из опыта работы)
Автор: Ткачева Лариса Сергеевна
Рубрика: 2. Теория, методология и философия культуры
Опубликовано в
международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 18.03.2015
Статья просмотрена: 2666 раз
Библиографическое описание:
Ткачева, Л. С. Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ (из опыта работы) / Л. С. Ткачева. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 11-26. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/155/7588/ (дата обращения: 16.12.2024).
Из чего складывается радость педагогического труда? Когда преподаватель сумел вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету, окрылённость и увлеченность творческим процессом, успешность самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности. Создать атмосферу творческого вдохновения, мотивирующего пространства, найти наиболее результативный и увлекательный путь воспитания и обучения каждого отдельного ученика — это задача преподавателя. Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Данная статья посвящена обоснованию метода проекта во внеурочной деятельности в рамках дисциплины «музыкальная литература», оптимизирующих процесс самоактуализации и самореализации личности учащихся. В отличие от задач учебного процесса, внеурочная деятельность строится на включении ребенка в окружающую его жизнь, познании самого себя через творчество, возможности на практике применить полученные знания и навыки (наличие творческой продукции), а также развитии творческого восприятия мира и общества.
В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. говорится: «В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» [3, с.3].
Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ, он способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески — индивидуальных представлений в искусстве.
Для удержания интереса учащихся к учебному труду разрабатываются нестандартные формы уроков, найденные в процессе многолетней работы: уроки-соревнования, уроки- игры, уроки-путешествия, уроки — исследования и т. д., применяются новые информационные технологии, без которых невозможен современный урок в школе. Увлеченность детей предметом переросло в желание выйти за рамки урока и разрабатывать свои проекты о жизни и творчестве композиторов, о различных явлениях музыкальной жизни и презентовать свой труд родителям, детям общеобразовательных школ, общественности города. Тем более, что в нашем небольшом провинциальном городке единственная ДМШ № 22 является центром музыкально-просветительской и культурной жизни города. Так появилось объединение детей, увлеченных музыкальной литературой, которое стало творческой мастерской «Tutti», охватывающей 13 учащихся с 3 по 7 классы ДМШ.
Подготовить, оформить и представить проект — дело гораздо более долгое, чем выполнить традиционное задание. Как и при реализации любого проекта, сначала выбирается тема и форма представления, ставится цель, распределяются обязанности по сбору информации, составлению оригинального сценария, мультимедийной презентации, подбору музыкальных произведений, распределению ролей в случае театрализации проектного материала. Затем проект надо выполнить, проанализировать и оценить. К участию в проекте привлекаются дети, которые со своими преподавателями по специальным дисциплинам готовят концертные вокальные или инструментальные выступления. По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов: информативно-исследовательские проекты — «Портрет композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»; ролевые проекты — музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали;информационные проекты — музыкальные стенгазеты, афиши, альбомы; сценарные проекты — музыкальные гостиные, музыкальные вечера, конкурсы.
Сначала в творческой мастерской разрабатывались проекты музыкальных гостиных к юбилейным датам композиторов. Самым ярким событием из этой серии стал 200-летний юбилей со дня рождения М.Глинки «Музыкальный Олимп» в виде игры по типу телепередачи «Умники и умницы» (разработка напечатана в журнале «Музыка в школе» № 2, 2004г.). Музыкальная гостиная «Камертон эпохи» была посвящена творчеству Д.Шостаковича с использованием ИКТ технологий. В честь В.Моцарта был проведен конкурс «Звучит нестареющий Моцарт» между командами «Поклонники» и «Ценители» творчества австрийского композитора. Имеющийся успех проектов в форме конкурса закрепили проведением мероприятия по принципу телевизионной игры «Своя игра» для учащихся старших классов с отборочным туром, двумя раундами по 18 вопросов и финальным раундом — 6 вопросов. К 215-летию со дня рождения Ф.Шуберта была подготовлена музыкальная гостиная «Интервью с Шубертом» (приложение № 1). Наряду с музыкальными гостиными и конкурсами появилась другая форма сценарного проекта как Арт-кафе «Импрессионизм в музыке и живописи» с использованием атрибутов кафе XIX века во Франции, репродукциями художников-импрессионистов, музыкой К.Дебюсси и М.Равеля. Интересным и необычным для детей была реализация ролевых проектов, таких как театрализованное представление «Антонио Вивальди» и «Дело П. И. Чайковского» (приложение № 2).
Творческий коллектив мастерской, постоянно обновляясь в связи с выпуском детей из музыкальной школы, в этом году пополнился детьми, обучающимися на вокальном отделении. Они предложили создать новый проект — мини-оперу на сказочный сюжет, взяв за основу музыку П.Чайковского к его 175-летию со дня рождения. Но в ходе подготовки проекта музыкальной основой оперы стала музыка композиторов М.Глинки, А.Даргомыжского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, П.Чайковского, С.Прокофьева, Э.Грига, В.Моцарта, Л.Бетховена. Вместе придумывали сюжетную линию, выбирали музыку для каждого героя, исходя из его характера и образа, помогали мне в составлении либретто. Репетировали сначала отдельные сцены, арии, дуэты и ансамбли, подбирали тональности к голосам артистов, готовили декорации и костюмы. В итоге поставили двадцати минутную оперу-сказку «Тайна волшебного сундучка» (приложение № 3), которая стала лучшей оперой во второй региональной олимпиаде по дисциплинам музыкально-теоретического цикла для учащихся ДМШ и ДШИ Сибирского региона «Краски музыки» в г. Кемерово. Посмотреть оперу можно на сайте нашей школы dmsh22.com
Хочется особо подчеркнуть, что сотрудничество детей и взрослых в творческой мастерской «Tutti» над созданием самостоятельных проектов имеет ряд достоинств: вовлечение в творческую работу детей; развитие познавательных интересов; развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь; появляется возможность реализации творческого потенциала ребят; занятость во внеурочное время. В школе создается «мотивирующая образовательная среда, как необходимое условие «социальной ситуации развития» подрастающих поколений», [3, с.8] обеспечивающая активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это реальная возможность для саморазвития и самореализации личности. Мы верим, что проектная музыкальная деятельность и в целом музыкальная культура формирует человека, а человек формирует мир, в котором живет.
Приложение № 1
Музыкальная гостиная «Интервью с Шубертом»
Цель: вызвать интерес детей к творчеству австрийского композитора Ф.Шуберта в увлекательной форме интервью с композитором.
Задачи: способствовать формированию художественного вкуса детей, расширению музыкального кругозора; помочь глубже понимать музыку Шуберта.
На сцене учащимися разыгрывается диалог журналиста с Шубертом.
1. Ведущий: Дорогой Франц! Вы — первый романтик, композитор — лирик охватили все жанры вашего времени. Назовите Ваш любимый жанр?
Шуберт: Конечно, песня! Я сочинил около 600 песен. Когда я учился в Конвикте — это школа-интернат, там готовили придворных певчих, пел в хоре, участвовал в ансамблях — там и полюбил этот жанр.
Ведущий: Благодаря вам, песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Впервые в ваших песнях фортепианная партия стала носителем музыкального образа. Давайте послушаем знаменитую песню «Форель».
2. Ведущий: Мы знаем о ваших непростых отношениях с отцом. На чем основывались ваши разногласия с ним?
Шуберт: Учёбу в школе я оставил, вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, а затем устроился учителем в школу, где работал мой отец Франц Теодор Шуберт. Но работать учителем я не любил, в свободное время сочинял музыку, что стало вызывать у отца тревогу. Отец хотел уберечь меня от трудной участи музыканта. Но никакие запреты не могли помешать мне заниматься музыкой, жить только ею и ради нее.
Ведущий: Предлагаю насладиться вашей музыкой (музыка по выбору).
3. Ведущий: Ваши встречи с друзьями вошли в историю как шубертиады. Почему? Шуберт: Во время встреч с друзьями мы читали книги, горячо спорили, критиковали существующие общественные порядки, а часто и просто развлекались: разыгрывали шарады, танцевали. Но иногда на таких встречах я не отходил от фортепиано, тут же сочинял разные танцы. К сожалению, многие из них так и остались незаписанными. Эти музыкальные вечера и стали шубертиадами.
Ведущий: Давайте послушаем два танца, прозвучавших на вечере с друзьями (звучат экосезы Шуберта).
4. Ведущий: А еще какие танцы звучали на шубертиадах? Шуберт: Менуэты. Вот один из них.
5. Ведущий: Кстати, благодаря шубертиадам, стали распространяться ваши песни. Вы первый в истории создали серии песен-монологов, связанных единым сюжетом, например, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».
Шуберт: Мне понравилась лирика поэта Мюллера, повествующая о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души. Кстати, в цикле 20 песен и среди них есть замечательная песня «В путь».
Ведущий: У нас есть возможность послушать ее.
6. Ведущий: Как-то вы произнесли такую фразу: «Я сочиняю каждое утро, когда я заканчиваю одну пьесу, я начинаю другую». Неужели это правда? Шуберт: Да я сочиняю быстро. Музыкальные мысли рождаются непрерывно, едва успеваю заносить их на бумагу. А если ее нет под рукой, то пишу на обрывках и клочках. Могу исполнить вальс, мелодия которого пришла мне во сне.
Ведущий: Пожалуйста! (звучит вальс)
7. Ведущий: Прежде чем послушать еще один вальс, хочется задать вам вопрос: «Почему, сочиняя такие замечательные произведения, вы постоянно испытывали материальные трудности?»
Шуберт: Думаю, это связано с моим характером. Надо было организовывать концерты, а я не умею устраивать свои дела, не умею просить, унижаться перед влиятельными лицами. Да, я, нередко испытывал голод, не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента. Но материальные трудности не мешали мне любить музыку.
Ведущий: Вашему вниманию предлагаю еще один вальс!
8. Ведущий: А теперь от зрителей вопросы. Ваш любимый композитор?
Ответ: Людвиг ван Бетховен.
Вопрос: Чьи симфонии вы любили слушать?
Ответ: Симфонию№ 40 соль минор Моцарта.
Вопрос: Сколько симфоний вы сочинили?
Ответ: Девять
Вопрос: Что означают названия фортепианных пьес — музыкальный момент?
Ответ: В названии скрыта определенная идея. Каждый «Музыкальный момент» это один миг эмоции, настроения, которые простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов.
Вопрос: Сколько у вас музыкальных моментов?
Ответ: Шесть
Ведущий: Послушаем самый знаменитый фа-минорный музыкальный момент.
9. Ведущий: Дорогой, Франц! Теперь, обращаясь к гостям в зале, мы узнаем, почему ваша музыка нужна людям XXI века (реплики из зала).
— Я вижу в Шуберте одного из самых больших мелодистов всех времен. Научиться писать хорошую мелодию нельзя. У Шуберта этот дар был от Бога. Исходя из двух-трех нот, он мог написать мелодию.
— Меня потрясает в его песнях необыкновенная связь музыки и слова.
— Я вижу актуальность музыки Шуберта сегодня в ее легкости и свободе, вместе с искренностью и естественной глубиной.
— Шуберт считал себя ниже Бетховена, в то время как внес в музыку нечто новаторское. Мы нуждаемся в его музыке как в пище для наших душ.
Ведущий: Спасибо за откровенный разговор. Ваша музыка нашла путь к сердцам простых людей не только родной Австрии, но и всего мира. Вашей музыке суждено жить века и века, неся утешение и радость людям. Сейчас прозвучит ваша знаменитая «Серенада».
10. Видео-сюжет (Видео-презентацию можно подготовить, пользуясь информационными ресурсами или)
11. Эпилог: Георгий Свиридов: «Музыка Шуберта живет не насаждаемая никем, живет в собственной жизнестойкости. Шуберт для меня — настоящий утешитель, как в молитве Святому Духу: утешитель в самом прямом и точном смысле слова. Он, конечно, не мог не чувствовать божественного прикосновения».
Приложение № 2
Музыкальная гостиная «Дело композитора П. И. Чайковского»
Цель: создание условия для повышения интереса подростков к творчеству русского композитора П. И. Чайковского
Задачи: стимулировать интерес к музыкальному искусству; способствовать расширению музыкального кругозора; воспитывать культуру общения и культуру поведения в коллективе.
Ведущий: Музыка Чайковского занимает очень большое место в духовной жизни современных людей. Время расставляет все на свои места, и к его знаменательной дате мы обсудим личность и музыку Чайковского.Встать, суд идёт!
Судья: Прошу садиться! Слушается дело о русском композиторе XIX века. На скамье подсудимых Петр Ильич Чайковский. Подсудимый, встаньте! Ваши современники обвиняют вас в измене традициям Глинки, отсутствии русского народного элемента в творчестве и создании собственного стиля композиторского письма. В компетенции суда:
1. Признать, либо не признать правомерность действий композитора Чайковского по формированию собственного стиля в русской музыкальной культуре и не участия в собраниях кружка «Могучая кучка».
2. Выявить отличительные особенности музыкального стиля на примере творчества композитора.
3. Определить уровень композиторской плодотворности.
4. Вынести приговор, решающий его дальнейшую судьбу в истории русской музыкальной культуры. Защиту подсудимого осуществляет меценат Надежда Филаретовна фон Мекк, обвинение представляет — критик, композитор и представитель «Могучей кучки» Цезарь Антонович Кюи, секретарь суда (фамилия ученицы). Прошу доложить секретаря о готовности.
Секретарь: Проходящие по данному делу свидетели находятся в зале суда. Все аудио и видеоматериалы следствия переданы суду.
Судья: Заседание суда прошу считать открытым. Начнем с допроса потерпевшей стороны. Господа современники, проясните ситуацию и объясните нам, в чем вы обвиняете композитора Петра Чайковского?
Современник: Во второй половине XIX века русская музыкальная культура в основном развивалась в рамках «новой русской школы», она же — Балакиревский кружок, она же — «Могучая кучка», она же — «пятерка» — Балакирев, Кюи, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Декларацией кружка стало создание нового национального музыкального искусства на основе «русского народного элемента». Что происходит: реалистические традиции основоположника русской музыкальной классики Глинки находят многообразное преломление в их творчестве, крестьянскую песню они сохраняют в неприкосновенности с ее ладовыми особенностями. Чайковский же, напротив, народные песни воспринимал в городском варианте, в его мелодику вошла бытующая музыка города — романс и танцы, особенно вальс. Обвиняю Чайковского в измене традициям Глинки.
Судья: Назовите, конкретно, чем отличается музыкальный почерк Чайковского на примере его творчества?
Современник: Он глубоко заглянул в душевный мир простых людей, уделил пристальное внимание чувствам и эмоциям человека.
Судья: Мы можем услышать конкретный пример того, о чем вы говорите? Представьте суду музыкальный пример.
Современник: Звучит «Сладкая грёза» из Детского альбома (произведение по выбору).
Защита: По-нашему мнению, блестяще найдены специфические средства воплощения и формы для выражения подобных чувств.
Обвинение: Банальность, рутинёрство, шаблонные решения, заигрывание с дешевыми вкусами публики. Даже критик, любимец публики Серов вздумал чудить, защищая Чайковского!
Серов (с места): Я не чудил! Я уверен — Чайковский открыл новые горизонты!
Судья: Тише, г-н Серов, вам дадут слово! И последний вопрос потерпевшей стороне. Вы хотите сказать, что композиторская фантазия г-на Чайковского не знает границ, что он заимствовал зарубежные интонации?
Современник: Вы можете сами убедиться, послушав пьесу «Старинная французская песенка» из Детского альбома (произведение по выбору).
Судья: Прошу садиться. Г-н Чайковский, пройдите для допроса.
Защита: Вы позволите, ваша честь! Где простите, готовят такие таланты?
Чайковский: Я родился в небольшом уральском городке Воткинске в дворянской семье. Была жизнь как жизнь: сад, беседка, романсы, музицирование в 4 руки. Была государственная служба после Училища правоведения. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории.
Серов (с места): Заметьте, композиторы «Могучей кучки» не получили профессионального музыкального образования.
Обвинение: Правильно, они опасались заимствования зарубежного образования, вырабатывали свои взгляды и мастерство в дискуссиях и спорах.
Судья: Господа, прошу внимания! Продолжайте, подсудимый.
Чайковский: Было предложение переехать в Москву, где стал сначала преподавателем консерватории с окладом 47 рублей в месяц, а потом и профессором. Нет сомнений, что если бы судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то не сделал бы всего того, что сделал.
Защита: Ваша честь, вы позволите приобщить к делу список самых известных произведений этого периода жизни? Оперы «Воевода», «Ундина», «Кузнец Вакула», 3 симфонии, 1-ый фортепианный концерт, балет «Лебединое озеро», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», цикл фортепианных пьес «Времена года».
Судья: Прошу пояснить суду о замысле цикла «Времена года».
Чайковский: В декабре 1875 года издатель Бернар обратился ко мне с предложением написать 12 пьес для ежемесячного журнала «Нувелист». Я с большим удовольствием приступил к работе.
Защита: Ваша честь, позвольте представить доказательство мастерства композитора на примере пьесы «Подснежник». Послушайте музыку апреля, которая похожа на вальс. Мелодия стремится вверх, растет, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь. Предлагаю закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
Чайковский: Я люблю весну. В пьесе «Май» не рассказывается ни о чем, главное в ней — настроение восхищения, которое вызывают белые ночи. Послушайте.
Судья: Обвинение, у вас есть вопросы к г-ну Чайковскому?
Обвинение: Нет, ваша честь, но в зале находится свидетель по делу Чайковского г-н Стасов. Вы позволите его пригласить?
Судья: Вызывается свидетель Владимир Стасов — критик и идейный вдохновитель «Могучей кучки». Вы подтверждаете, что упомянутый ранее список произведений — дело рук Чайковского?
Стасов: Ваша честь, помимо перечисленного создания, а так же ста пьес для фортепиано г-н Чайковский создал 6 симфоний. Я обвиняю подсудимого за использование практически во всех своих созданиях, начиная с 1877 года, трагических интонаций. Обвиняю за пошлую кантилену, ложную притворную горячность.
Судья: Встаньте, г-н Чайковский. Современники обвиняют Вас в создании нового типа симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией — трагедией. Вы признаете свою вину?
Чайковский: Признаю!
Современники: (выкрикивают) Вы потеряли вкус! Музыка плоская и тривиальная. Ваши симфонии — «вопли горести и отчаяния»!
Защита: Разрешите взять слово, ваша честь? Его симфонии — это отклик на события российской истории: сначала покушение на царя, потом русско-турецкая война и, наконец, цареубийство в 1881 году. Атмосфера очень мрачная в России.
Чайковский: Но это не мешает мне любить ее страстной любовью. Приобщаю к делу 4 симфонию — это исповедь моей души. Финал симфонии с таким смыслом: если ты в себе не находишь радости — ступай в народ, смотри, как он умеет веселиться. Здесь вы услышите всем известную подлинную народную песню (фрагмент симфонии).
Судья: Защита, у вас есть вопросы?
Защита: Позвольте, ваша честь, пригласить свидетеля — композитора и публициста г-на Серова.
Серов: Творческое наследие Чайковского поистине ошеломляюще! Чувствуется непревзойденный талант!
Судья: О каком таланте идет речь?
Серов: Все свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью. В его музыке — вся жизнь человека, с ее радостью, скорбью, надеждами и борьбой. О чем бы ни говорил Чайковский — он всегда правдив и искренен. Он — певец красоты. Его музыка любима не только в России. Он первый русский композитор, которого увидела и полюбила Америка. Музыка Чайковского способна дарить счастье!
Судья: Я попрошу защиту прокомментировать ответ конкретно на фактах.
Защита: Ваша честь, помимо создания 6 симфоний г-н Чайковский сочинил 100 романсов и песен. Одна из них «Мой Лизочек» (произведение по выбору).
Судья: Еще имеются доказательства мелодичности и напевности музыкального языка г-на Чайковского?
Защита: Да, ваша честь. Предлагаем суду романс «Легенда» (произведение по выбору).
Судья: Обвинение, у вас есть вопросы к свидетелю?
Обвинение: Да. Не кажется ли вам, г-н Серов, что красота мелодий Чайковского это не что иное, как подражание Моцарту?
Серов: Моцарт — любимый композитор Чайковского, но, ни одну ноту у него не заимствовал.
Обвинение: В ходе следствия выявились такие факты: опера стала ведущим жанром творчества Чайковского. С чем связан выбор сюжетов его 10 опер?
Серов: Подсудимый выбирал сюжеты, соответствующие своему музыкальному языку, в котором преобладал любовный драматический мотив, а не историческая драма.
Обвинение: А что он сделал с музыкой в своих трех балетах? Ведь раньше музыка подчинялась хореографии.
Чайковский: Разрешите ответить? Мои реформаторские стремления проявились в том, что музыка в балете стала равноправной участницей спектакля. Балет — это та же симфония, основанная на сквозном тематическом развитии. Прокладывая собственную дорогу в этом жанре, я всё же продолжил традиции Глинки, включив в действие национальные жанровые танцы и сюиты.
Судья: Г-н, Серов, вы можете это подтвердить фактами?
Серов: Предлагаю посмотреть арабский танец из балета «Щелкунчик», поставленный в Мариинском театре.
Судья: Спасибо, свидетель, садитесь. Обвинение, что вы хотите добавить?
Обвинение: Мы вызываем современника нынешнего поколения, фаната рок — музыки.
Современник 2: Мы живем в век атома, электроники и компьютеров. Рок — музыка и рэп — вот, что нам надо! А Чайковский — это же XIX век, он не в моде. Зачем его слушать? Подавай нам хлеба, зрелищ, масскультуру.
Защита: Обращаясь к новому поколению, напомню слова Ф.Листа: «Есть музыка, которая сама идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли». Не пройдите мимо великой музыки! В какофонии мира не потеряйте свое «я». Мода — это что-то постоянно меняющееся, а великая музыка, просеянная через сито времени, всегда современна. Музыку Чайковского мы можем услышать в современной обработке на синтезаторе.
Судья: Г- н Чайковский, вам предоставляется последнее слово.
Чайковский: Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору.
Судья: Заслушав обе стороны, для вынесения приговора прошу всех встать. Приговор: Внимательно изучив обстоятельства дела, рассмотрев представленные доказательства и заслушав показания свидетелей, суд приговорил:
1. Г-на Чайковского Петра Ильича признать виновным в создании собственного стиля в русской музыкальной культуре. По характеру дарования признать его лириком и драматургом — психологом, великим композитором — мелодистом.
2. Постановить, что традиции Глинки нашли свое продолжение не только у композиторов Могучей кучки, но и в творчестве Чайковского.
3. Высоко оценить музыку г-на Чайковского и рекомендовать современникам слушать её, исполнять и делиться своими впечатлениями.
Судья: Завершит наше заседание хор из оперы «Евгений Онегин».
Приложение № 3
Мини-опера «Тайна волшебного сундучка»
Краткое содержание. Действие происходит в сказочной стране. Жизнь в этой стране течет мирно и спокойно, воплощаются мечты народа о справедливой и прекрасной жизни. А тайна такого жизненного порядка хранится в волшебном сундучке.
1 картина. Баян-сказитель повествует о гармонии и согласии в стране. Люди веселятся, поют песни. Слуга злого Нелюдима забирает волшебный сундучок, тем самым нарушив покой и благополучие жителей страны. Лель и Купава находят ключ от сундучка и с ним отправляются к Нелюдиму.
2 картина. Владения злого Нелюдима. Невольницы развлекают его песнями и танцами. Слуга вносит волшебный сундучок. Нелюдим доволен, в его руках тайна жизненной силы, которая объединяет людей, теперь он может властвовать над ними. Но ключ потерян, слуга взят под стражу.
3 картина. Лесная поляна. Лель и Купава любуются красотой природы. Лесная Фея дарит им волшебный платок.
4 картина. Владения Нелюдима. Появляются Лель и Купава, решительно требуя вернуть им добродетели. Хитрый Нелюдим предлагает Лелю взглянуть в свое зеркало и тот … «каменеет». Ключ от сундучка в руках Нелюдима. С помощью волшебного платка Купава усыпляет Нелюдима, расколдовывает зеркало и вместе с Лелем открывает сундучок. Жители страны воспевают добродетели!
Либретто
Действующие лица: Баян, Лель, Купава, Жительница, Нелюдим, Жители царства, Невольницы, Слуги Нелюдима, Лесная Фея.
1 картина. Баян (М. Глинка «Песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила»)
Давным-давно среди людей царили радость и согласье,
Гармония и мир, и счастье… Там речи были благозвучны
И мысли светлы и певучи. А тайна жизни безмятежной хранилась в этом сундучке.
Хор жителей: Живем мы в мире и добре, а тайна в нашем сундучке.
Хор жителей: (П.Чайковский «Уж, как по мосту-мосточку» из оперы «Евгений Онегин»)
1. Уж как по мосту, мосточку, По калиновым досочкам.
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну, По калиновым досочкам.
2. Тут и шёл прошёл детина, Словно ягода-малина.
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну, Словно ягода-малина.
3. На плечах несёт дубинку, Под полой несёт волынку.
Вай-ну, вай-ну, вай-ну, вай-ну, Под полой несёт волынку.
(Слуга Нелюдима забирает сундучок под музыку С.Прокофьева «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта).
Жительница: (Э.Григ «Песня Сольвейг»)
Пришла к нам беда, всюду боль и суета, всюду боль и суета.
Завяли все цветы, где вы, светлые мечты? Где вы, светлые мечты?
Но станет ярче солнце, мне сердце говорит, мне сердце говорит.
И тайна к нам вернется, как прежде будем жить. Как прежде будем жить.
(А.Даргомыжский «Речитатив Ольги» из оперы «Русалка»).
Купава — Какая бедная все плачет и грустит.
Лель — Смотри, какой-то ключ лежит.
Купава -Кто потерял?
Жительница: — Что ж делать? Ключ от тайны сундучка. Злой Нелюдим, уж он не насидится, не пьет, не ест — пока не разозлится. Украл он нашу тайну и мечты.
Жители (хором): Не надо нам соседей навещать. Не будем мы друг другу помогать. И ссоры будут нами управлять. И страх, и гнев, и месть, и боль огнем сжигают кровь.
Лель: Как думаешь, нам надо разгадать их жизни тайну?
Купава: (обращается к жительнице) Полно, полно, не грусти!
Жительница: Мы раньше жили в мире и согласье. А Нелюдим, уж он, коварный, завидовал, разрушил всё.
Купава: Ну, полно, чем нам сидеть и горевать, мы лучше с песенкой его пойдем искать
Лель исполняет 1 куплет «Третья песня Леля» Н.Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка».
2 картина — Владения Нелюдима
(Н.Римский — Корсаков тема Шахриара из симфонической сюиты «Шахеразада»)
(Нелюдим важно сидит, жестом показывает слуге пригласить невольниц)
Хор невольниц исполняет «Улетай на крыльях» А.Бородина из оперы «Князь Игорь».
(в конце входит слуга с сундучком)
Нелюдим (М.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила»)
О, радость! Я знал, я чувствовал заране, что буду управлять людьми. Вот это счастье!
Близок уж час торжества моего, уничтожу я тайну людского спасения.
Ты поскорей открывай сундучок, пусть они будут ждать моего повеления!
Соперников нет, буду я властелином. Ты ключ дорогой доставай поскорей.
Ни вопли, ни слезы, ничто не поможет! Смиритесь пред властью великой моей.
Близок уж час торжества моего, уничтожу я тайну людского спасения.
Ты поскорей открывай сундучок, пусть они будут ждать моего повеления!
Слуга Нелюдима: (В. Моцарт «Ария Барбарины» из оперы «Свадьба Фигаро»)
Уронил я, потерял я, где теперь мне ключ найти, где теперь его найти!
Не найти мне (2раза). Уронил я, потерял я, не найти его теперь. Не найти мне.
Ах, уронил я, потерял я, где же, где его найти. Что-то мне скажет Нелюдим. Как же мне быть. Что делать мне?
Нелюдим в ярости жестом показывает взять слугу под стражу (тема Шахриара).
3 картина происходит в лесу.
(П.Чайковский Речитатив Ленского из оперы «Евгений Онегин»).
Лель: Куда, куда нас привела дорога?
Купава: Давай присядем, отдохнем.
Лель и Купава поют «Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского (на фоне Лесная Фея танцует, незаметно кладет волшебный платок).
Лель: Какой платок волшебный нам достался.
Купава: Пусть он поможет нам в пути.
Лель исполняет второй куплет «Третья песня Леля» Н.Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка».
4 картина — Владения Нелюдима.
Нелюдим один ходит по сцене (тема Шахриара), (звучит проигрыш 3 песни Леля).
Входят Лель и Купава (А. Бородин «Ария Игоря» из оперы «Князь Игорь»).
Лель: О, дай же людям, ты, свободу, ты наши добродетели отдай.
Ведь ты несешь раздор и смуту. Мы защитим родимый край!
Нелюдим: (Тема Шахриара): Нет! Вы в зеркало посмотрите!
Звучит вступление «5 симфония» Л.Бетховена.
Купава (Гл. тема 1 части «5 симфонии» Л.Бетховена): Это подвох, тебя прошу, ему не верь. Какой обман, какая ложь, пойдем скорей. Это обман, поверь, давай уйдем скорей.
Лель: Я не боюсь его (смотрит в зеркало и замирает).
Нелюдим: Ха-ха-ха-ха (забирает ключ из рук).
(Н.Римский-Корсаков «Сон по бережку ходил» из оперы «Садко»).
Купава: (убаюкивает платком) Сон по бережку ходил, дрема по лугу. А и сон искал дрему, дрему спрашивал: «Что ж ты, грозный Нелюдим, одинокий Нелюдим?» Баю-бай…. Нелюдим спит сладким сном, забывает обо всем. Надо зеркало закрыть, сундучок освободить, добродетели открыть, чтобы людям в мире жить. Баю-бай…
(Нелюдим засыпает, Лель отмирает).
Купава и Лель забирают ключ у Нелюдима, открывают сундучок и слова- добродетели поочередно передаются, выходящим на сцену героям: Любовь, Вера, Мир, Добро, Надежда, Милосердие, Совесть, Радость, Мудрость.
(Н.Римский-Корсаков хор «Свет и сила, бог Ярило» из оперы «Снегурочка»).
Лель, потом Купава: Пусть всегда будут с нами вечно Мир, Добро, Надежда, Совесть и Любовь, да и Радость!
Хор: Даруй, бог, мира, душевной силы. Да сбудутся мечты, Больше веры и любви!
Литература:
1. https://ru.wikipedia.org/
2. http://musike.ru/sitemap/
3. http://www.c-cafe.ru/days/bio/000286.php
4. Шуберт Ф.: серия № 45 («Ф. Шуберт») — «Encyclopedia channel», 2006–2009
5. Бычков, В. И. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
6. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. — Народное образование. — М.: № 9, 2000. — с.177–180.
7. Концепция развития дополнительного образования детей / Распоряжение
8. Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
9. Лифановский, Б. И. Интернет для музыканта / Б. И. Лифановский. — М.: Классика-XXI, 2006. — 216 с.
10. Новикова, Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности — Народное образование № 8–9, 2000. — с.157.
11. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. / Учитель № 1, 2000.- с. 41–45с.
12. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / — М.: АРКТИ, 2008. — 80 с. (Метод. библиотека).
13. Школяр, В.А., Критская Е. Д.. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студентов муз. факультета высших и средних пед. учебных заведений / Л. В. Школяр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 232 с.