В статье отражена приоритетная роль методики обучения в ходе разработки и внедрения новых образовательных технологий в контексте школьной образовательной практики.
Ключевые слова:методика обучения, школьное образование, образовательная технология, научная картина мира, модернизация.
В настоящее время система школьного образования претерпевает глубокую модернизацию. Происходят важные процессы, связанные с разработкой образовательных стандартов. Учителями, методистами и учеными разрабатываются новые концепции школьного образования.
Школа всегда была и остается предметом серьезного внимания. Здесь старшее поколение (учителя) и новая подрастающая генерация обретают взаимопонимание, нацеленное на передачу и восприятие опыта жизни. В системе жесткой дисциплины и единых дидактических принципов в советской школе создавалось высокое внутреннее педагогическое давление. Оно обеспечивало уровень знаний и воспитательное содержание процесса обучения. Модернизация современной школы нормализовала существовавшее избыточное давление, распределив его по изучаемым предметам. Тем самым повысились требования к методике обучения.
Как известно, для отыскания любой истины необходим метод.Метод, по Р. Декарту, это точные и простые правила, с помощью которых ум достигает познания того, что ему доступно. В методе, повторил эту же мысль О. Шпенглер, скрыт тот корень, из которого может изойти решение любой проблемы. Следовательно, методика — это совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы.
Объектом методики обучениявыступает процесс обучения в школе. Ее составляют субъекты и объекты обучения (включая инфраструктурные условия учебного процесса), а также наука, представляемая носителями знаний и самими знаниями в виде научной картины мира. Таким образом, школьная учебная дисциплина вырастает из основных теоретических понятий конкретной науки.
Процесс превращения науки в школьную дисциплину предполагает отбор содержания учебного материала, определение средств обучения и форм его организации, а также наличие определенных психолого-педагогических качеств учеников и профессиональной квалификации учителя. В итоге формируется образовательная система как совокупность сложных материальных и нематериальных компонентов, находящихся во взаимодействии в процессе создания устойчивого образовательного учебно-воспитательного эффекта.
Полное представление о научной картине мира может быть достигнуто не изолированными действиями, но на основе системы субординированныхметодов. Они должны строиться на базе определенных логических принципов, исходя из которых, очерчиваются границы и условия применения каждого из этих методов. Такой подход можно назвать образовательной технологией, потому что речь идет о выборе и использовании определенного набора средств и действий для достижения образовательной цели в определенной последовательности и условиях.
Таким образом, образовательная технология — это системный метод создания, применения и регулирования всего процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, ставящий своей задачей оптимизацию педагогического процесса. Иначе говоря, образовательная технология представляет собой совокупность методов в их логической последовательности, составляющих процесс обучения. Технологии различаются по уровню применения и другим критериям. В психолого-педагогическом плане совершенствование образовательных технологий характеризуется переходом:
- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Технологическое конструирование процесса обучения предполагает определение учебных целей, мотивационных и иных особенностей процесса обучения, оценку и коррекцию его хода и результатов. Достижение учебных целей, которые должны быть непротиворечивыми и согласованными между собой, фиксируется системой диагностикирезультатов обучения. Таким образом, образовательная технология является живым процессом, который в силу своего интерактивного характера становится саморазвивающимся. В этой связи следует указать на необходимость широкого внедрения в образовательный процесс различных средств и методов, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.
При этом стоит отметить, что действие любой образовательной системы должно быть целенаправленным и причинным. В школьной педагогической практике системообразующим фактором выступает образовательная потребность, образовательные цели при этом становятся функцией системы. Образовательные потребности, которые фиксируются в социальном заказе, выступают объективной категорией, связанной с динамикой культурного развития общества. Образовательные цели — это субъективные категории, определяемые имеющимся опытом и моделируемые в итоговый результат. Результатом их функционирования выступает мера достижения поставленной цели, то есть удовлетворение образовательных потребностей. Следовательно, цель становится решением системы.
Исходя из этого, вытекают основные задачи методики обучения:
- определение целей обучения и отбор научного материала, то есть превращение науки в школьный предмет;
- обеспечение результативности образовательной технологии, функциональной частью которой является учитель;
- обеспечение результативности образовательной технологии, функциональной частью которой является ученик.
Таким образом, методика обучения это — наука, изучающая развитие и формирование образовательных систем и образовательных технологий.Задача методики обучения — обеспечение эффективности деятельности образовательной технологии на всех стадиях ее функционирования. В методике обучения, взятой в совокупности целей и способов деятельности, основное значение придается личностному фактору — учителюиученику.
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.
2. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.
3. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.
4. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.
5. Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
6. Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.
7. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
8. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.
9. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.
10. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.
11. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.
12. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.
13. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.
14. Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник Герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.
15. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
16. Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.
17. Ткачук, В. А. Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.
18. Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).