Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 18.05.2017

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Маслова, М. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований / М. В. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43447/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: семейное воспитание, сотрудничество, взаимодействие, педагогическое просвещение родителей, институт социализации

Современное дошкольное образование на своем пути развития всегда сталкивалось с многочисленными проблемами и трудностями, постоянно происходил поиск новых методов и форм, для совершенствования педагогической и воспитательной деятельности. Используя в работе закон «Об образовании РФ» и ФГС ДОУ, можно сделать вывод, что главное направление в государственной политике основано на тесном и непрерывном взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и родителей [5, с. 12]. Современные стандарты образования предусматривают полное и всестороннее развитие личности ребенка, начиная с самого раннего возраста. Детский сад, как важный институт социализации, помогает выявить индивидуальные качества личности и в результате роста и развития ребенка, раскрытые способности и интересы необходимы уже для дальнейшего школьного обучения. Для того чтобы развитие личности успешно было реализовано, важно соблюдать взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Семья является главным социальным институтом [2, с. 43]. С первого дня жизни ребенок, попадая в окружение своих родителей, получает ответы на вопросы «что такое хорошо? и что такое плохо?». Особенностью семейного воспитания является создание комфортной обстановки, доверительных отношений внутри семьи, помощь в трудных ситуациях — все это необходимо для развития ребенка и его социализации в обществе. Взаимодействие воспитателя и родителей дает в итоге положительные результаты.

Изучая научные труды русских и зарубежных ученых и педагогов, можно отметить, что имеются различные точки зрения по данному вопросу, но почти у всех ведущее место занимает непрерывное и полное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей, необходимое для всестороннего развития личности ребенка [3, с. 18]. Если рассматривать каждый социальный институт в отдельность, то можно выявить достоинства и недостатки в каждом из них. Ребенок проводит большую часть времени в детском саду. Воспитатель, в течение дня наблюдает за его поведением, настроением, состоянием здоровья, на занятиях выявляет интересы и способности детей. Но, каждый из них имея особенности ВНД (высшей нервной деятельности), проявляется своим темпераментом и индивидуальными особенностями личности. Можно выделить категорию детей-интровертов, которые отличаются социальной пассивностью, не всегда идут на контакт со своими сверстниками. Дети имеет трудности в социальной адаптации, в результате чего отношения со сверстниками не складываются [1, с. 28]. Хотя, в домашней обстановке такой ребенок проявляет большую инициативность, общительность и заинтересованность в окружающем мире. В данном случае, педагогическое просвещение необходимо как воспитателю, так и родителям. Оно обогащает знаниями и помогает выяснить индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, запросы, обоснованные реальными обстоятельствами жизни.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, позволяет найти общий план действий, в разработке новых технологий и коррективных методов для полноценного воспитания [2, с. 39].

В последнее время в образовательном процессе РФ уделяется большое внимание такому понятию, как «открытая система» [4, с. 24]. «Открытость» дошкольного образовательного учреждения позволяет родителям принимать активное участие в жизни ребенка, наблюдать за его поведением в кругу сверстников, участвовать в совместных мероприятиях, проводить родительские собрания, с обсуждением возникающих проблем и трудностей [1, с. 31]. Данная система включает несколько компонентов, но главными являются: воспитатель — ребенок — родители (рис.1). Центральное место в системе отводится воспитателю. Его инициативность, заинтересованность, умение создать благоприятную атмосферу в группе среди детей и родителей, в итоге повлияют на эффективность образовательного процесса.

Рис. 1.

Для оценки качества воспитательного процесса необходимы мониторинговые исследования взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями.

Они направлены не только на всестороннее развитие личности ребенка, раскрытию его внутреннего потенциала, но и является инструментом оценки качества самого образовательного процесса, что служит основой выявления и устранения недостатков в дошкольном и семейном воспитании.

Основой исследования взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями явилась технология Т. И. Бабаевой, которая подчеркивает взаимопонимание, взаимосвязь воспитателей и родителей и проходит под девизом «Возьмемся за руки, друзья» [3, с. 41].

Данная технология условно разделена на следующие этапы:

– диагностический (диагностика семейного воспитания); были использованы методы первичной диагностики-беседы с родителями, наблюдение за поведением родителей в детском саду, подготовлены анкеты для родителей на тему: «Семья и мой ребенок».

– Мотивационно-образовательный (подготовительный); родители включаются в образовательный процесс дошкольного учреждения. Выявляются особенности поведения и личности ребенка, возникающие проблемы и трудности в семейном воспитании, находят свое решение совместно с воспитателями.

– проектировочный, связан с постановкой целей и задач взаимодействия воспитателя и родителей. Для этого проводятся родительские собрания, где ребенок характеризуется не только со стороны воспитателя, но и родители информируют педагога об особенностях развития ребенка, его интересов. На данном этапе исследования было выявлено, что 30 % детей не получают должного общения со своими родителями, испытывают чувство тревожности и неуверенности в себе.

Для решения создавшихся проблем возникла необходимость к созданию воспитательной программы для родителей, в основе которой были заложены принципы Л. Г. Петряевской [4, с. 6]:

– принцип единства семейного воспитания;

– принцип значимости внутрисемейных отношений;

– принцип целостного развития личности ребенка.

Проводя анализ результатов педагогического мониторинга, были выделены наиболее значимые темы для педагогического образования родителей, в основе которых заложен принцип уважительного отношения к личности ребенка и ориентированы на запросы разных категорий родителей. Это могут быть такие темы «Семейный отдых», «Папа, мама и я — спортивная семья», «Кулинарный поединок» и др.

– практический (основной); происходит реализация целей и задач, направленных на развитие индивидуальных особенностей личности ребенка. На данном этапе происходит взаимодействие воспитателя, родителей и самих детей, например, совместное создание поделок, сюжетные игры и различные конкурсы, совместные с родителями фотоконкурсы, организация детско-родительских праздников.

– оценочно-рефлексивный этап (заключительный); подводятся итоги взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями, определяется результативность и коррективы на дальнейшее сотрудничество.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями является необходимым для полного развития личности ребенка. Эффективности взаимодействия зависит от индивидуального подхода к ребенку и его родителям, положительного настроя, партнерских взаимоотношений с семьей, ориентируясь родительскими пожеланиями.

Литература:

  1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении/ Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12.
  2. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия/ Н. П. Борисова, С. Ю. Занкевич // Дет. Сад управление. — 2010. — № 2. — С. 5–6.
  3. Бабаева Т. И. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. — СПб., 2010.
  4. Петряевская Л. Г. Образование родителей: теоретические вопросы. Уч. мет. пособие/Л. Г. Петряевская. — М.: Гуманист. из. центр ВЛАДОС, 1999. — 120с.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образовательное учреждение, родитель, семейное воспитание, ребенок, взаимодействие воспитателя, всестороннее развитие личности ребенка, детский сад, институт социализации, личность ребенка, образовательный процесс.


Ключевые слова

сотрудничество, взаимодействие, Семейное воспитание, педагогическое просвещение родителей, институт социализации

Похожие статьи

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Психологический анализ особенностей эффективности взаимодействия педагога с детьми в процессе совместной деятельности в ДОУ

В статье автор пытается определить критерии эффективности взаимодействия педагога с воспитанниками в процессе совместной деятельности.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе

Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Похожие статьи

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Психологический анализ особенностей эффективности взаимодействия педагога с детьми в процессе совместной деятельности в ДОУ

В статье автор пытается определить критерии эффективности взаимодействия педагога с воспитанниками в процессе совместной деятельности.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе

Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Задать вопрос