В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Ключевые слова: дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, управление взаимодействием, управление, воспитательно-образовательный процесс, образовательный процесс.
Изучение, анализ научной и методической литературы, результатов диссертационных исследований предоставляет возможность утверждать, что вопросы о сущности, содержании, управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи рассматривалась многими авторами.
Идеи взаимодействия именно дошкольного образовательного учреждения и семьи были отражены в работах Е. В. Анисимовой, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, Т. В. Кротовой [1,3].
В своих исследованиях Н. А. Борисова, Н. В. Бордовская, Г. И. Щукина изучали структурные компоненты взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи [2].
Общие методологические подходы к раскрытию сути педагогического взаимодействия разрабатывались в исследованиях Н. А. Виноградовой, Ф. С. Газизовой, С.В Глебовой, В. Е. Каратаевой [4].
В своих работах Т. Н. Доронова, Е. П. Арнаутова предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй.
Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик разработали и опубликовали методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
Вопрос управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи раскрывается в работах различных исследователей, как практиков, так и теоретиков (М. Н. Недвецкой, Н. А. Платохиной) [7].
Анализируя опыт по разработке данной проблемы, накопленный исследователями Т. М. Давыденко, Т.И Шамовой, А. А. Хилько и др., мы пришли к выводу, что выделяют три основных позиции в трактовке понятия «управление» [7].
Согласно первой позиции, управление определяется как деятельность. В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом выделяют: функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство); целевое назначение (организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность на достижение образовательных целей); наличие субъектов образовательной деятельности. Поэтому в текст определения категории управления обычно включают ожидаемые результаты: «Управление — это особая функция, обусловленная самой природой общественного процесса труда, это деятельность по управлению людьми, коллективами для обеспечения оптимальных форм и содержания профессиональной деятельности коллектива» [4].
Т.М Давыденко, Т. И. Шамова, представляющие вторую позицию рассматривают управление как «воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т. п». Управление — комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или на его отдельные звенья с целью их упорядочивания, усовершенствования и развития. Оно осуществляется по общим законам сложных динамических систем управления (социальных, психологических, технических, административных) и основано на получении, обработке и передаче информации. Для сторонников этой позиции управление — целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате воздействия, процесс, приводящий к изменению последнего. Ученые отмечают значимость этой позиции в том случае, если в управлении «имеют место воздействие субъектов друг на друга, в результате которых происходят изменения и управляемых, и управляющих».
Согласно третьей позиции, управление — взаимодействие субъектов. Под взаимодействием понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит взаимообусловлено», процесс «взаимного влияния, в результате которого происходит взаиморазвитие и саморазвитие. Такое понимание взаимодействия представляет суть управления и в большей степени соответствует реальной управленческой практике.
Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова, представители адаптивного подхода в образовании, считают, что «проявлениями взаимодействия являются общение и деятельность, оно содержит в себе указание на необходимость реализации как субъект — объектных отношений (отражает специфику предметной деятельности), так и субъект — субъектных отношений». Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления становится не ребенок, а целостная ситуация развития.
Итак, мы принимаем за основу следующее определение: управление — это комплекс операций, действий субъекта управления, направленных на реализацию цели, т. е. содержание управления, представляющих собой функции и связующие процессы, интегрирование в управленческом цикле.
Вопрос управления взаимодействием между дошкольным учреждением и родителями находится в процессе развития, поиска нового содержания, форм и методов управления.
Т. В. Поданёва, Т. И. Шамова изучая сущность управления, предлагают функции управления. Основные функции управления — это реализация содержания управления, поиск путей совершенствования этой деятельности, стимулирование деятельности по управлению, организация координации, регулирование согласованной деятельности. Управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных функций, представляющих законченный цикл. Она включает в себя такие стадии, как, планирование, организация деятельности, контроль.
Планирование — ключевая управленческая функция, обеспечивающая эффективность деятельности. Она позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, облегчить управленческий контроль.
Организация деятельности обеспечивается распределением функциональных обязанностей, прав, ответственности каждого участника, определением способов их взаимодействия, построение организационной структуры совместной деятельности.
Со всеми функциями управленческого цикла тесно связан контроль. Он является неотъемлемой частью управления взаимодействием в дошкольном учреждении, функцией, посредством которого констатируется, измеряется уровень отдельных параметров процесса взаимодействия, сопоставляясь с нормативными требованиями.
Итак, организация любой деятельности, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются при выполнении управленческих функций. Г. Г. Габдуллин, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, Μ. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова разрабатывали классификацию принципов управления:
– научность — принцип, реализуемый с опорой на апробированные результаты научных исследований, представленных в форме рекомендаций, теорий, концепций и др. Кроме того, необходимо, чтобы содержание управленческой деятельности соответствовало уровню современной теории управления и основывалось на раскрытии важнейших закономерностей и принципов процесса управления дошкольным учреждением;
– системность и целостность, данный принцип в управлении исключает предпочтение какой-либо из управленческих функций, реализующихся во взаимодействии руководителя дошкольного учреждения с педагогическим коллективом и отвечающих таким требованиям, как последовательность, логичность, равнозначность всех функций;
– принцип демократизации и гуманизации управления дошкольным учреждением, предполагающая прежде всего развитие самодеятельности и инициативы всех участников образовательного процесса — руководителей, педагогов, учащихся и их родителей.
– принцип единства, единоначалия и коллегиальности в управлении направлен на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении дошкольным учреждением.
В исследованиях К. Ю. Белой, В. П. Беспалько, В. С. Лазарева, М. М. Поташника, посвященных управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, выделены принципы управления качеством взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов:
– принцип функционирования детского сада как открытой системы;
– принцип формирования мотивации к взаимодействию участников воспитательно-образовательного процесса;
– принцип развивающего взаимодействия детей и взрослых;
– принцип равноценности представленного опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей в формировании системы управления качеством;
– принцип управление качеством воспитательно-образовательного процесса по результатам;
– принцип корректирующего контроля и мониторинга качества взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса [6].
Таким образом, анализ разных подходов к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе, показал, что данная выбранная тема является актуальной. Под управлением взаимодействием ДОУ и семьи понимают комплекс операций включающий функциональный состав
(планирование, организация действий, контроль), целевое назначение, совместную деятельность участников взаимодействия и направленность на достижение цели (подготовку детей к школе), наличие субъектов управления (администрация, педагоги, родители, дети).
Литература:
1. Андреева Н. А. Современные подходы к управлению дошкольным образовательным учреждением / Н. А. Андреева// Вестник Щадринского педагогического института.-2010.-№ 3(8)-с. 242–245.
2. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Н. П. Борисова, С. Ю. Занкевич // Детский сад. Управление. — 2007. — № 2. — С. 5–6.
3. Виноградова Н. А. Возрождаем семейные традиции / Н. А. Виноградова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 8 — С. 128–130.
4. Гарбуза Л. Г. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста, не посещающих детский сад / Л. Г. Гарбуза // Дошкольная педагогика. — 2011. № 10. — С. 63–64.
5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Кравцова Е. Е. — М.: Педагогика, 2011–152 с.
6. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе: автореферат дис. докт. пед. наук / Е. В. Коротаева. — Екатеринбург, 2000. — 36 с.
7. Недвецкая М. Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи дис. докт. пед. наук: 13.00.01: защищена 19.05.2009 / Недвецкая Марина Николаевна. — М., 2009. — 383 с.