Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 458 раз

Библиографическое описание:

Симоненко, В. И. Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе / В. И. Симоненко, Е. В. Анкудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86996/ (дата обращения: 21.12.2024).



Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественного опыта.

Ключевые слова: контроль, планирование, воспитательная работа, класс, личность.

Тема воспитания подрастающего поколения актуальна во все времена. В наше время на современную школу оказывают негативное влияние многие социальные явления такие как: преступность, бедность, аморальность и прочее, все это является причинами жестокости и озлобленности подростков, появляются определенные проблемы в образовании, снижается его значимость, падает авторитет учителя.

Как писала в своей статье «Воспитание и развитие школьников в современной школе» Тауберт М. В.: «Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, творчества, общественной деятельности, самодеятельности и самоуправления» [6].

Школьное воспитание играет довольно важную роль в жизни человека. Именно через него передаются нравственные и духовные идеалы, которые характеризуют нас как личность. В школе мы получаем не только знания, но и учимся жить в обществе.

Гагарина Е. С. считает: «одним из важных направлений в современной педагогике является формирование творческой, самодостаточной и активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом. Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества» [5].

Таким образом, основной целью учебно-воспитательной работы в школе во все времена являлось и является создание условий, при которых происходит становление личности.

Правильное воспитание ребенка является целью педагога. Для ее достижения необходимо развивать его моральные и нравственные ценности, способствовать всестороннему здоровью, в том числе интеллектуальному, эмоциональному, творческому и физическому. Все это необходимо, для того чтобы ребенок получил навыки, которые помогут ему в жизни, чтобы в сложной ситуации он смог принять правильное решение и овладеть различными профессиями в зависимости от того, какой путь он выберет путь.

Главными инструментами обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе являются планирование и контроль.

Сергеева В. П. считает: «каждый руководитель школы должен иметь ясное представление о развитии школы и образовательного процесса. Другими словами, необходима постоянная обратная связь и информация обо всех сферах жизни и деятельности коллектива. Этого можно добиться только с помощью налаженного внутришкольного контроля» [7].

Конаржевский Ю. А. считает, что «внутришкольный контроль — это одна из функций управления, которая ориентирована на получение информации о деятельности педагогов и ее оценку с целью принятия конструктивных решений и оптимизации управления и самоуправления в школе» [8].

Другими словами, контроль в школе — это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава школы и Программы развития школы [2].

Салчак Д. С. в концепции воспитательной системы говорит о том, что «сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе тематического контроля, который направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон воспитательного процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в суть тех или иных сторон воспитательного процесса, изучить его, объективно оценить» [9].

Внутришкольный контроль включает в себя анализ воспитательного процесса и планирование. График внутришкольного контроля охватывает всех участников воспитательного процесса, он содержит тему контроля, его цель и объект.

Планы классных руководителей проверяются раз в год. В течение года один раз проверяются планы классных руководителей. Итоги воспитательной работы подводятся в августе, классные руководители делают анализ в каждом классе.

Лобашева Н. И. «убеждена в том, что невозможно представить себе жизнедеятельность школы без определения конечных результатов своей работы, без попытки определить, каким будет завтрашний день для школьного коллектива, какой будет школа через какой-то определенный промежуток времени, то есть без планирования» [10].

Планирование, как правило, начинается с определения целей и задач воспитательной работы и со сбора информации о возможностях их достижения. Процесс планирования начинается с анализа воспитательной работы за прошедший период [4].

Учитель должен подготовить годовой учебный план по своему предмету для каждого класса. Программа учебного предмета — основа плана. Годовой учебный план в начале учебного года вписывается в журнал данного класса.

Эффективность системы воспитательной работы зависят от планирования. Данный инструмент способен

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Планирование поможет избежать возможных ошибок. Шириева З. Ш. в своей статье писала, что «план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач» [11].

Достаточно часто к плану относятся, как к требованию, при таком подходе он носит формальный характер и не может являться ориентиром в педагогической деятельности. На самом деле от грамотного составления плана зависят эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности.

Педагогический процесс должен обеспечивать выполнение следующих требований, таких как: систематичность, управляемость, планомерность и преемственность результатов. Для этого необходим план, он позволяет упорядочить педагогическую деятельность, другими словами — это средство повышения качества воспитательной работы педагога.

Сложность и многогранность работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования.

Воспитательная работа должна быть направлена на формирование отношений с людьми, окружающим миром и самим собой, так как без этого невозможно развитие полноценной личности. При составлении плана следует сделать упор на следующие виды деятельности: посещения музеев, памятников архитектуры, различные формы взаимодействия между детьми (конкурсы, соревнования, игры).

Воспитательная работа в школе, в классе осуществляется через содержание образования, но не менее важное значение имеет внеклассная и внешкольная педагогическая работа. Характер воспитания школьников должен предусматривать глубокое понимание учителем физиологической природы воспитанников их индивидуальные черты и возможности, уважение к личности ребенка. Без предвидения ситуаций будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом.

Также нужно иметь в виду, что класс — «живой» организм, он постоянное изменяется, развивается, поэтому основное условие составления плана — это ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного класса, а также на желания и возможности детей [4].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что контроль и планирование действительно считаются обязательными частями учебно-воспитательной работы. При верном и грамотном применении данных инструментов, возможно, достичь большей эффективности и поддерживать положительную динамику учебного процесса.

Литература:

  1. Белозерцев Ю. П. Азаров. Л. М. Байтенова. Е. П. Белозерцев, др. Методика воспитательной работы; Просвещение — Москва, 2015. — 336 c.
  2. Прохорова, О. Г. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении / О. Г. Прохорова. — М.: Каро, 2019. — 160 c.
  3. Речицкая Е. Г. Педагогические технологии воспитательной работы. В 2 частях. Часть 1; Книга по Требованию — Москва, 2014. — 288 c.
  4. Речицкая Е. Г. Педагогические технологии воспитательной работы. В 2 частях. Часть 2; Книга по Требованию — Москва, 2014. — 392 c.
  5. Гагарина Е. С. Учебно-воспитательная работа в школе [Электронный ресурс] // У меня растут года… 2020. URL: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/ 6626-uchebno-vospitatelnaja-rabota-v-shkole.html (дата обращения: 10.12.2021).
  6. Тауберт М. В. Воспитание и развитие школьников в современной школе [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть 2006. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola /obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/29/vospitanie-i-razvitie-shkolnikov-v (дата обращения: 10.12.2021).
  7. Сергеева В. П. Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть 2013. URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/11/06/ organizatsiya-sistemy-vnutrishkolnogo-kontrolya (дата обращения: 10.12.2021).
  8. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю. А. Конаржевский. — М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  9. Салчак Д. С. Концепция воспитательной системы [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть 2015. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2015/02/10/kontseptsiya-vospitatelnoy-sistemy (дата обращения: 10.12.2021).
  10. Лобашева Н. И. Анализ и планирование воспитательной работы в школе [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. 2007. URL: https://urok.1sept.ru/articles/414801 (дата обращения: 10.12.2021).
  11. Шириева З. Ш. Основные направления планирования воспитательной работы со студентами в вузе. [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya- planirovaniya-vospitatelnoy-raboty-so-studentami-v-vuze (дата обращения: 10.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, воспитательный процесс, контроль, планирование, учебно-воспитательная работа, школа, воспитательно-образовательный процесс, годовой учебный план, педагогическая деятельность, педагогический процесс.


Похожие статьи

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой контроля и оценки качества знаний и умений объективной деятельности студентов. Умение дать объективную оценку превращает весь педагогический процесс в личностно-ориентированную педагогику. Поэто...

Диагностика процесса обучения школьников

Статья посвящена такой важнейшей педагогической проблеме как диагностика процесса обучения, проанализированы ее основные цели и функции, роль в учебном процессе, а также перспективы развития.

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой контроля и оценки качества знаний и умений объективной деятельности студентов. Умение дать объективную оценку превращает весь педагогический процесс в личностно-ориентированную педагогику. Поэто...

Диагностика процесса обучения школьников

Статья посвящена такой важнейшей педагогической проблеме как диагностика процесса обучения, проанализированы ее основные цели и функции, роль в учебном процессе, а также перспективы развития.

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Задать вопрос