Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.11.2021

Статья просмотрена: 353 раза

Библиографическое описание:

Симоненко, В. И. Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе / В. И. Симоненко, Е. В. Анкудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85677/ (дата обращения: 21.12.2024).



Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, воспитательная работа, класс, сопровождение, координация.

Одной из обязанностей педагога является подготовка плана по осуществлению воспитательной работы в классе. Маркова А. К. указывает в своих учебных пособиях на требования к планированию воспитательной работы.

Автор пишет, что педагог для этой работы должен обладать специфическими знаниями и умениями, сама же деятельность преподавателя в рамках воспитательной работы напрямую зависит от целей и мер, используемых в системе школьного воспитания. Каждый педагог современной школы в рамках своей деятельности выполняет воспитательные функции, берет на себя обязанности координации и решения организационно-административных задач [1].

При реализации воспитательных функций педагог руководит развитием классного коллектива в целом и отдельной личности ученика. В рамках решения организационно-административных задач педагог заполняет документацию и формирует отчетность по проведенной работе.

Функции координатора позволяют педагогу создать условия для взаимодействия между учениками, между классным коллективом и другими учителями-предметниками, если речь идет о должности классного руководителя. Одной из организационно-административных обязанностей является планирование воспитательной работы. Сама же реализация плана связана с реализацией педагогом воспитательных функций.

Планирование имеет важность как для образовательного учреждения в целом, так и для отдельного педагога. Педагог в рамках работы с классом формирует перспективный план воспитательной работы [2].

Периодом планирования является полугодие или целый учебный год. Конкретный перечень работ включается в календарное планирование, оно является детальным, так как включает в себя конкретные действия. На основе планов воспитательной работы, созданных педагогами для своих классов, готовится общешкольный план воспитательной работы. При разработке плана для класса следует придерживаться общего плана. В документ включается содержание воспитательной работы и сроки выполнения конкретных действий, ориентиры деятельности и работы педагога.

Через реализацию документа системный характер приобретает организация работы педагогов в школе. Через планирование работы и реализацию воспитательного плана решается задача по профессиональному развитию педагога. Перед тем, как приступить к составлению плана, педагогу следует ознакомиться с локальными и общими нормативно-правовыми актами, которыми определяются задачи перед учебными заведениями.

Педагогу нужно ознакомиться ФЗ «Об образовании», уставом школы, отдельными положениями Конституции и положением о классном руководстве, если в своей деятельности педагог является классным руководителем для закрепленного за ним класса [3].

Еще нужно обратиться к методической литературе для ознакомления с информацией о планировании разных видов воспитательной работы. Из локальных актов необходимо выделить общешкольный план воспитательной работы, выделить перечень мероприятий, в которых будут участвовать ученики класса.

Необходимо в рамках взаимодействия с учителями-предметниками собрать и провести анализ предложений по планированию воспитательной работы на предстоящий учебный год. При наличии предложений со стороны родителей или актива класса также необходимо провести их анализ. Если речь идет о молодом педагоге с недостаточным опытом педагогической практики, то не будет лишним обратиться к изучению опыта других педагогов, принять к сведению рекомендации со стороны администрации образовательного учреждения и своих коллег.

Следует проанализировать итоги воспитательной работы за прошедший учебный год. Этим ограничивается предварительная подготовка к планированию воспитательной работы. Следующим шагом является разработка с последующим оформлением плана воспитательной работы. Работа выполняется пошагово. Сначала анализируется опыт по реализации плана работы по прошлому году. На основе этого делается вывод по проделанной работе, задачам, решение которых нужно продолжить в текущем году. Если речь идет о классном руководителе, то нужно подготовить характеристику классного коллектива. В решении этой задача помогает социальный мониторинг [4].

В характеристику включается оценка по общему уровню знаний, активности класса и деятельности коллектива в целом. Далее нужно определить задача на предстоящий учебный год. Одной из задач воспитательной работы может стать воспитание среди школьников хороших манер или формирование дружного коллектива. Воспитательная работа осуществляется с использованием разных форм и методов, все они должны быть определены в плане. К формам и методам работы необходимо отнести: проведение экскурсий и открытых уроков, проведение классных часов и организацию работы творческих мастерских, проведение спортивных мероприятий, игр и т. д.

Направлением деятельности в воспитательной работе может быть: проведение работы с «трудными» учениками и нравственное воспитание учащихся, налаживание учебного процесса и работы с родителями, осуществление физического воспитания, проведение работы в рамках профориентации и т. д. Как правило, основные направления воспитательной работы представлены нравственно-эстетическим, учебно-познавательным, гражданско-патриотическим, спортивно-оздоровительным воспитанием, задействованием в этой работе членов семьи отдельного ученика и т. д.

Современная система образования ориентирована на становление гражданина с активной позицией, с развитыми творческими способностями и компетенциями. С учетом выбранных направлений деятельности в воспитательной работе необходимо принимать во внимание потребность учащихся в интеллектуальном и культурно-нравственном развитии. Более того, необходимо учесть, что воспитательная работа преследует одну из главных целей в работе педагога — социальную адаптацию учеников.

Для решения этой задачи планируются и проводятся мероприятия, направленные на формирование системы ценностей.

В своей работе педагог должен уделять внимание выявлению и решению социальных проблем. Теперь остановимся на содержании воспитательной работы с учащимися. После подготовки списка задач на предстоящий учебный год нужно сделать план мероприятий, через них и будут достигаться цели воспитательной работы.

В план должны быть включены общешкольные мероприятия, в которых будут принимать участие ученики класса. Такими мероприятиями может быть День знаний, День учителя и т. д. Потом нужно подготовить перечень мероприятий в честь праздников и определенных периодов учебного года. К примеру, перед зимними каникулами в рамках воспитательной работы нужно будет провести с учениками инструктаж по технике безопасности во время катания и игр на льду [2].

После подготовки перечня мероприятий можно переходить к видам деятельности, направленным на проведение воспитательной работы по конкретным направлениям. В течение учебного года в рамках пропаганды ЗОЖ может быть проведена беседа о вреде курения и употребления алкоголя, а для популяризации спорта и активного отдыха среди учащихся может быть организован туристической поход. Для приобщения школьников к трудовой деятельности может быть запланировано участие учащихся в субботниках.

В рамках военно-патриотического воспитания для школьников могут быть запланированы беседы о патриотизме, уроки мужества и т. д. В рамках воспитания культуры поведения могут быть запланированы беседы о культуре поведения, подготовка и выпуск стенгазет. В плане воспитательной работы необходимо предусмотреть место для взаимодействия педагога с родителями.

Так, классный руководитель должен обеспечить условия для работы родительского комитета, запланировать организацию и проведения родительских собраний, включить их в календарный план. С учетом разницы в психологических и других особенностях развития отдельных детей в плане нужно предусмотреть место для проведения индивидуальной работы. Так, в рамках работы с «трудными» учениками классному руководителю требуется установить состав семьи, в рамках наблюдения за поведением выявить личностные особенности «трудных» учеников и запланировать проведение коррекционной работы.

Таким образом, планирование воспитательной работы с классом должно быть систематичным, включать в себя применение разных форм работы, учет интересов учащихся и их особенностей.

Литература:

  1. Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 2017. — 193 с
  2. Маркова, А. К. Диагностика развития школьников в процессе обучения / А. К. Маркова // Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева. — Петрозаводск:Б.и., 2015. — С. 4–98.
  3. Потаповская, О. М. Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения / О. М. Потаповская // Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. — М.: Издательство «Планета 2020», 2017. — 94 с.
  4. Степанов, Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие / Е. Н. Степанов. — М.: Сфера, 2014. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, классный руководитель, педагог, задача, класс, классный коллектив, образовательное учреждение, общешкольный план, перечень мероприятий, проведение работы.


Похожие статьи

Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе

Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Диагностика процесса обучения школьников

Статья посвящена такой важнейшей педагогической проблеме как диагностика процесса обучения, проанализированы ее основные цели и функции, роль в учебном процессе, а также перспективы развития.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной дея...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Похожие статьи

Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе

Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Диагностика процесса обучения школьников

Статья посвящена такой важнейшей педагогической проблеме как диагностика процесса обучения, проанализированы ее основные цели и функции, роль в учебном процессе, а также перспективы развития.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной дея...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Задать вопрос