Для того, чтобы точно и объективно исследовать проблемы правового статуса земельных участков, особенно важное значение имеет рассмотрение исторических аспектов становления земельного законодательства в Российском Государстве. Ведь Россия — это страна с огромной территорией, и земельных участков на такой территории немалое количество. Выделение основных исторических этапов становления российского законодательства в области земельных отношений помогают рассмотреть, сравнить, определить и установить непосредственные способы развития института правового статуса земельных участков.
Право собственности на землю — центральная тема науки земельного права. Несмотря на различные пробелы в действующем законодательстве, всё больше растёт количество взглядов учёных-цивилистов на сущность, правовую природу, содержание рассматриваемой категории, которая непосредственно важна в теоретическом и практическом смысле. Один аспект, с которым согласны все учёные — без права собственности ни одно общество в мире существовать не может. И поэтому, чтобы определить, как право собственности на землю появилось и стало развиваться в России, необходимо рассмотреть и изучить исторический аспект.
По мнению П. В. Анисимова, А. Ю. Чикильдина, Г. С. Працко, современная учебная литература рассматривает историю развития земельного законодательства в России лишь с XVI века. Они считают, что именно с этого времени начинает происходить окончательное становление права собственности на землю, начали появляться первые правовые документы. В таких документах, достаточно системно был определён правовой режим земельного фонда страны. В последующее время более подробно обосновывалась правовая концепция собственности на землю и уже позднее появилась самостоятельная отрасль права — земельное право [1].
В истории Российского государства главным толчком появления земельных отношения считается возникновение и последующий прогресс отношений между племенами и родами по вопросам деления территории, скота, позже деление начало появляться в ремесле и торговле, начала появляться частная собственность на орудия и результаты труда, землю. Конечной точкой развития в момент появления земельных отношений можно считать формирование государства и разделение общин. Первое указание на земельный правопорядок получило своё установление в Русской Правде, где запрещалось нарушать правовой режим земель и портить межевые знаки — за это предусматривалась ответственность.
Анализируя Псковскую судную грамоту, Беляев И. Д. сделал вывод, что в грамоте имеются положения, которые характеризуют правовое регулирование земельных отношений. Благодаря псковскому закону стал доступен выкуп земель, признавалось поместное и вотчинное владением землёй, указывалось об узаконивании земель, находящиеся под владением нескольких хозяев, где каждый обладал своей долей согласно особой грамоте [2].
В работах учёных-юристов справедливо отмечается, что «государство в первое время предоставляла неприкосновенность на частную собственность земельных участков и её охрану. Уже позднее стали появляться нормы в законах об ответственности за нарушение правил пользования земельными участками, прав землепользователей и т. д. Благодаря внесению таких норм, государство пыталось, таким образом, внести некоторую стабильность в уже существующий земельный порядок, именно в те отношения, которые возникали между собственниками земли, землепользователями и государством и касались реализации их прав и защиты, охраны земельного участка как природного объекта» [3].
В период, который можно условно назвать феодальный, происходило развитие земельного права, а также определённые политические события. Все эти события стали для самодержавной России предопределённой сменой концепции собственности. Именно в это время происходило вытеснение семейной формы землепользования, введение вотчинного и поместного землепользования, неравный доступ к земельным правам, использование труда крестьян, полное отсутствие возможности у них приобретать земельные наделы в собственность.
Период после отмены крепостного права и до момента революционных преобразований 1917 года можно назвать революционным. В данное время осуществляется промышленный подъём, строительство заводов, рост потребности в рабочей силе. Такие обстоятельства вынуждают правителей проводить определённые реформы в сфере использования земли.
Указ 1791 года и Указ «О вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 года разрешали выкуп земель купцам, мещанам и крестьянам (кроме помещечьих). К концу XIX века произошло осознание необходимости отмены крепостного права. Согласно Манифесту от 19 февраля 1861 года и Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне стали субъектом земельных правовых отношений только в составе сельского общества, получив землю не в собственность, а в постоянное пользование. А по истечении девяти лет после реформы стал возможен выкуп ими земель в собственность.
Аграрная реформа 1906 года подразумевала под собой замену общинного крестьянского землепользования на частное землевладение, а также снятие ограничений по выходу из общины крестьянина и признанию его субъектом права собственности на землю. Своей реформой Столыпин пытался сохранить неприкосновенность частной собственности, сохранить земли помещиков и в то же время, предоставить крестьянам именно то, что им было нужно.
Уже в советское время произошла особенная трансформация концепции земельной собственности. В декрете ВЦИК от 26 октября 1917 года «О земле» и в декрете ВЦИК от 19 февраля 1918 года «О социализации земли» — содержалась идея государственной собственности, которая полностью исключала возможность приобретения земли в частную собственность. По Декрету «О земле» все земли, которые принадлежат помещикам, церквям, царской фамилии, монастырям конфисковались, изымались без каких-либо компенсаций и в последующем передавались крестьянам в пользование. Все полезные ископаемые, недра земли, воды и леса перешли в абсолютное пользование государства. Но, например, мелкие реки и озёра, леса перешли в пользование общин, регулирование которыми осуществлял местный орган самоуправления. Согласно данному нормативно-правовому акту, земля являлась ни продаваемой, ни покупаемой, ни сданной в аренду, ни отчуждаемой [4].
Принятый в 1922 году Земельный Кодекс РСФСР, был в основном направлен на установление земельных отношений в сельскохозяйственной деятельности и, соответственно, развитие коллективной формы землепользования.
Земельный Кодекс РСФСР 1970 года уже более похож на структуру действующего Земельного Кодекса Российской Федерации. Здесь появились задачи кодекса, которые выражаются в регулировании «земельных отношений в целях обеспечения рационального использования земель, создания условий повышения их эффективности, охрана прав социалистических организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений» [5].
В 1991 году самым важным критерием стало восстановление частной собственности на землю. Так, в Земельном Кодексе 1991 года в задачах было указано, что «должны быть созданы условия для равноправного развития различных форм хозяйствования, охрана прав на землю граждан, предприятий, организаций». До принятия действующего Земельного Кодекса, Кодекс 1991 года основывался на гражданском законодательстве и подзаконных актах, в основном, Указах Президента.
Действующий земельное законодательство имеет основные отличия от всех предыдущих нормативно-правовых актах: а) установление концепции многообразия форм собственности на землю; б) наличие принципов, которые указаны в ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации; в) возможность участвовать гражданам, организациям в решении вопросов, которые касаются прав на землю; г) деление земель на категории, которые определяют их целевое назначение; д) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Наличие таких особенностей помогает определить наступление нового этапа развития земельного законодательства в России.
В заключении стоит сделать вывод, что становление правового регулирования земельных участков в России прошло долгий путь. Основа всех земельно-правовых отношений — это право собственности на землю. Не смотря на уже довольно развитое земельное законодательство, его совершенствование должно продолжаться и быть актуальным в любом вопросе, которое касается земельных участков. Ведь если совершенствование будет продолжаться, то и законодательство, и экономические отношения ждёт качественное развитие.
Литература:
- Анисимов П. В., Чикильдина А. Ю., Працко Г. С. История становления и развития отечественного земельного права: проблемы периодизации // Философия права. 2014. № 5 (66). С. 69–72.
- Беляев И. Д. История русского законодательства. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 896 с.
- Сидоренко А. Ю. Ответственность за нарушения земельного правопорядка: история развития российского законодательства (От «Русской Правды» до 1917 г.) // Государство и право. 2000. № 11. С. 67–72.
- Декрет о земле (Принят II Всероссийским съездом Советов 27.10.1917) // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. — № 1. — 28.10.1917. Утратил силу.
- Об утверждении Земельного кодекса РСФСР: Закон РСФСР от 01.07.1970 // Ведомости ВС РСФСР. — № 28. — 1970. Утратил силу.