С исторической точки зрения предпринимательская деятельность — это многоаспектное явление, которое интенсивно развивается и уходит своими корнями в древность. Первые предприниматели, если их можно так назвать, начинали свою деятельность обогащением насильственным путем, в частности разбойными нападениями, грабежами, мошенничеством. Развитие внутренней и внешней торговли в Древней Греции, Китае, Риме и на Ближнем Востоке вызвало появление предпринимателей в сфере ростовщичества и торговли. Торговцы, принимая у ростовщика деньги под высокий процент, покупали товары, которые впоследствии вывозили за пределы своей страны и там несколько раз реализовывали их, возвращали долг и проценты ростовщикам. В результате выгоду ощущали обе стороны.
Учитывая мнения ученых, представителей различных экономических школ и течений, существует большое количество определений теории предпринимательства, начало которых достигает периода средневековья. Именно в эту эпоху появляется меркантилизм, который значительно изменил экономику, превратив хозяйственную систему с натурально-феодального в рыночно — предпринимательские отношения. Этот период развивался в два этапа, которые характеризовались фокусировкой государств на накоплении денег и драгоценных металлов (ранний меркантилизм) и всесторонней поддержке торговли (поздний меркантилизм). Для раннего меркантилизма характерно накопление драгоценных металлов в стране, что достигалось благодаря общему контролю денежного обращения и четко сформированной внешней торговле.
Поздний меркантилизм позволил торговцам раскрыть свои предпринимательские возможности, потому что они должны были закупать продукцию дешевле, чтобы затем импортировать ее по более высоким ценам, заработав на этом для себя и для страны.
Уже письменные источники рабовладельческого периода, в частности эпохи эллинизма, не только содержат информацию о предприятии, которое именовалось хозяйством, но и рассказывают о необходимости обеспечения этой деятельности этикой и знанием. Так, в работе «Экономика» древнегреческого философа Ксенофонта говорится наряду с рассмотрением вопроса относительно практики ведения хозяйства и о необходимости создания специальной науки хозяйствования [1].
В V ст. до н. э. в рабовладельческом Риме был принят документ «Закон XII таблиц». Данный документ защищал частную собственность, уменьшал уровень ссудного процента, а, значит, способствовал развитию предприятия [2].
Предпринимательство в России имеет глубокие исторические корни, которые берут свое начало от Древнерусского государства. Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промышленных поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бортники, звероловы и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь заключали договоры, отсюда пошла традиция проведения ярмарочной торговли. Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре).
Во времена Ярослава Мудрого в XI веке принят документ, который регулировал предпринимательскую деятельность,- правовой кодекс «Русская правда». В своде законов «Русская правда» присутствовал дух предпринимательства. В своде законов четко были определены такие понятия, как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейские предприятие, торговый кредит; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел. Вместе с тем широкое распространение получило добывание богатства за счет грабежей, вымогательства и разбоя. Как отмечает Л. В. Романова, «предпринимательскую функцию выполняли подвижники, которые концентрировали и объединяли вокруг себя монахов, и вместо многих разбросанных создавалось скопления поселение с совместными работами и целью самообеспечения» [1].
В Средневековой Европе термин «предпринимательство» использовался для обозначения действия организаторов парадов и различных музыкальных представлений, а также руководителей масштабных строительных проектов. Преимущественно это были духовные лица, которым поручалось строительство храмов и других сооружений. Именно они проявляли решительность, энергичность и предприимчивость. Средневековый архитектор относился к предпринимателям, он, как правило, занимался не только проектом, но и организацией всей работы, отвечая перед заказчиком по сдаче объекта.
Итак, в эпоху средневековья предпринимательская деятельность отождествлялась с большими по масштабам деятельности работами и распоряжению чужим имуществом. Наряду с этим христианство признает предпринимательство как творческое умение человека распорядиться определенным имуществом или деньгами с целью их увеличения.
Отмена крепостного права в середине XIX века способствовала дальнейшему развитию предпринимательства. Значительно выросла сеть бирж, создаются земельные банки, торговые дома, растет количество крупных предприятий на акционной основе. Хотя наряду с крупными предприятиями насчитываются значительная часть мелких торговцев, ремесленников, фирм.
В XVII ст. предпринимателем называют человека, заключившего с государством контракт на поставку определенной продукции и выполнения работ. То есть происходит формирование одной из важных черт — ответственности за свои действия, поскольку от нее сильно зависит величина получаемой прибыли.
Теория меркантилизма просуществовала довольно длительное время, пока не подверглась критике со стороны ученых, среди которых — английский экономист, банкир Г. Кантильён и философ Д. Юм, которые были твердо убеждены, что идеи этого течения ставили в зависимость национальное богатство страны от уровня развития производства [1].
Позже Г. Кантильён стал первым, кто ввел в научный оборот понятие «предприниматель» (епитертепеит, что в переводе с французского означает «посредник»). «Г. Кантильён определял предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести продукцию и продать ее с целью получения прибыли, и который, испытывая необходимые расходы, не знает заранее, по каким ценам он сможет реализовать свою продукцию» [1].
То есть, по мнению автора, предприниматель — это субъект, деятельность которого тесно связана с риском, который требует от него больших умений не только предвидеть различные ситуации, но и уметь к ним приспосабливаться и принимать правильные решения. Стоит отметить, что в основном предпринимательством в те времена занимались ростовщики, ремесленники, купцы, которые имели поддержку от государства и владели необходимыми для предпринимателя способностями. Впоследствии, в своем развитии, предпринимательская деятельность получила больше свобод, а меркантилизм потерпел критических высказываний со стороны экономистов.
Критика меркантилизма вводит новую струю, основным видением которой способствовало стремительное развитие предпринимательства и переосмысление деятельности предпринимателей в пользу производства, а не обмена. Одним из представителей данного течения является английский учёный А. Смит. Используя принцип термина «Laisserfaire» («естественный порядок»), который ввели физиократы, ученый обосновал экономическую политику государства, что была моделью свободного предпринимательства. Поэтому, по мнению ученого, лишь поддерживая частные интересы предпринимателей и предоставляя им свободу конкуренции, можно осуществить правильное распределение ресурсов и удовлетворить необходимые обществу потребности. «Предприниматель,- по выражению А. Смита, является владельцем, который идет на экономический риск ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли. Предприниматель планирует, организует производство и распоряжается его результатами» [3]. В этот период основная характеристика предпринимательства направляется не только на рискованность деятельности, но и на получении дохода от действий предпринимателей.
Понятие «предприниматель», «капиталист», «буржуа» являются социальными синонимами, но в историко-онтологическом смысле это тождество можно применять лишь условно. В. Даль так определил эти понятия: предприниматель — это тот, кто организует, совершает нечто; капиталист — богач, имеющий много денег, а буржуазия — средний стан, торгово-ремесленный люд вообще [4].
Изучая историю предпринимательства становится понятно, что история российского предпринимательства почти в течение двух веков была неразрывно связана с сословно-корпоративными обществами — купеческими гильдиями. Становление и развитие деловой инициативы осуществлялись в границах и правовом поле Российской империи, где главные рычаги управления находились в руках дворянства или генетически связанной с ним, бюрократии. Основу сословно — корпоративной организации российского купечества в новый период истории были заложены именно в XVIII веке, когда на Россию распространился сословно-иерархический строй абсолютистского государства.
В историко-экономической литературе, как правило, подчеркивается тот факт, что реформы царя Петра Ⅰ обеспечили качественный скачок в развитии производительных сил Российской империи, равный по своему значению индустриализации советского периода. Тогда же российское государство впервые в больших масштабах обнаружило спрос на предпринимательскую деятельность. Но при этом в XVIII веке роль государства в экономике чрезвычайно возросла. Обладая огромными материальными и финансовыми ресурсами, а также правом неограниченного пользования землей и ее недрами, государство взяло на себя регулирование всего, что было связано с процессом производства и обмена, начиная с мест расположения предприятий и определение номенклатуры изделий до разработки правил ее реализации. Собственно, именно тогда была предпринята попытка создания государственной, так называемой «регулятивной» экономики, которую спустя два столетия назовут государственно-монополистической или административно-командной.
Следующую попытку организационного оформления купеческого состояния было осуществлено лишь в 40-х годах XVIII века. Согласно указу Елизаветы в 1742 г. было учреждено три купеческие гильдии. Формально корпоративное разделение купеческого состояния осуществлялось по комбинированному — функционально-имущественному принципу. Но фактически брался в расчет лишь функциональный — по виду торговли. Российское государство, как и прежде, руководствовалось сугубо фискальными соображениями, поскольку различные виды торговли приносили разные по размерам прибыли. Система гильдий заметно оживила предпринимательскую деятельность, привлекая к этой сфере представителей различных социальных слоев, в частности немало лиц «подлого звания». Одновременно она повысила социальный статус купечества, его роль в глазах общества. Однако гильдии не дали ожидаемого государством эффекта, не обеспечили увеличение поступлений в государственную казну. Созданы с единственной целью — упорядочить поступление налогов из среднего состояния, они оставили в неприкосновенности унизительный для купеческого сословия «сорокаалтинный» подушный налог. История купечества скрывает в себе много интересного и еще до конца не познанного. Ни в одном государстве предпринимательство не испытывало таких трудностей, как в Российской империи, особенно в советский период ее истории. Отождествление с капиталистической эксплуатацией, антиобщественными проявлениями «частнособственнических пережитков», оно считалось отжившим элементом хозяйственного уклада, который подлежал обязательному уничтожению. Однако опыт социалистического строительства в СССР свидетельствовал как раз об обратном — о бессмертии всегда присущей человеку жажды самостоятельного экономического созидания. Реальная жизнь советского общества показала, что, несмотря на прямую физическую ликвидацию представителей предпринимательского класса и другие средства придушения любых проявлений предпринимательской инициативы, весь послеоктябрьский период отечественной истории отмечен существованием специфических, суррогатных, уродливых, но все же не менее предпринимательских в своей основе образцов экономического поведения.
По нашему мнению, в периодизацию исторического развития предпринимательства можно положить принцип легитимности. Под принципом легитимности подразумевается закрепление возможности осуществления предпринимательской деятельности нормативными актами государства. Обоснованность такого принципа разделения вызвана существованием в прошлом Советского Союза и полным запретом в последнем любой предпринимательской деятельности. Поэтому вести речь о таком явлении, как предпринимательство, возможно лишь после установления государством возможности его существования и определения правил порядка и способа такого существования.
Руководствуясь приведенным принципом, можно выделить два периода развития предпринимательства в эту эпоху:
– Первый период — это так называемый дореформенный период 1985–1988 годов, который характеризуется постепенным нарастанием осознание неизбежности изменений.
– Второй период начался после распада Советского Союза, это период активных реформ в условиях слабой институциональной и правовой обеспеченности, время легализации теневых капиталов и вхождение в предприниматели представителей различных социальных слоев, время формирования правил игры, перечня основных игроков.
Первый период характеризуется тем, что после долгих лет застоя, характеризующегося, прежде всего, экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования. В 1986 г. 55 министерств и ведомств, более 100 предприятий, объединений и организаций получили право самостоятельной торговли на внешнем рынке. Ряд постановлений в 1986 г. предусматривал создание совместных предприятий.
Весомым в развитии предпринимательства стало принятие в 1987 г. Закона об индивидуальной трудовой деятельности [5], положивший начало формированию нового предпринимателя. Также этот период характеризуется так называемым кооперативным движением. Отношение ученых к кооперативному движению неоднозначное, некоторые видят в нем зарождение рыночной экономики, а некоторые относятся к нему крайне негативно. В частности Лукинов [6]отмечает, что кооперативное движение, которое в свое время представлялось его лидерами и сторонниками чуть ли не единственным путем спасения советской экономики, также после проверки его практикой оказалось замешанным в наиболее легком бизнесе закупки и перепродажи государственных товарных ресурсов (иногда с копеечной их переработкой), то есть изъятии из карманов потребителей и госказны баснословных доходов. Как показывает беспристрастное изучение, при огромном и непрерывно растущем денежном обращении такие «кооператоры», за редким исключением, не сумели заполнить рыночные ниши высококачественными и дешевыми товарами повседневного спроса.
Никем и ничем не защищенные покупатели чаще только возмущались грабительской дороговизной, низким качеством и непоказанностью товаров, которые реализовались кооператорами на опустошенных ими же прилавках госмагазинов, включая центральные универмаги Москвы, Ленинграда, Киева и других крупных городов. Обещанная конкуренция кооператоров, их борьба за потребителя, что должно привести к падению уровня кооперативных цен, не состоялась. Острый товарный дефицит и организованно поддерживаемый монополизм побуждали потребителей покупать все, что предлагалось, по ценам, которые значительно превышали реальную стоимость товаров.
Также параллельно с этим законом были приняты и такие нормативно-правовые акты как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 07.04.1989 «Об аренде и арендных отношениях в СССР» [7], Закон СССР от 04.06.1990 «О предприятиях в СССР» [8], Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик [9], Закон СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» [10]. Законодательств того времени закрепляло право на равную защиту всех собственников, право собственности граждан на любое имущество потребительского и производственного назначения, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательством не могли принадлежать гражданину, право собственности юридических лиц, право собственности государства.
Физическим лицам — предпринимателям было предоставлено право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами. Так же чётко выделялись субъекты предпринимательства, ими признавались граждане СССР, не ограниченные в правах, любые иностранные граждане или лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и республик. Закреплялось коллективное и частное предпринимательство, осуществляемое на основе собственности граждан, а также имущества, полученного и используемого на законном основании. Закреплялось существование в предпринимательстве такого понятия как наёмный труд, определялось, что предпринимательская деятельность может осуществляться как с созданием так и без создания юридического лица. Государство того времени обеспечивало правовые гарантии и поддержку в развитии любых форм предпринимательства, которое осуществлялось в рамках закона.
Обращаясь к Закону СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» нужно обратить внимание, что законодатель закрепил в нём основные положения регулирования прав предпринимателя таких как создавать для осуществления своей деятельности любые виды предприятий, организация которых не противоречит законодательным актам Союза ССР и республик; приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий и предприятий, основанных на других формах собственности, иное имущество и имущественные права; участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов; нанимать и увольнять работников на условиях контракта и на иных условиях, установленных законодательством; свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей; получать любой, не ограниченный по размерам личный доход и т. д. [10]. Этот закон также устанавливал обязанности и ответственность предпринимателя, правила государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и основания прекращения предпринимательской деятельности, правила налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности и личного дохода предпринимателя, основные принципы государственной поддержки и защиты прав предпринимателей.
Следует сказать о таких основополагающих правовых актах РСФСР, а позднее Российской Федерации, регулировавших отношения в сфере предпринимательства в этот период, как Законы от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР» [11], от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [12], от 22.03.1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [13], от 26.06.1991 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [14], от 04.07.1991 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [15].
Закон РСФСР от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» субъектами предпринимательства являются граждане РСФСР и других союзных республик, не ограниченных в установленном законом порядке в своей дееспособности; граждане иностранных государств и лиц без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР; объединения граждан — коллективных предпринимателей (партнеров). В этом законе установлено, что статус предпринимателя приобретался посредством государственной регистрации предприятия, т. е. юридического лица. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, должна была регистрироваться как предприятие. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, могла регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность [12].
Все это привело к тому, что применение на территории Российской Федерации Закона СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который, как уже отмечалось, предусматривал ведение физическими лицами предпринимательской деятельности как путем создания юридического лица, так и без образования такового было фактически заблокировано. Поэтому индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица в 1991 г. могла осуществляться лишь при отсутствии у соответствующего предпринимателя наемных работников и после регистрации индивидуальной трудовой деятельности.
Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», и Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», а также ряд других актов исходили из того, что осуществление гражданином предпринимательской деятельности возможно путем создания в этих целях юридического лица. Между тем создание юридического лица — это не предпринимательская деятельность, а единичный волевой акт, свидетельствующий лишь о предприимчивости гражданина-учредителя. После создания и государственной регистрации юридического лица (или предприятия — по терминологии законодательства того времени) предпринимательскую деятельность осуществляет уже не гражданин, а созданное им юридическое лицо [12].
Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как правило, не предусматривал право собственности юридического лица на имущество — оно находилось в собственности учредителей. Это касалось не только государственных и муниципальных предприятий, но также индивидуальных (семейных) частных предприятий, смешанных товариществ, товариществ с ограниченной ответственностью [12].
Несовершенство законодательства Российской Федерации, коллизии между ними и законодательством Союза ССР, действовавшим в первой половине 90-х гг. на территории России, трудности в правоприменительной практике не способствовали возникновению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до введения в действие части первой нового ГК РФ [16]. Именно это событие можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии активное развитие индивидуального предпринимательства в современной России.
Хотя в законодательной базе Российской Федерации есть и конкретное определение термина «предпринимательство», большинство ученых не соглашаются с таким видением, потому что считают его таким, что не полностью раскрывает это понятие. Именно поэтому каждый из украинских ученых, которые рассматривали теорию предпринимательства, предлагают свои определения термина. Однако на сегодня эта теория все еще остается не сформулированной до конца, что дает возможность последующим исследователям и в дальнейшем изучать феномен предпринимательства и рассматривать его через призму разных наук.
Рассматривая развитие предпринимательства на современном этапе в Российской Федерации, представляется возможным провести определенную периодизацию развития указанного явления и выделить четыре периода его становления:1) рабовладельческий; 2) развитие Древнерусского государства; 3) советский период; 4) период зарождения и развития рыночных отношений.
Литература:
- Романова Л. В. Феномен предпринимательства / Л. В. Романова // Экономика АПК. — 1997. — № 2 — С. 30–36.
- Лазанська т. История предпринимательства (на материалах торгово-промышленной статистики XIX века.) / Т. Лазанська. — К., 1999. — С. 75.
- Варналий З. С. Основы предпринимательства: учеб. по — сиб. / Из. С. Варналий. — Изд. 3-е, [перераб. и доп.]. — К.: Изд-во «Знания-Пресс», 2006. — 350 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. Ы. Даль. — Спб., 1863–1866
- Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности от 01.05.1987г.(утратил силу)//Литературная газета 1987,- 27 мая (№ 22) -с. 12
- Лукинов И. И. Эволюция экономических систем. — Москва: Экономика, 2002. — Ст. 417.
- У каз Президиума Верховного Совета СССР от 07.04.1989 «Об аренде и арендных отношениях в СССР»(утратил силу)// Ведомости ВС СССР. 1989. N 15
- Закон СССР от 04.06.1990 «О предприятиях в СССР» (утратил силу)// Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 25
- Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик(утратил силу)// Ведомости ВС СССР от 26 июня 1991 г., № 26
- Закон СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (утратил силу)// Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 16. Ст. 442.
- Законы от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР» (утратил силу)// «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, N 30, ст. 416.
- Закон РСФСР от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»(утратил силу)// «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 27.12.1990, N 30, ст. 418
- Закон РСФСР от 22.03.1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (утратил силу)// «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, N 16, ст. 499
- Закон РСФСР от 26.06.1991 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (утратил силу)// «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.07.1991, N 29, ст. 1005
- Закон РСФСР от 04.07.1991 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (утратил силу)// «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.07.1991, N 29, ст. 1008.
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями от 02.10.2016) // «Российская газета» от 8 декабря 1994 г.